Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 80 лет назад, 15 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя «Накадзима» Ки-27. А в мае 1939 года, на Халхин-Голе, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство – полтора, для наших летчиков он оказался полной неожиданностью.
В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель «Мицубиси» А5М образца 1935 года, с которым наши добровольцы ранее дрались в Китае. Но, несмотря на внешнее сходство, Ки-27 был гораздо совершеннее, чем А5М, значительно превосходя его в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских пилотов, играло решающую роль почти на всем протяжении халхингольского конфликта.
Бипланы И-15бис проявили в боях против Ки-27 абсолютную неэффективность, да и пилотам И-16 японская новинка поначалу оказалась не по зубам. В результате за несколько последних дней мая 1939 года советские ВВС потеряли 16 истребителей, в том числе – 12 «бисов» и 4 И-16, а японцы – всего один. В июне бои стали более масштабными, но соотношение потерь оставалось для нас безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: сбито 45 советских истребителей (19 «ишаков» и 26 «бисов») и 14 японских.
В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда у Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей различных типов против примерно сотни японских. В воздушных сражениях третьей декады месяца японцы выдохлись, а их потери впервые превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 истребителей, а нашим – 23 истребителя и бомбардировщик. Один из них совместно с ведомым сбил мой дед (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).
В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис, 90 И-16 (из них 12 пушечных) и 16 И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений. Подавляющее большинство этих потерь приходится на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков, либо уничтоженных на земле было весьма незначительным. Помимо этого, наши истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские – примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.
Таким образом, «внезапный» Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию многократного численного перевеса. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. Хотя она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удавалось достичь столь громких успехов.
Подборка окрасок Ки-27 в великолепном исполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
- Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
- Ки-27 Оцу (вторая модификация) командира 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен боевых действий на Халхин-Голе.
- Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске 1941 года.
- Ки-27 Оцу ВВС Сиама, 1941-42 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Утром 4 сентября 1939 года 15 И-16 и 11 И-153 из 22-го ИАП в районе Ширен-Обо вступили в бой с восемнадцатью истребителями Ки-10 из 33-го сентая японских ВВС. Вскоре подоспели еще 24 «ишака» и японцы обратились в бегство. Наши потеряли один И-16 и две «Чайки», сбив, по докладам пилотов, девять японских истребителей. В бою погиб лейтенант А.В. Пискунов, а лейтенант Н.И. Ковалев и батальонный комиссар М.Н. Волков спаслись на парашютах.
Японские данные об этом бое, как обычно, выглядели диаметрально противоположно: «сбито» 22 советских самолета при потере трех Ки-10. Погибли лейтенант Тадаси Харада и старший сержант Сейдзо Хираки. Старший сержант Акира Исикава получил смертельное ранение и через день умер в госпитале.
Следующим утром в районе Ханьшира состоялся очередной бой наших истребителей со смешанной группой японцев. Согласно докладам его участников, было сбито семь И-95 (советское обозначение самолета Ки-10) и один И-97 (Ки-27). Два биплана с красными кругами на крыльях упали на монгольской территории. Пилот одного из них выпрыгнул с парашютом. Для его поимки отрядили группу бойцов, но японцу удалось скрыться. Другой Ки-10, по докладу поста ВНОС,
«не горящий падал в неопределенном положении и разбился об землю».
Надо заметить, что японцы признали потерю 5 сентября двух истребителей, причем вместе с пилотами. Очевидно, убежавший от наших солдат летчик так и не вышел к своим, заблудившись и сгинув где-то в степи. Остальные японцы, вернувшись на аэродром, заявили о 15 воздушных победах, однако реальные советские потери в тот день – всего один И-16.
источники: