Созданный ребятами из питерского Truck Garage внедорожник по цене и харизме переплюнул даже культовый мерседесовский «Гелик» AMG G 63.
«Гиперион» милостлив: при рождении не забрал ни одной исторической жизни. Хотя мог бы. Но как не старались российские кастомайзеры, так и не нашли подходящий под проект раритетный кузов-заготовку ГАЗ М-1. Что утиль за бесценок, что восстановленные экземпляры за миллионы рублей требовали последующей кропотливой подгонки и доработки железа под специфические параметры будущего внедорожника. Иными словами, советская «овчинка» не стоила выделки.
Решение проблемы подсказал известный принцип: «если пришла в голову интересная идея, проверь – в Америке, скорее всего, ее уже реализовали и продают». А ведь и горьковскую «Эмку» проектировали с оглядкой на заморский Ford. Так вот в Соединенных Штатах до сих пор для энтузиастов хот-род движения выпускают композитные реплики кузовов моделей 30-х годов прошлого века. В одной из таких контор и заказали «силуэт» седана Chevrolet образца 1934-го, который доставили в Россию уже с «чопнутой» крышей – подрезанными по канонам стойками. Причем качество подгонки элементов и чистоты поверхностей оказалось чуть ли не образцовым.
По документам Hyperion так вообще Jeep. Донором рамы и правда стал Wrangler JK, однако неправильно думать, будто бы питерские мастера построили внедорожник на всем готовом. Это в колхозе дело просто: накинул на шасси «Шишиги» кузов «Волги» – и ты король кастомайзинга. Не подумайте, не хочу принижать талант народных умельцев, просто каждый работает в меру доступных технологий и ресурсов. Например, важнейшим нюансом в постройке «Гипериона» оказалась скромная ширина винтажного кузова. С учетом этого параметра пришлось заужать платформу, а переднюю часть с креплениями подвески проектировать заново.
Дальше – больше: надо искать мосты. Разнообразные джиповские прочные, однако слишком широкие; от малыша Jimny – подходящие по габаритам, но слабоватые, поскольку уникальный внедорожник задумывали не только харизматичным, а еще и весьма могучим. Снова на выручку пришла Америка: фирма Dynatrac изготовила по индивидуальному заказу Truck Garage мосты с блокировками межколесных дифференциалов от ARB.
Пришлось помудрить с рулевым управлением. Стоковый рэнглеровский механизм не помещался внутри зауженной рамы. И так, и сяк пробовали – не лезет. Выходом из положения оказался агрегат от точно такого же, но праворульного «Джипа»! Машинку развернули зеркально и приладили снаружи лонжерона с «правильной» стороны.
Подвеску подобрали из ассортимента Icon Vehicle Dynamics, но к характеристикам крутых койловеров вернемся чуть позже. Потому что это надо не описывать, а чувствовать. Равно как мощь силового агрегата, заказанного опять же в США из линейки Chevrolet Performance. 6,2-литровый нижневальный атмосферный V8 схож с тем, что устанавливают, к примеру, на Cadillac Escalade или Chevrolet Corvette. Вот только на кастомном агрегате «горбатый» распредвал и усиленный шестиступенчатый автомат в придачу. На выходе – порядка 535 сил и чумовой звук, после которого не остается вопросов, зачем бензиновые боги создали восьмицилиндровые моторы.
Внушительный движок разместили почти в пределах колесной базы, для чего пришлось препарировать моторный щит композитного кузова.
И теперь вы понимаете заголовок: в стиле «Эмки» – вовсе не значит строить «корч» на советских агрегатах. По факту у Truck Garage получился собирательный образ: узнаваемый, однако полностью оригинальный продукт на индивидуальных компонентах. И ребятам пришлось потратить немало времени, чтобы подружить все части уникального организма друг с другом. Дело даже не в подгонке деталей по месту – это только часть процесса. Hyperion по большому счету родился дважды: сначала машину изготовили в пробном черновом варианте, затем раскидали на запчасти, а после финишных доработок скрутили вновь – уже в нарядном варианте.
Hyperion и его стилистический прообраз из прошлого – ГАЗ М-1, прозванный в народе «Эмкой».
Примечательно, что Hyperion не оставили стыдливо пылиться в гараже в ожидании окончания карантина и приемки заказчиком. Внедорожник, намотав буквально сотню пробных километров, отправился в лютые холода – на фестиваль «Байкальская миля», где на пару с «Алисой» (вскоре надеемся рассказать о ней подробнее) произвел фурор. Разработчики честно признают – мелкие недоработки вылезли. К примеру, пришлось доработать охлаждение коробки передач. Но главное, обе машины легко запускались в мороз минус 34, бодро гоняли по льду и вообще не подвели.
Чуть забегая вперед, скажу – Hyperion и правда удивил проработкой деталей. Обычно такого рода проекты на первых выездах подкидывают немало «багов»: там что-то скрипит, здесь трещит, на предельном вывороте колеса задевают раму и так далее. Но питерский внедорожник едет гладко, словно сошел с конвейера после тысяч километров испытаний – цельный продукт, добротный.
А вот ощущения – за гранью привычного. Мне доводилось пилотировать разную технику: и гоночную, и сугубо внедорожную, и армейскую. Думал, меня сложно удивить. Однако же Hyperion смог. Наступая на широкую подножку, ты, почтительно пригибаясь, попадаешь в мир, где уютные винтажные образы отравили таким притягательным для любого петролхэда ядом антипрактичного беспредела.
