Сегодня у нас интересная круглая дата, на которую выпадают сразу три важных события в истории российской авиации. Из них одно – праздничное и два – трагичных. Начнем с праздничного, поскольку по хронологии оно – наиболее раннее. Итак, ровно 105 лет тому назад, 27 марта 1913 года (по новому стилю) вышел на испытания и совершил первые пробежки по аэродрому самолет-гигант Сикорского «Гранд», впоследствии переименованный в «Большой Балтийский», а затем – в «Русский Витязь».
Как известно, на момент создания и начала испытаний это был самый крупный, самый тяжелый и самый грузоподъемный самолет в мире, причем он оставался таковым все время своего существования. А впоследствии эту эстафету перехватил его наследник «Илья Муромец», который также оставался непревзойденным более года. При тогдашних стремительных темпах развития авиации это очень большой срок.
Я не сторонник приукрашивания и идеализации Российской Империи, тем не менее надо признать, что не только в гуманитарной, но и в технической сфере у нее были реально феноменальные достижения. Немного, но были.
Создатель «Гранда» Игорь Сикорский возле своего впечатляющего творения. Снимок, предположительно, сделан в апреле или в начале мая 1913 года.
Общий вид «Гранда» в его первоначальном двухмоторном варианте. Позже на самолет установили еще два двигателя, отчего его летные характеристики значительно улучшились.
Первый вариант четырехмоторного «Гранда». Изначально моторы стояли в двух тандемных спарках с тянущими и толкающими винтами.
Финальная версия машины с моторами, размещенными в ряд вдоль передней кромки нижнего крыла. Для улучшения управляемости самолет оснащен дополнительным центральным рулем направления, на носовом балконе установлен прожектор, колеса покрыты кожаными чехлами. В таком виде «Гранд», уже переименованный в «Русского Витязя», поставил несколько мировых авиационных рекордов, в частности, совершив полет с тринадцатью пассажирами на борту.