21

Пока Владивостокские крейсера спешно ремонтировались в мастерских и доке, вице-адмирал Бирилёв ждал ответ на депешу, посланную им на высочайшее имя. В ней предлагалось, ни много ни мало напасть на остров Хоккайдо и разорить несколько портов и крупных деревень. Однако пришедший ответ был категоричен: «Подобных попыток не предпринимать…». Впрочем, о других территориях Японской империи речи не шло и в августе крейсер «Алмаз» с десантной ротой на борту предпринял короткое, но увлекательное путешествие к островам Кунашир, Парамушир, Сикотан, Онекотан и другим. Японское население сподобилось узнать латинскую мудрость – «Горе побежденным». Все найденные на островах рыбачьи лодки были сожжены, жилища разрушены. С айновской старшиной были проведены беседы на тему «японцев не пускать, а будут наглеть, обращаться на Сахалин».

— Напрасно все это господа. Как лезли сюда япошки, так и будут лезть.

— Будут лезть, будем топить.

— И много вы натопите Иван Анатольевич?

— Да сколь угодно Ипполит Матвеевич. Любой сампан или шхуна все одно дороже, чем несколько снарядов.

— Оригинально господа. Но погодите …, — спор офицеров на мостике прервал вестовой — Господа вас ждут в кают-компании. Срочно…

Как ни странно, первыми боевыми кораблями нового флота стали военные транспорта.

И снова Бирилёв

Многие в морском министерстве посчитали это блажью нового министра. Никому ненужной дорогостоящей растратой. Даже Николай II изволил сильно удивиться такому «возрождению». Впрочем, Бирилёву не слишком мешали, полагая, что «зарвавшийся» адмирал скоро выйдет из фавора. Однако вскоре, с полного согласия его императорского величества российский флот пополнили военные транспорта «Смоленск», «Херсон», «Петербург». Бывшие вспомогательные крейсера были основательно дооборудованы. Один из грузовых трюмов мог принимать запас продуктов, либо после небольшой подготовки – боеприпасы. Другой трюм, а на более крупных кораблях, где грузовых помещений было намного больше, один из двух оставшихся предназначался для угля, а потом и жидкого топлива. Были установлены более мощные грузовые стрелы и лебедки. Под артиллерийские орудия возвели специальные «банкеты», поскольку использовалась «американская» система размещения артиллерийских установок. Таким образом, первый транспорт «Смоленск» мог отражать атаку вражеских плавсредств шестью орудиями на борт или минимум двумя орудиями с носа или кормы. Для Черноморского флота предназначался меньший транспорт – «Петербург».

В течение следующих двух лет флот принял в свои ряды суда «Москва-III», «Саратов», «Владивосток (бывший вспм.  крейсер «Кубань)», а на Дальнем Востоке появился еще один военный транспорт — «Монголия».

Однако не только военными транспортами прирастал флот России. В начале 1906 года на Невском судостроительном и механическом заводе без особой помпы заложили корабль. Именовался он «Сапфиром» и как поначалу думали на заводе, был систершипом крейсеров «Изумруд» и «Жемчуг». Сначала работы велись довольно быстро, но затем выяснилось, что машинные и котельные отделения будут иными, и до их доделки время еще не пришло. К середине октября 1907 года легкий крейсер «Сапфир» с установленными котлами и трехвальной паровой турбиной Парсонса был спущен на воду. Затем строительство немного приостановилось. В мае 1908 года, после череды интенсивных испытаний крейсер, сменив 17 различных типов гребных винтов, вошел в состав Императорского флота. А на стапеле уже строились еще два крейсера необычных очертаний.

Линейка крейсеров Изумруд, Сапфир, Александрит, усовершенствованный Александрит

Линейка крейсеров Изумруд, Сапфир, Александрит, усовершенствованный Александрит

Помимо строительства новых кораблей, происходила и модернизация старых.

В полутемной малой гостиной сидели за столом три человека. Свет лампы под зеленым абажуром падал на стол, только наполовину освещая их лица. На столе лежали какие-то бумаги, стояли чашки с остывшим чаем.

… — Господа. Все это было на грани. Можно сказать нам невероятно, просто фантастически повезло. И торпеды вышли из аппаратов как нужно, и взорвались очень удачно. И наши снаряды ложились очень даже хорошо. А то, что японцы отступили, для меня было полной неожиданностью. Но теперь господа мне потребуется от вас помощь.

— Чем же мы можем вам помочь Алексей Алексеевич, — сухо произнес один из собеседников.

— Иван Константинович. Вы как будто на меня обижены. Право не стоит. Вокруг меня сейчас одни заговоры и морским министром мне быть не долго. А вот ваша кандидатура одна из первых. Да и вам Николай Оттович быть командующим Балтийским флотом. Год, два и назначат.

Контр-адмирал Эссен буквально впился пронзительным взглядом в лицо Бирилёва.

