«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

1

В процессе доработки (в том числе и по советам коллег) бронеавтомобиля ФААИ, решил объединить все предыдущие наработки по теме «Хороший БА для Красной Армии». Поэтому, предыдущие посты по этой теме прошу считать неактуальными. Естественно, за основу был взят текст из «Хороший БА для Красной Армии-3бис». Но теперь бронеавтомобиль «рождается» раньше, в начале 1930-тых, и в виде доработанного ФААИ.

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

Один из ведущих инженеров Ижорского завода приехал в Главк раньше на пару часов для планового отчета по лёгкому БА. Дела шли не сказать, чтобы совсем плохо – изготовление корпуса под шасси от Форд-А практически завершено, но и хвалиться особо нечем. Несмотря на все старания, машина получалась не намного лучше Д-8/Д-12, многие из недостатков (явно слабое бронирование, например) так и не удалось полностью устранить. От размышлений его отвлекли звуки голосов. Несколько человек (слушатели бронеакадемии, ещё двое военных и несколько гражданских), что-то увлеченно обсуждали. Кое-кого из них он явно встречал раньше – вот этот, вроде бы Гинзбург. Судя по словам «в таком виде не технологично», «наклон брони», «рикошет» – речь шла явно не о женщинах.

«Может, танкисты что-то интересное придумали» — заинтересовался и подошел поближе. И чуть не опоздал на назначенное время. Да и доклад получился несколько скомканным – в голове всё время кружились и нарисованный Гинзбургом вместо «ступеньки» цельный передний лист с наклонной бронёй, и расположение двигателя в корме, и упомянутый одним из военных крупнокалиберный пулемёт, и ещё что-то смутное. Недовольное начальство собиралось сделать замечание, но ту как раз и сложилась «мозаика»!

Трудности с задним расположением мотора вполне решаемы. Для начала просто повернём его наоборот и поставим над задним мостом. Да, крепление придётся переделывать, но труднореализуемым это не назовёшь. Вот КПП лучше оставить в сборке с мотором, так меньше будет возни и переделок – кулису сделать будет проще. Даже если переделывать КПП, сразу от нее на мост кардан не пустишь, поэтому один вал от коробки идет на разворотный редуктор, от него второй на ведущий мост. Узкий клиновидный нос (технологичный, всего из одной детали), обеспечивающий отличный обзор водителю, заодно пулестойкий и рикошетный. Остальной корпус постараемся тоже сделать максимально простой формы. И за базу возьмем шасси не от легковушки, с максимальной нагрузкой чуть больше тонны, а от Форд-АА и попробуем забронировать до полной защиты от ружейно-пулемётного огня (10–13 мм). Понятно, что такой бронеавтомобиль будет заметно тяжелее ФАИ, но так и грузовик больше трех тонн даже по норме загруженный весит. А здесь корпус должен получиться почти такой же небольшой, как ФАИ. Даже если просто 1 тонну к пустому шасси добавить (примерный вес брони с башней и КК), и то куда меньше 3 тонн выходит. Но мы еще и кузов убираем, и раму заметно укорачиваем, можно и в 2,5 тонны уложиться. Да, Д-8 всего 1,6 тонны весит, но это перегруз используемого шасси считай в 1,5 раза. А у нас в 1,3 раза легче нормальной нагрузки выходит – значит, агрегаты реже ломаться будут. Получим достаточно небольшой и поворотливый бронеавтомобиль. И проходимость должна улучшиться – свесы короткие, большая часть веса на ведущем мосту, плюс мы разворотный редуктор заодно и простейшим (без переключений) демультипликатором сделаем. И пусть максимальная скорость уменьшится, но где реально ему надо «лететь» быстрее 50 км/ч?

Зато по разбитым дорогам, а то и без них, точно поездить придется. Да, стоимость и сложность переделки базового шасси больше, чем у ФАИ, будет, так эта машина нашему (пусть ФААИ) ничего и сделать не сможет – от винтовочного калибра он будет защищен. Но у нас-то пулемёт будет крупнокалиберный. По словам того военного, им не только конницу и мотоциклистов-разведчиков разгонишь. Тут и с более тяжёлыми, пушечными бронеавтомобилями врага (если не повезёт встретиться) потягаться можно. Пока он пушку наведёт, наш «малыш» в нём дырок наделает (броня и у того против обычных пуль). И даже в каких-то случаях и с танком справиться может. В общем, схватил первую попавшую бумагу (хорошо хоть старенькую тетрадку, используемую вместо блокнота, а не важный документ) и как начал рисовать да объяснять. То ли начальство с той ноги встало, то ли набросок нового БА ему понравился, но вместо ожидаемого разноса получилось скорее строгое отеческое наставление. И главное – «Постарайтесь оправдать доверие партии и народа». Конечно, постараемся!

