Гоночные и рекордные самолеты компании Bernard. Часть 1 Гоночный самолет SIMB V-1

1

В 1922 году гонки, организованные меценатом и любителем авиации Анри Дётч-де-ла-Мёртом (Henry Deutsch de la Meurthe), были завершены убедительной победой Франции. Ни один богатый француз не счел для себя уместным продолжить дело г-на Дётч-де-ла-Мёрта. Лишь американец, имевший хорошее состояние, решил организовать новые международные авиационные состязания на скорость.

Луис Дадли Бомонт (Luis Dudley Beaumont), также известный как Дж. К. Беннет (J. C. Bennett), получил прозвище «коммодор» из-за своей любви к парусному спорту. Его изначальное родовое имя Шенберг (Schönberg) было офранцужено после долгого проживания [1] в стране, в которой так ценится гастрономия.

Первоначально он рассматривал идею кругосветной авиагонки, но вскоре отказался от нее из-за технического несовершенства авиационной техники тех лет.

Международное спортивное состязание было, наконец, организовано во Франции, где у Луиса Дадли Бомонта осталось много друзей, особенно среди руководителей французского аэроклуба.

В пятницу 9 марта 1923 года на собрании авиационной комиссии этой национальной ассоциации Л. Д. Бомонт сообщил о своем намерении. Представляя «коммодора», полковник Фрэнк П. Лам (colonel Frank P. Lahm) дал понять, что для нового соревнования уже зарезервирована сумма в 145000 франков, из которых 120000 франков предназначались для двух ежегодных призов (1923-24 года) по 60000 франков каждый. Остальные 25000 франков должны были пойти на создание предмета искусства, которым Луис Дадли Бомонт хотел запечатлеть свое имя в истории. В соответствии с предложением Лама было принято решение, что соревнования будут проходить в Истре (неподалеку от Марселя) в месте особенно благоприятном вследствие его расположения. Трасса гонки должна была представлять собой неправильный шестиугольник с периметром 50 км (10,703 км + 2,760 км + 5,052 км + 11,825 км + 14,000 км + 5,660 км). Самолеты должны были пролететь шесть кругов, т.е. общая длина трассы должна была составить 300 км.

23 марта на выставке автомобильного клуба Франции была собрана новая конференция, на которой все аплодировали телеграмме г-на Бомонта, одобрившего проект постановления. Также на этой выставке окончательно было постановлено, что в гонках смогут принять участие только летательные аппараты класса C по классификации ФАИ (самолеты и моторы). Также было поставлено условие, что участвующие в гонках машины должны были изготавливаться частными компаниями без какой-либо поддержки со стороны государства, которое исключалось из этих соревнований. В регламенте соревнований устанавливалась минимальная скорость 290 км/ч, что было больше значения, полученного победителем кубка Дётч-де-ла-Мерт 1921 года (278,360 км/ч). И, наконец, была уточнена финансовая сторона гонок: призовой фонд составлял 200000 франков, из которых выплачивались две годовые премии по 75000 франков, а на остальную часть должны были быть закуплены два произведения искусства работы известного французского скульптора Поля Ландовски (Paul Landowski): одно предназначалось для пилота победившего самолета, а второй – компании его изготовившей.

Залоговая сумма за участие в соревнованиях должна была быть высокой (5000 франков); к участию допускались самолеты и пилоты из стран, которые не воевали против Франции в Первой Мировой войне.

Хотя соревнования задумывались как международные, на момент окончания регистрации участников было записано лишь пять претендентов, которые все были из Франции. Из-за этого гонки были перенесены на 1924 год. Помимо этой причины были добавлены еще пять пунктов, из-за которых был выполнен перенос:

  • ● снятие с регистрации трех самолетов компании Nieuport;
  • ● слишком высокая сумма залога;
  • ● к слишком значительной сумме залога за участие прибавлялись расходы на транспортировку самолетов и отправку наземного персонала из парижского региона в Истр;
  • ● дата гонок была близка дате пулитцеровских гонок и гонок на кубок Шнейдера – других соревнований на скорость на коротких дистанциях;
  • ● запрет на полет от авиационного технического отделения (Section Technique de l'Aéronautique – STAé) для самолета Béchereau SB 3 из-за недостаточного охлаждения двигателя.

Единственный кто оставался – был самолет компании Gourdou-Leseurre (или согласно практике тех лет Leseurre-Gourdou) с убирающимся шасси. Учитывая, что это был единственный скоростной самолет, представлявший лишь ограниченный спортивный интерес, творческая фирма вышла из гонки очень элегантно, хотя его самолет достигал на испытаниях почти 360 км/ч.

Для гонки 1924 года аэроклуб Франции, чтобы самолеты были зарегистрированы пятнадцать дней до даты соревнований (22 июня) и смогли выполнить хотя бы пятиминутный полет. Как и в прошлом году было пять претендентов на участие в гонке, только на этот раз один из них был британцем.

Из-за сильного мистраля – одной из трех бед Прованса – соревнования были перенесены на понедельник 23 июня.

