Ил-114-300 – будущая рабочая лошадка российской пассажирской авиации

13

В СССР функцию перевозки пассажиров на ближнемагистральных региональных линиях осуществляли самолёты Ан-24, Як-40 и Як-42. Этими самолётами было перевезено самое большое число пассажиров и парк их был самым внушительным. По сути именно эти машины можно назвать рабочими лошадками Аэрофлота.

Так как все эти машины были разработаны в 60-е начале 70-х годов, в 80-е годы для их замены готовился самолёт Ил-114. Являвшийся идеологическим потомком и обновлённой версией более раннего самолёта Ил-14.

Предок Ил-114. Советский ближнемагистральный самолёт Ил-14


Предок Ил-114. Советский ближнемагистральный самолёт Ил-14

Разработка и испытания этой машины были закончены и в конце 80-х годов даже была начата её серийная сборка. Однако СССР развалился и на проекте поставили крест, хотя несколько штук Ил-114 всё же было построено.

О проекте забыли до 10-х годов 21 века, когда на российском рынке наблюдается острый дефицит региональных авиалайнеров, вследствие чего из одного областного центра в другой приходится летать через Москву. Тогда, президент России В. Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114.

Естественно, за прошедшее время техника шагнули вперёд и производит в том же виде, в котором самолёт был разработан более 20 лет назад было не совсем разумно. Поэтому сначала нужно было провести ревизию проекта и некоторую модернизацию машины.

Проект получил название Ил-114-300, а в июне 2015 года обсуждались перспективы производства Ил-114-300 на площадках самарского «Авиакор» (изначально Ил-114 предполагалось производить в Ташкенте).

Ил-114-300 – будущая рабочая лошадка российской пассажирской авиации

Отдельно нужно заметить, что на момент развала СССР в Ташкенте скопилось определённое количество комплектующих для Ил-114, говорят, что их бы хватило даже для постройки десятка самолётов. Часть этих комплектующих удалось выкупить в Узбекистане и из них построить первый, теперь уже полностью российский самолёт, который поднялся в воздух 16 декабря 2020 года.

А далее грянул 2022 год, и как оказалось, считавшийся российским Ил-114-300 имеет кучу импортных комплектующих, которые нужно замещать и сроки по налаживанию серийного выпуска самолётов начали стремительно сдвигаться. Однако 31 марта 2024, второй, уже импортозамещённый Ил-114-300 всё же поднялся в воздух. Самолёт получил серийный номер 01-10, регистрационный номер 54115.

Ил-114-300 – будущая рабочая лошадка российской пассажирской авиации

Так же было принято решение что сборку Ил-114-300 будет производить сравнительно небольшой завод в Луховицах (ЛАЗ имени П. А. Воронина), обещают до 20 самолетов в год. При этом отдельно нужно отметить, что судя по всему именно Ил-114-300 станет первым, так сказать, российским авиалайнером новой волны. Все работы по импортозамещению на нём были закончены раньше, чем на распиаренных «Суперджетах» Ту-214 и других машинах. Что же из себя представляет обновлённая машина?

Ни каких особых изысков и суперинновационных технических решение данный самолёт не имеет. Зато он сделан в лучших традициях отечественного или скорее советского авиапрома с тройным запасом прочности. Движки авиалайнера, ТВ7-117СТ используются ещё и на опытном транспортном самолёте Ил-112В, серийное производство которого так же готовится. Кроме этого, эти две машины имеют и другие общие детали что делает их серьёзно унифицированными между собой.

Изначально Ил-114 разрабатывался для полётов с не самых лучших аэродром, он даже может садиться и взлетать с грунтовых ВПП. Так что именно на эту машину ляжет связь труднодоступных районов России с «большой землёй».

Сегодня известно, что самолет избавился от аналоговых приборов в кабине, вместо них установлены современные цифровые экраны. Кроме этого уже лайнер получил обновленные самолётные системы, пилотажно-навигационный комплекс и оборудование связи.

Ил-114-300 – будущая рабочая лошадка российской пассажирской авиации

Из интересного, у Ил-114-300 «стеклянная» кабина и увеличена долю композитных материалов. Та же ранее сообщалось, что Институт силовой электроники НГТУ НЭТИ в сотрудничестве с ПАО «АК Рубин» разработал для Ил-114-300 цифровую тормозную систему (даже не представляю, что она из себя представляет).

Ну и в заключении некоторые важные характеристики. Ил-114-300 должен брать на борт до 68 пассажиров и 1500 кг коммерческой нагрузки при максимальном запасе топлива, на котором самолет должен пролетать до 5 600 км с крейсерской скоростью 500 км/ч на высоте до 7 600 м.

И по производству. Воронеж. ВАСО будет производить планер (крыло, хвостовое оперение с механизацией, мотогондолы), в общем почти половину планера. Нижний Новгород. «Сокол» будет выпускать фюзеляж, гидравлику и электрику, около 40% всех комплектующих самолета. Санкт-Петербург. «Климов» поставит двигатели. Ну и окончательная сборка будет производиться как уже упоминалось в Луховицах, в Московской области. При этом, есть подозрение, что маленький завод в Луховицах не потянет 20 машин в год, максимум 10-12. В общем подводных камней хватает, но лёд тронулся и новый российские ближнемагистральные самолёты всё же появятся на линиях.

Ил-114-300 – будущая рабочая лошадка российской пассажирской авиации

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account