— Это опять ваши пророческие штучки Алексей Алексеевич?

— Да ну какой из меня пророк. Иногда пытаюсь предугадать передвижения вокруг государя. И то, чаще попадаю пальцем в небо. Но давайте вернемся к нашему флоту. Пока от меня что-то зависит, будут делаться следующие вещи. Новые орудия. Приблизительно два или три типа. Совершенно новая 133-мм пушка и модернизация 120-мм пушки путем переделки станка. Возможно, потребуется еще одно орудие калибра 107-мм.

— Зачем конструировать новые орудия? Разве существующие так плохи?

— Николай Оттович. Будь на «Новике» более мощные орудия, он вполне мог бы расстрелять японский крейсер с большего расстояния. Считайте сами. Орудие весом с 4,2- дюймовку Канэ, но со снарядом мощностью почти как у 152-мм Канэ. С дальностью стрельбы кабельтовых 70 минимум.

У адмирала Эссена против воли сжались кулаки. Эх, если бы там у него были такие орудия, ух он этим японцам…

— Вот и я об этом Николай Оттович. Причем для изрядной экономии количество орудий на кораблях будет уменьшено, с возможным сохранением равного количества в бортовом залпе.

— Это, каким же образом такое возможно Алексей Алексеевич, — критически заметил контр-адмирал Григорович?

— Вот поглядите на эту схему господа. Я набросал вид сбоку крейсера «Варяг», который нам построил господин Крамп. В бортовом залпе участвуют всего половина орудий главного калибра. Ровно шесть штук. Если мы уберем с крейсера четыре орудия, даже пять, но поместим их вот так, то бортовой залп уменьшится всего на одно орудие. А если найдем, куда пристроить еще одно носовое орудие – бортовой залп будет прежним.

И снова Бирилёв

— Это, это …. Очень неожиданно.

— Подобное расположение орудий на легких крейсерах уже отражено в проекте. Кроме того, господа, подобное расположение орудий главного калибра предусмотрено и на всех остальных новых боевых кораблях.

— Алексей Алексеевич, вы же морской министр, вам проще всего…

— Простите Иван Константинович за невежливость. После конфуза с «Иоанном» и «Евстафием» государь и слышать ничего не хочет.

Это недоразумение годичной давности попортило немало крови у адмирала Бирилёва. Да корабли устарели к моменту постройки, да концепция оказалась ведущей в тупик, но требовать немалое количество средств на модернизацию и заменить многочисленную артиллерию среднего калибра какой-то мелочью. На Бирилёва ополчился почти весь Черноморский флот. Причем не, сколько моряки, а все больше поставщики. В их истошных воплях утонули все хорошие предложения, о возросшей с 16 до 19 узлов полной скорости, об усилении артиллерии главного калибра на половину, о сокращении числа матросов. Да много чего хорошего утонуло в панических криках воинствующих критиканов.

И снова Бирилёв

И снова Бирилёв

Несостоявшаяся модернизация «Иоанна Златоуста» и «Евстафия»

— Кроме того, господа, нам придется попрощаться с паровыми машинами. Они конечно не будут забыты насовсем, но за турбинами будущее. А чтобы «просвещенные мореплаватели» отхватили кусок поменьше, нужно подключить швейцарскую компанию «Броун, Бовери и Ко». Они имеют возможность строить турбинные корабельные установки. Я как-то набросал минимум, который нужен нашему флоту.

С этими слова адмирал Бирилёв придвинул к себе два больших рисунка.

— Вот это британский крейсер «Аметист». На нем установлена турбинная установка и скорость хода не менее 22 узлов при 14 000 л.с. Главный калибр представлен десятью четырехдюймовками. Прочая мелочь не в счет. А вот наш крейсер. Тоже турбина, только мощнее. Тысяч двадцать, главный калибр – пять 120-мм. Торпедные трубы одиночные, четыре штуки. Сильнее британских и германских крейсеров.

И снова Бирилёв

И снова Бирилёв

— А почему вы взяли столь мощные орудия и не подкрепили их противоминными?

— А потому, Иван Константинович, что эти сорокапукалки, кроме салютации ни к чему другому не способны. Двух за глаза хватит. А морские трехдюймовки будут проданы, вместе со снарядами. Не все конечно. Кроме этого Ростислав Августович (Дурляхер) построил удачный станок для 120-мм орудия. Сейчас идет конструирование подобного станка для шестидюймовок Канэ.

— А в чем новизна, Алексей Алексеевич?

— Угол возвышения установлен в 45 градусов. Общая масса установки не более 438 пулов или 7 нормальных тонн.

— И все-таки, почему 120-мм?

— Новейшие японские истребители имеют главный калибр в 120-мм. Орудия системы Армстронга. И торпеды увеличенной дальности…

Расстались собеседники далеко за полночь.

vasia23
Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account