Хотя сумма залога так и осталась 5000 франков за самолет, из нее возвращались 3000 франков, если машина поднялась в воздух.

Для своего первого участия в гонке компания Société Industrielle des Métaux et du Bois (SIMB) два самолета-моноплана. Машины, разработанные Жаном Юбером (Jean Hubert), имели в своей основе различные концепции и в соответствии с этим обозначались V-1 и V-2 (V – vitesse [скоростной]).

Гоночные и рекордные самолеты компании Bernard. Часть 1 Гоночный самолет SIMB V-1


схемы гоночного самолета SIMB V-1

Изготовление второго самолета не было завершено в срок, и поэтому в соревнованиях принял участие только V-1.

V-1 имел свободнонесущее (экспериментальное) крыло площадью 15,5 м² с тонким профилем; крыло имело четыре лонжерона и фанерно-полотняную обшивку. Фюзеляж удобообтекаемой формы также имел фанерно-полотняную обшивку.

Гоночные и рекордные самолеты компании Bernard. Часть 1 Гоночный самолет SIMB V-1
гоночный самолет SIMB V-1 во время сборки на заводе в Ла-Курнёв

Основные стойки шасси были одностоечными не имевшими межколесной оси. В качестве силовой установки был применен двенадцатицилиндровый W-образный двигатель водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12 Ew с рабочим объемом 24,428 литра, частотой вращения вала 1800 л.с. и развиваемой мощностью 455 л.с.; мощность этого мотора могла быть относительно легко увеличена до 500 л.с.. Двигатель 12 Ew с высотой 1,138 метра серьезно ограничивал обзор пилоту, но конструкторы не могли поступить по другому, боясь ухудшить аэродинамику самолета. На самолет устанавливался двухлопастный металлический винт Levasseur (изготавливался по лицензии компании Reed) диаметром 2,45 метра. Хотя для охлаждения были предусмотрены крыльевые поверхностные радиаторы между стоек шасси были временно установлены три радиатора Ламблена.

Предназначенный для установления рекорда скорости [2] на мерной базе экземпляр V-1 получил крыло с уменьшенным до 8,7 метра размахом (вместо 10,50 метра) и площадью 12 м². В свою очередь двигатель все еще работавший на бензоле [3], благодаря компании LBC смог увеличить частоту вращения до 2000 об/мин.

V-1, созданный за девять месяцев, был доставлен в Истр в мае 1924 года. За несколько дней до гонки самолет под управлением Флорентина Бонне (Florentin Bonnet) совершил полет. Вскоре стало очевидно, что самолет не обладал продольной устойчивостью [4]

Гоночные и рекордные самолеты компании Bernard. Часть 1 Гоночный самолет SIMB V-1
SIMB V-1 готов к взлету для участия в гонках на кубок Луиса Бомонта; Истр, 1924 год

Хотя Бонне перед посадкой уменьшил свою скорость, колебания по высоте продолжились, и касание с поверхностью произошло на скорости около 200 км/ч. Колеса и радиатор были сильно повреждены, и самолет продолжил свое движение по камням Кро (Crau), но уже на спине. Бонне, чудом оставшийся невредимым и все еще сохранявший самообладание, находился под самолетом и лихорадочно рыл землю руками в страхе, что остаток топлива вспламенится. К счастью, он сумел выбраться задолго до прибытия скорой помощи.

Гоночные и рекордные самолеты компании Bernard. Часть 1 Гоночный самолет SIMB V-1
снимок попавшего в аварию гоночного самолета SIMB V-1; Истр, июнь 1924 года 

В ходе расследования было установлено, что плохая управляемость самолета была связана с недостаточной площадью стабилизатора горизонтального оперения (13% от площади крыла) и слишком задней центровки.

В конце концов, из-за отказов от участия и различных отказов единственным участником гонки стал Сади-Леконт на Nieuport Delage 42 S, оснащенном 600-сильным двигателем. Он и стал победителем, показав среднюю скорость 311 км/ч.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SIMB V-1

Назначение: гоночный самолет

Компания-производитель: Société Industrielle des Métaux et du Bois

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: двенадцатицилиндровый W-образный рядный двигатель водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12 Ew с рабочим объемом 24,428 литра, частотой вращения вала 1800 л.с. и развиваемой мощностью 455 л.с.

Размеры:

размах крыла 10,50 м
длина 6,50 м
высота 2,50 м
площадь крыла 15,50м²

Вес:

пустого 900 кг
максимальный 1050 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 420 км/ч


  1. Бомон дословный перевод его фамилии, имевшей германское происхождение и звучавшей слишком по-немецки
  2. планировалось, что будет достигнута скорость 420 км/ч
  3. бензол, стабилизированный смесью спирта и бензина, использовался в качестве топлива с задержкой детонации. У бензола было октановое число близкое к 100
  4. помимо этого пилота беспокоил выхлоп двигателя, направлявшийся прямо в его кабину

источник: Jean LIRON «LES AVIONS BERNARD»

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account