Внутри всего два места. Упраздненный задний диван заменили массивные трубы каркаса безопасности (помним – кузов композитный), «сундук» для личных вещей, сабвуфер и открытая площадка для менее ценной поклажи. Кузов заметно сужается к носу, да и вообще ширина салона здесь такая, что «чувство локтя» перестает быть унылым понятием из скучного фразеологического словаря. Хваткий руль в руках, однако передняя панель с приборами под старину где-то там, вдали, под щелью ветрового стекла. Ноги едва помещаются в норе педального узла, к тому же переносить ступню сильно мешает ступенька: газ расположен выше тормоза. Говорят, так пожелал заказчик.
Упакованный в кожу и дерево интерьер предельно лаконичен, но обратите внимание на детали. Особый шик – настоящие металлические дверные ручки и воздуховоды.
А вот к переключателям при такой компоновке салона приходится тянуться без вариантов. Однако мастера Truck Garage в угоду стилю изначально старались сократить количество кнопок: оставили только самое необходимое – селектор автомата, свет, «дворники», клавиши стеклоподъемников да тумблеры воздушного компрессора и блокировок мостов. Мультимедийные функции упаковали в головное устройство Alpine с красочным тачскрином. В 30-е такого, разумеется, не было, но Hyperion и не пытается залипнуть в прошлом. Наоборот, внедорожник предлагает базовые элементы комфорта для современного человека: кондиционер, музыка, Bluetooth, камеры.
Дополнительные «глаза» изрядно помогают при маневрах, потому что на первых порах габариты «Гипериона» требуют перекалибровки сенсоров твоего организма. К светофорам не стоит приближаться вплотную – через узкие амбразуры стекол не увидишь сигнал. Да и не очень ясно поначалу насчет правой стороны: где там за краем клиновидного капота прячется громадное 35-дюймовое колесо?
Впрочем, это проблемы тех, кто попадет под зубастый протектор резины Nitto. Ведь Hyperion вовсе не выставочный неженка. Помимо упомянутых межколесных блокировок, у него есть лебедка Warn, те самые внедорожные покрышки, понижающая передача – полный набор для приключений вне асфальта.
Управление раздаткой (к слову, тоже джиэмовской) организовано хитро. Чтобы не плодить в салоне неэстетичный частокол рычагов, селектор упрятали под панель – на то место, где обычно находится ручка открывания капота. Да, положения надо запоминать, индикации нет, но так ведь использование «Гипериона» предполагается человеком знающим.
И знаете, на питерском внедорожнике прикольнее колесить по городу. Понятное дело, все пешеходы – от дедушек до «цифровой» молодежи – сворачивают головы. Каждый находит в «Гиперионе» что-то родное, будь то ностальгические мотивы или авангардные киберпанковские детали.
Но у водителя свой кайф: он словно варится в бурлящем по обе стороны кузова, куда выведен выпуск, густом и нажористом адреналине. Накрывая децибелами, двухтонный внедорожник по мокрому асфальту буксует и на второй, и на третьей передаче. 535 сил пуляют машину до сотни секунд за 5-6, чтобы держаться в потоке, достаточно лишь поглаживать педаль акселератора.
И хочешь ты этого или нет, машина всегда рвется вперед. На бездорожье это даже удобно – ползешь себе на холостых по буеракам, рулишь спокойно, тяги хватает с запасом. А вот на регулярных остановках в городе «Гиперион» требует сдерживать себя тормозами или же переходить на нейтраль. Да и автомат порой переключает ступени нарочито грубовато. Американцы разводят руками: никто не ожидал, что могучий силовой агрегат для гонок чудные русские поставят на такую специфическую вездеходную технику. Поэтому сейчас наши ребята пытаются сами адаптировать прошивку электронного блока мотора, понизив обороты холостого хода для более удобного перемещения в пробках.
И здесь пора вспомнить о подвеске. «Гипериону» достались весьма удачные по балансу жесткости и плавности койловеры. В них нет типичной для гражданских внедорожников размазанности, равно как и гоночного профессионального снобизма, когда стойки заставляют стучать зубами до тех пор, пока не начинаешь дубасить по-взрослому. Оптимальная для обычных дорог настройка – благородно, упруго идет машина. И на стыках не переставляет, и крены некритичные, при этом перед ямами можно вообще не тормозить. Аналогично на офроуде – сломать этот автомобиль о щербатую грунтовку или пересеченный рельеф еще надо постараться. А от ударов в руль руки водителя бережет эффективный демпфер.
Конечно, не стоит тешить себя иллюзиями. Глобально Hyperion рулится, как и любой другой рамный вездеход на жестких мостах – что «УАЗ Патриот», что Suzuki Jimny. И ему далеко в стабильности до стокового Jeep Wrangler нового поколения JL. Питерская машина реагирует на колеи, боковой ветер, требует аккуратности при торможении – самые крупные для 20-дюймовых дисков механизмы Brembo обеспечивают мертвую хватку, однако к ощущениям при замедлении придется привыкать. На «загородных» скоростях свист ветра в огромной «люстре» и багажнике на крыше затыкает даже голос V8, а стеклоочистители «детского» формата в дождь заставляют ехать по приборам, которых почти нет.
Брутальная машина и характера требует твердого. Но раз уж ввязался в эту историю, иначе нельзя – положение обязывает. И лично мне радостно (а еще завидно), что ради нестандартных эмоций люди готовы инвестировать в подобные лютые проекты космические суммы. «Гелик» от AMG правда отдыхает: 14,5 миллионов рублей за немецкий культовый внедорожник – деньги, шокирующие по меркам массового рынка. А наш Hyperion еще круче – эксклюзив, цена которому порядка 17 миллионов.
Живите пока что с этим, а творчество Truck Garage на месте не стоит. Приоткроем тайну – в Санкт-Петербурге уже вовсю идет работа над новым проектом. Не можем раскрывать подробности, но точку интереса обозначим. За основу взяли легендарный ГАЗ-69. Значит, еще погоняем на стиле!
Фото – Сергей Белостоцкий и Юрий Урюков