Гонка за призраком скорости. Гоночный самолёт Wedell-Williams Model 45. США
Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.
В 1932 году Wedell-Williams Air Service Model 44 зарекомендовал себя одним из лучших гоночных самолётов. Этот скоростной обтекаемый моноплан с неубирающимися основными стойками шасси был разработан Джимми Уэделлом (Jimmie Wedell) – опытным летчиком и авиагонщиком. Компания Wedell-Williams была основана в 1929 году, когда Джимми Уэделл и его брат Уолтер получили финансовую поддержку миллионера Гарри Уильямса (Harry Williams).
Базировавшаяся в Паттерсоне (Patterson), штат Луизиана, компания Wedell-Williams Air Service была создана для обеспечения широкого спектра авиационных услуг, включая постройку новых самолётов, летную подготовку и почтово-пассажирские авиаперевозки. Лучшим способом получить широкую огласку и доказать свои способности в проектировании летательных аппаратов было создание рекордного или гоночного самолёта, и Model 44 стал примером такой машины. Но прогресс в авиации был стремительным, и в 1933 году Уэделл начал разрабатывать новый гоночный самолёт – Model 45.
гоночный самолёт Wedell-Williams Model 45 унаследовал концепцию своего удачного предшественника Model 44: сочетание мощного двигателя и обтекаемого планера давало скоростной самолёт
Model 45 имел ту же классическую компоновку, что и его предшественник, но был более совершенным. Новая машина получила свободнонесущее крыло и убирающиеся основные стойки шасси. Каркас фюзеляжа нового гоночного самолёта был сварен из хромомолибденовых стальных труб. Передняя часть фюзеляжа и хвостовое оперение обшивались листами алюминия. Остальная часть фюзеляжа от передней части кабины до хвоста была обтянута полотном. Силовой набор крыла Model 45 состоял из деревянного лонжерона и металлических нервюр, обшивка крыла самолёта была алюминиевой. Основные стойки шасси полностью убирались в крыло в сторону фюзеляжа. Хвостовой костыль самолёта убирался в фюзеляж. С каждой стороны кабины были установлены плексигласовые панели, которые могли сдвигаться вверх, полностью закрывая пилота.
Размах крыла и длина самолёта Model 45 составляли 26 футов 8,5 дюймов (8,1 м) и 24 фута (7,3 м) соответственно. Гоночный вес машины составлял около 3000 фунтов (1360 кг). В качестве силовой установки предполагалось использовать новую 14-цилиндровую двухрядную «звезду» Pratt & Whitney (P&W) R-1535 Twin Wasp мощностью 825 л.с. Ожидалось, что с этим мотором максимальная скорость превысит 300 миль/ч (483 км/ч). Однако R-1535 был ещё не готов, и на самолёт поставили девятицилиндровый однорядный 535-сильный (399 кВт) двигатель P&W R-985 Wasp Junior.
снимок Model 45, сделанный вскоре после постройки самолёта в Паттерсоне, штат Луизиана; 1933 год. Обратите внимание на гладкий капот, закрывающий двигатель R-985. Рядом с самолётом стоит Джимми Уэделл
Впервые Уэделл поднял в небо Model 45 (номер гражданской регистрации NR62Y) 28 июня 1933 года. Установка двигателя R-985 привела к недостаточной тяговооруженности и слишком задней центровке. Летные испытания были очень непродолжительными, поскольку Уэделл заявил Model 45 для участия в гонках на кубок Бендикса (Bendix Trophy Race), начало которых было запланировано на 1 июля. Согласно регламенту соревнования на приз Бендикса заключались в перелете через всю страну, и в 1933 году гонка должна была начаться в Нью-Йорке и завершиться в Лос-Анджелесе. Вылетев из Паттерсона и взяв курс на Нью-Йорк, Уэделл пролетел примерно 500 миль (805 км) до Атланты, штат Джорджия, после чего повернул назад. Джимми Уэделл решил, что с этим маломощным двигателем будет неконкурентоспособным. Вместо этого он принял участие в гонке на Model 44 (№ 44) и финишировал вторым, пропустив вперед лишь Роско Тёрнера (Roscoe Turner), летевшего на другом Wedell-Williams Model 44 (№ 2).
