Продолжение небольшого, но интересного цикла статей из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike.
Личный состав палубных эскадрилий АВ «Хорнет» мягко говоря недолюбливал командира авиагруппы корабля, а капитан 2-го ранга Стэнхоуп Ринг отвечал им полной взаимностью. Поэтому когда 26 мая 1942 г. 16-е оперативное соединение, построенное вокруг авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет», на двое суток зашло в Пёрл-Харбор перед тем как отправиться к Мидуэю, то авиагруппа «Энтерпрайза» была отправлена в 36-часовое увольнение (для пилотов на такой случай специально бронировались номера в «Королевском Гавайском отеле» Гонолулу), а вот авиагруппа «Хорнета» волевым решением её командира была оставлена на казарменном положении на авиабазе морской пехоты Эва. Поскольку никакой военной необходимости в данном решении не было, то это было воспринято исключительно как самодурство и мелкая месть старшего офицера, не сумевшего заcлужить авторитет и уважение своих подчинённых.
Авиабаза Корпуса морской пехоты, Эва, о. Оаху.
Дошло до того, что командиры эскадрилий, и даже некоторые пилоты постарше званием, высказали в лицо Рингу всё, что они думают о его профессиональных и личных качествах, за что получили соответствующие взыскания. Однако скандал скандалом, а готовиться к предстоящему боевому походу тоже было нужно. Начальство авиагруппы и эскадрилий вскоре отправилось утрясать многочисленные вопросы по снабжению в расположенный в 11 км Пёрл-Харбор, а расстроенный лётный состав остался предоставленным самому себе. Впрочем, они недолго завидовали своим коллегам, отдыхающим в шезлонгах у бассейна и пляжа отеля или в барах Гонолулу (не говоря уж о более интересных перспективах на вечер), а вполне ожидаемо решили компенсировать недостаток качества отдыха интенсивностью оного, благо в офицерской столовой авиабазы тоже имелся бар, где тоже наливали. Мне не удалось выяснить состав тамошнего фирменного пойла под названием «коктейль Бэйкерз Пойнт», но судя по тому, что доблестные летуны к ночи благополучно упились в хлам – данная смесь была достаточно забористой.
И почувствуем разницу – «Королевский Гавайский отель», Гонолулу, о. Оаху. Я бы тоже обиделся 🙂
Командир 8-й торпедоносной эскадрильи АВ «Хорнет» капитан 3-го ранга Джон Уолдрон очень серьёзно относился к физподготовке своих подчинённых, поэтому утренняя зарядка с пробежкой и силовыми упражнениями была в его подразделении обязательным элементом распорядка дня как на авианосце, так и на берегу, вне зависимости от времени года и погоды. Весь день 26 мая он провёл в Пёрл-Харборе, выбивая для своих старых «Девастейторов» неположенные им по штату спаренные турельные пулемёты «Донтлессов», а на рассвете следующего дня выехал на авиабазу Эва чтобы провести зарядку. Каковó же было его возмущение, когда на команду «Подъём» его доблестный личный состав отреагировал лишь ещё более громким храпом. Впрочем, заполнявший казарму аромат перегара не оставлял никаких сомнений по поводу причин подобной реакции.
К дисциплине во вверенном ему подразделении Уолдрон относился не менее серьёзно, да и вообще за последние сутки количество бардака как-то слишком превысило среднюю флотскую норму. Так что командир эскадрильи решил не драть лишний раз глотку, а действовать более радикально – он попросту разрядил в воздух весь магазин своего «Кольта» М1911. Единственное, он благоразумно не стал дырявить 45-ым калибром потолок казармы, а стрелял наружу, в проём открытой двери. Не забываем, что всё это происходило рано утром, посреди авиабазы и в военное время, причём менее трёх месяцев спустя последней японской попытки авиабомбардировки Пёрл-Харбора 4 марта 1942 г. Поэтому морпехи в близлежащих казармах на подобную побудку отреагировали вполне адекватно – похватав оружие они выскочили наружу, где увидели картину маслом: неторопливо бегущего по базе морского лётчика со знаками различия целого капитана 3-го ранга, сопровождаемого нестройной колонной своего мучаемого похмельем воинства.
Спустя 8 дней из 30 пилотов и стрелков-радистов основного состава 8-й торпедной эскадрильи в живых останется один человек…