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

Пока ехал в поезде, набросал более подробный эскиз. Так что, с утра было что показать и рассказать. Все загорелись новой идеей (хотя ФАИ, конечно, не забросили (а кто позволит?), но там и оставались в основном доводка к испытаниям) и вскоре новый проект, в предварительном виде, был готов. Правда, директору первоначальный вариант не понравился:

«Ну и где Вы этот бронеавтомобиль выпускать собираетесь? Тут парочку новых заводов сначала построить надо!»

Пришлось «спуститься с небес на землю». Старались, чтобы «приземленный» вариант получился не хуже первоначального. Пусть не сразу, но во многом это удалось. Кроме того, одной из проблем (сразу замеченной начальством) было охлаждение двигателя. Перегрев сначала думали устранить установкой «ушей», но кто-то из опытных водителей их сразу забраковал, сказав, что чаще греется двигатель, когда машина на повышенном газу ползет по грязи, а тут «уши» неэффективны. Решили поставить вентилятор побольше и отверстия пошире. Охлаждение это улучшило б, но и бензин из бутылки с горючей смесью затянуло бы еще лучше. Но тут додумались не просто увеличить диаметр вентилятора до максимума (около 55 см), но и приподнять радиатор так, чтобы центр охлаждаемой поверхности был напротив оси вентилятора. И поменять направление потока на выдувание. Это резко снизило угрозу от горючей смеси и заметно улучшило охлаждение двигателя и радиатора. А тут еще кто-то из молодых инженеров заметил, что сиденье водителя можно опустить сантиметров на 20 ниже, между балками рамы. Получилось очень удачно – из-за приподнятой ради радиатора крыши водитель как раз хорошо помещался, без всяких колпаков или ступенек крыши. И в целом корпус получался простым – всего по два листа на каждую боковую часть и по листу на крышу, лоб и корму. И формы листов простые, без всяких выступов/ступенек – так и вырезать, и собирать проще будет. Посложнее снизу, но там и сталь тоньше, да и не везде броневая нужна. Для двух баков хорошей емкости место тоже нашлось – выше двигателя, но больше не над ним, а по бортам. И всё отделено противопожарными перегородками, можно даже поставить что-то вроде плоских воронок для безопасного слива бензина на землю из пробитого бака. Да и над двигателем осталось место для дисков от пулемета. Глушитель остался практически на своем месте, но так как его развернули вместе с мотором, теперь был направлен вперед. Конечно, пришлось сделать для верхнего кардана кожух, но он заодно стал дополнительным силовым элементом.

Вот с расположением стрелка были проблемы. Для начала еще не было нужной башни – сначала задержка была с поставкой ДК, а после получения вполне ожидаемо оказалось, что этот пулемет в башню от ФАИ не встаёт. Да и как стрелка расположить, чтобы он не только ехать, но нормально стрелять мог? А ещё не получалось вооружить машину только крупнокалиберным пулемётом – для поражения пехоты он подходил плохо из-за относительно низкой скорострельности и малого запаса патронов в диске.

Задерживался выпуск опытной машины и даже такой мелочью, как крылья – здесь, в отличие от ФАИ, их всё же без переделки не поставить. С колесами тоже проблемка была – прислали только шесть штук, а тут как раз пришла идея установить запаски не просто вращающимися на оси, но и в одной колее с внутренними колесами ведущего моста (легко ставились с помощью простейшего кронштейна). Но вопрос "что выпускать, ФАИ или ФААИ", стоял очень остро – машину надо было «еще вчера» показывать заказчику. И, даже при всей своей сыроватости, новый вариант выглядел предпочтительнее. Но опытный образец ФАИ уже был и даже начал проходить испытания. Поэтому начальство поторапливало с завершением опытного ФААИ. Так крылья и сделали, из чего было (вроде даже из кровельного железа), притом по размерам моста в односкатном варианте. Надо сказать, что военные серьезным недостатком это не посчитали – избытка колес и у них не было, забрызгивание при полном комплекте колёс на боевые качества не влияло, а во многих случаях хватало и одинарной ошиновки. Кроме того, такие крылья проще было очищать от налипшей грязи. К сожалению, на опытном образце пока еще стояла башня от ФАИ с пулеметом обычного калибра, с наскоро (но надежно) закрепленным на ней подвесным сиденьем для стрелка.

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

При испытаниях выяснилось, что: «ФАИ, бу­ду­чи пе­ре­цен­тро­ва­на на­зад (баш­ня сза­ди) по­ка­за­ла ни­чтож­ную про­хо­ди­мость при дви­же­нии да­же по мяг­ко­му грун­ту (раз­мяг­чен­ная гли­на и т.д.). Бро­не­ма­ши­на в этих ус­ло­ви­ях с тру­дом бе­рет да­же са­мый не­зна­чи­тель­ный подъ­ем, не мо­жет дви­гать­ся по глу­бо­ким ко­ле­ям до­ро­ги там, где сво­бод­но про­хо­дит ма­ши­на “Фор­д-А” и бро­не­ма­ши­на Д-8». ФААИ же, хотя косогоры тоже не особо «любил», по проходимости показал себя заметно лучше. Настолько лучше, что его умудрились загнать в такую непролазную грязь, что та вылезла не только через отверстия в полу у водителя, но и через выхлопную трубу забила глушитель. Но это исключительный случай, к сожалению, были выявлены и явные недоработки.

И всё же, в целом военные склонялись к принятию на вооружение именно ФААИ, после устранения выявленных недостатков, конечно.

 

Сначала попытались устранить неудобный доступ к двигателю. Улучшение формы и расположения окошка в противопожарной перегородке и поворотно-съёмный задний бронелист не могли радикально улучшить положение. Но тут пришла очень удачная мысль – двигатель в сборе с коробкой, радиатором и глушителем выдвигался на салазках и мог как стоять с помощью простейших складных ножек, выдвинутый более чем наполовину, так и выниматься полностью. Немного удлинили (вниз) передний бронелист, и теперь в полике водителя отверстий для педалей не было (всё шло поверх полика), а на отверстие для рулевой колонки установили плотный чехол. Кроме того, поставили быстросъёмный кожух (оранжевый штрих). Всё это позволило не только спокойно проезжать лужи или брод почти полуметровой глубины, но и повысило защищенность с направления спереди-снизу. Этот кожух неплохо прикрывал и выхлопную трубу. В целом, полик был везде, только в районе двигателя частично (скорее защита от камней и грязи) – для лучшего его охлаждения. Пока шли предварительные испытания первого образца, более-менее разобрались с башней. Конечно, по ширине и длине (и погону) она заметно увеличилась. Для стрелка поставили регулируемое по высоте вращающееся сиденье-эксцентрик, крепившееся на кожух кардана. Так что, под стрелком был еще съемный полик (покрыт, как и подножки, рифленой резиной) на уровне кожуха кардана. С левой стороны полик короче, для удобства выхода стрелка через левую дверь (у водителя еще откидная вперед спинка сиденья) – кулиса была установлена справа, так, чтобы её рукоятка минимально мешала выходить водителю. Справа же вплотную к редуктору пытались установить и радиостанцию. По высоте ей места хватало, но мало того, что стрелку выбираться через правую дверку будет совсем неудобно, она сильно мешала при повороте. Удобнее всего получалось при размещении радиостанции в башне вместо КК. Теоретически радиостанция помещалась под поликом, но практически проверять это не стали. Зато под поликом можно разметить не только аккумуляторы, ключи-домкраты, но и запасные диски к пулемёту. Редуктор наклонили, чтобы нижний кардан был расположен под меньшим углом относительно и редуктора, и моста.

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

(сравнение с БА-20 и предыдущей версией ФААИ)

После испытаний доработанного бронеавтомобиля, ФААИ был принят на вооружение. Правда, налаживание производства, переданное на другой завод, шло трудно. Но всё же, в 1934 г. машина пошла в реальную серию. В войсках ФААИ получил в целом положительную оценку. Всё же он превосходил все остальные БА если не по проходимости (легкие БА), то хотя бы по мобильности (пушечные трехоски были куда тяжелее, при том же двигателе), заодно легкие по огневой мощи и броне. Да и поломки у него бывали реже, чем у нещадно перегружаемого ГАЗ-АА. Выпускался он в двух вариантах – с вооружением из двух пулеметов (ДТ и ДК) и с одним ДТ и радиостанцией.

 

В 1936 году бронеавтомобиль был серьезно модернизирован. ФААИ–М получил полностью сварной корпус и двигатель от «эмки». За счет этого радиостанция обрела штатное место поверх двигателя, а стоявшие там баки установили под полик (с боков их дополнительно защищала запаска с её кронштейном). Башня стала чуть длиннее и получила единую подвижную маску для обоих пулеметов с несколько бóльшими углами вертикальной наводки. Было еще и немало небольших изменений: полика и сиденья стрелка, расширили кожух кардана для лучшего доступа при отсоединении от двигателя и т.п.

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

На этом первая часть заканчивается, зато начинаются вопросы по еще не готовой второй.

Если по боям с японцами текст буду просто переделывать, то надо ли писать про участие в Испании? ФАИ там было ограниченное количество и особо они себя не проявили, но у ФААИ возможности куда больше. Со всей воевавшей в Испании бронетехникой он вполне справится и щит ПТ пушек издалека пробьёт (ну, если успеет). Но не аукнется ли это потом большим насыщением вражеских войск КК и малокалиберными автоматическими пушками, весьма опасными для БТ-шек, да и Т-26? Или это подвигнет на более ранее появление «толстокожих» танков? Ладно, если только у РККА, а если у фрицев?

Второй вопрос: на какой базе, и в каком виде делать полноприводный вариант БА? Взять за основу ФААИ-М или сделать гранёный корпус, переделав свой БА-24 (https://alternathistory.ru/khoroshii-ba-dlya-krasnoi-armii-3bis). Граненый корпус сложней и крупней/тяжелей получается, может просто у ФААИ-М броню, например, до 16 мм довести?

 

«Хороший БА для Красной Армии». Часть 1.

(сравнение с моим БА-24 и РеИ БА-64)

Подписаться
Уведомить о
guest

42 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account