Поскольку поставка R-1535 по-прежнему задерживалась, то на Model 45 вместо R-985 был установлен девятицилиндровый 800-сильный (597 кВт) двигатель P&W R-1340 Wasp Senior. Новый мотор развивал достаточную мощность и восстанавливал надлежащий баланс. R-1340 использовал те же крепления, что и R-985, однако имел больший диаметр (1314 мм против 1162), что потребовало создания нового капота. Покрывавший двигатель R-985 гладкий капот был заменен капотом с выпуклыми обтекателями головок цилиндров более крупного мотора R-1340. Те же двигатели использовались на Model 44, и вся ВМГ вместе с капотом могла переставляться с одного самолёта на другой. Двигатель R-1340 Wasp Senior приводил в движение винт изменяемого шага диаметром 8 футов 2 дюйма (2,5 м).
гоночный самолёт Model 45 с двигателем R-1340 Wasp Senior. Обратите внимание на выпуклости на капоте, под которыми располагались головки цилиндров. Двигатели, устанавливавшиеся на гоночных самолётах Model 45 и Model 44 (№ 44), были взаимозаменяемыми
Дебют Model 45 состоялся в феврале 1934 года на Панамериканских авиагонках (Pan American Air Races), которые прошли во время освящения аэропорта Шушан (Shushan, ныне новоорлеанский аэропорт Лейкфронт [Lakefront Airport]). Уэделл на Model 45 установил новый рекорд скорости на дистанции 100 км, развив среднюю скорость 264,703 миль/ч (425,998 км/ч), причем на быстрейшем круге скорость превышала 266 миль/ч (428 км/ч). Джимми Уэделл сообщил, что во время гонки двигатель работал не на полную мощность.
Джимми Уэделл стоит на фоне Model 45. Обратите внимание на створки убираемого хвостового костыля
После рекордного полета компания Wedell-Williams Air Service начала работы по подготовке самолёта для участия в гонках 1934 года на призы Бендикса и Томпсона, запланированных на 31 августа и 4 сентября соответственно.
Однако 24 июня 1934 года произошла катастрофа: de Havilland Gypsy Moth, в котором находились Джимми Уэделл и курсант, разбился сразу после взлета. Пилотировавший самолёт Уэделл погиб, тогда как курсант отделался лишь незначительными травмами. Потеря главного конструктора стала серьезным ударом для Wedell-Williams Air Service, но компания продолжила планировать предстоящие гонки.
Опытный летчик компании Wedell-Williams Джон Уортен (John Worthen) принял на Model 45 участие в гонках на приз Бендикса. Уортен вылетел из Лос-Анджелеса, штат Калифорния, и взял курс на Кливленд, штат Огайо. Джон Уортен возглавлял гонку, преследовал его Даг Дэвис (Doug Davis), летевший на другой машине компании Wedell-Williams Air Service – на Model 44 (№ 44). Уортен имел ощутимый отрыв от преследователей, но он заблудился и перелетел Кливленд более чем на 100 миль (160 км). Джон приземлился и заправился в Эри (Erie), штат Пенсильвания, после чего взлетел и взял курс на Кливленд. Он приземлился через 36 минут после Дага Дэвиса. Если бы Уортен не перелетел Кливленд, он легко выиграл бы гонку Бендикса. Однако «путешествие» в Эри добавило 50 минут к его общему полетному времени. В результате средняя скорость, показанная Model 45 в гонке на приз Бендикса, составила 203,213 миль/ч (327,040 км/ч).
Model 45 на национальных авиагонках, Кливленд, штат Огайо, сентябрь 1934 года. К сожалению, гибель Джимми Уэделла прервала доводку самолёта и не позволила полностью раскрыть потенциал Model 45. Его предшественник Model 44 продолжал участвовать в авиагонках до тех пор, пока Вторая мировая война не прервала их проведение
В квалификационных полетах Shell Speed (группа 3), являвшихся частью гонки на приз Томпсона, Джон Уортен на Model 45 занял третье место, развив скорость 292,141 миль/ч (470,156 км/ч) и пропустив вперед Дага Дэвиса на Model 44 (306,215 миль/ч или 492,805 км/ч) и Роско Тёрнера на Model 44 (№57) (295,465 миль/ч [475.505 км/ч]). В гонках без ограничений характеристик самолётов-участников Shell Speed Dash Джон Уортен на Model 45 смог развить скорость 302,036 миль/ч (486,080 км/ч).
размеры и вес Wedell-Williams Model 45 больше подходили для гоночных перелётов, нежели для авиаслалома (pylon racing). Если бы не навигационная ошибка, то Уортен на Model 45 выиграл бы гонку Бендикса 1934 года. В истории авиации Model 45 едва заслужил сноску, поскольку он летал менее двух лет и не выиграл ни одной крупной гонки
В компании Wedell-Williams Air Service было решено, что наибольший потенциал в гонке на приз Томпсона имеет Model 44 (№ 44). Данное решение было принято из-за некоторой неустойчивости, возникавшей у Model 45 при разворотах вокруг пилонов. Возможно, будь жив Джимми Уэделл, он сумел бы избавить самолёт от этого недостатка… Команда техников компании во время различных гонок меняла местами двигатели R-1340 и R-985 на своих самолётах, и для участия в томпсоновских гонках R-1340 был установлен на Model 44. С маломощным R-985 Model 45 был явно неконкурентоспособен, и команда решила снять его с соревнований.
Во время гонки на приз Томпсона Даг Дэвис на Model 44 имел серьезный отрыв от преследователей, но пролетел мимо пилона. Чтобы не быть дисквалифицированным, Дэвис вывел Model 44 в крутой разворот, и самолёт то ли свалился на крыло, то ли нагрузки на машину были столь велики, что привели к разрушению ее конструкции. Как бы там ни было, Model 44 врезался в землю, мгновенно убив Дэвиса. Потрясенные сотрудники компании Wedell-Williams Air Service разобрали Model 45 и отправили обратно в Паттерсон; больше этот самолёт не летал.
Компания Wedell-Williams Air Service не смогла восстановиться, ибо трагедии по-прежнему преследовали её. 18 июля 1935 году Уолтер Уэделл и его пассажир, летевшие в самолёте Brewster Aristocrat, разбились в авиакатастрофе. 19 мая 1936 года погибли Гарри Уильямс и Джон Уортен – двигатель их самолёта Beech Staggerwing отказал сразу же после взлета.
В 1936 году Model 45 был передан в дар университету штата Луизиана (Louisiana State University), но что произошло с самолётом дальше, остается неизвестным. Скорее всего, в какой-то момент его отправили на слом. В настоящее время в расположенном в Паттерсоне музее Wedell-Williams Aviation and Cypress Sawmill Museum выставлена полномасштабная реплика этого гоночного самолёта.
реплика Wedell-Williams Model 45 в музее Wedell-Williams Aviation and Cypress Sawmill Museum, Паттерсон, штат Луизиана
В начале 1934 года командование Авиационного корпуса армии США (United States Army Air Corps) выразило заинтересованность в модифицировании конструкции Model 45 под требования к самолёту-истребителю. Первоначальное предложение компании Wedell-Williams Air Service было отклонено, но последовавший за ним второй вариант был принят, и 1 октября 1935 года был подписан контракт на выполнение технического проекта. Проектируемому компанией Wedell-Williams Air Service истребителю было присвоено официальное обозначение XP-34. Будущий истребитель должен был иметь размах крыла 27 футов 9 дюймов (8,5 м) и длину 23 фута 6 дюймов (7,2 м). При взлетном весе 4250 фунтов (1928 кг) XP-34 должен был иметь расчетную максимальную скорость 286 миль/ч (460 км/ч) с 750-сильным (559 кВт) двигателя P&W R-1535 и 308 миль/ч (496 км/ч) при использовании 900-сильного (671 кВт) двигателя P&W R-1830. Работы над XP-34 прервала гибель Уильямса в 1936 году. К этому времени его характеристики были превзойдены другими истребителями.
Так мог бы выглядеть истребитель Wedell-Williams XP-34: схемы и гипотетический вариант окраски истребителя
Источники:
- • Wedell-Williams Air Service by Robert S. Hirsch and Barbara H. Schultz (2001)
- • Aircraft of Air Racing’s Golden Age by Robert S. Hirsch and Ross N. Hirsch (2005)
- • The Golden Age of Air Racing Pre-1940 by S. H. Schmid and Truman C. Weaver (1963/1991)
- • They Flew the Bendix by Don Diggins (1965)
- • Racing Planes and Air Races 1909-1967 by Reed Kinert (1967/1969)
- • http://www.crt.state.la.us/louisiana-state-museum/online-exhibits/louisiana-aviation-since-1910/jimmie-and-walter-wedell/
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Wedell-Williams Model 45
Назначение: гоночный самолёт
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: один девятицилиндровый однорядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 Wasp Jr. (535 л.с.) или R-1340 Wasp Sr. (800 л.с.), вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыла 26 фт 8,5 дйм (8,1 м)
длина 24 фт (7,3 м)
Вес:
взлетный 3000 фнт (1360 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость (с двигателем R-1340) – 302 миль/ч (486 км/ч)
(согласно https://en.wikipedia.org/wiki/Wedell-Williams_Model_45, максимальная скорость самолёта могла превышать 320 миль/ч [515 км/ч])
источники: