У первого акта Тихоокеанской трагедии был еще один важный актер: Голландия (официально, Нидерланды) и без упоминания действий истребительной авиации этого государства …на самом деле ничего бы не произошло, за мизерным вкладом последней в ход боевых действий, но тем не менее…
Содержание:
Истребительная компонента ML-KNIL (Militaire Luchtvaart van het Koninklijk Nederlands-Indisch Leger) — воздушных сил Королевской армии Нидерландов в Ост-Индии, появилась фактически только после оккупации метрополии в Европе в мае 1940-го. Не то, чтобы об авиации вообще не думали, но ставка делалась на ударную компоненту, в частности на закупленные в США бомбардировщики Martin 139 различных модификаций в количестве 121 штука: воевать с японцами один на один голландцы не собирались, поэтому рассчитывали на истребители вероятных союзников.
«Проснулись» в 40-ом году. Почему именно так, отдельный вопрос, однако на день начала Войны, голландцы имели шесть эскадрилий с 86-ю истребителями в первой линии (на минуточку, это примерно столько же, сколько было у англичан на Дальнем Востоке). Обстоятельства сложились так, что истребители были трех типов, что никак не улучшало логистику и обслуживание. Перед самым коллапсом добавился и четвертый. Итак, коротенько по каждому.
Curtiss «Hawk» 75A-7
«Бедный родственник», оказавшийся чужим на этом «празднике». Самолеты, будучи заказанными аж в 1939-ом году в количестве 24 штук (встречаются цифры в 20 машин), на войну в Европу не успели из-за капитуляции Метрополии, поэтому были отправлены в мае 40-го года в Колонию.
Отличались, неплохой, для ТВД, скоростью (декларируется до 520 км/ч) и маневренностью, способностью нести мелкие бомбы для штурмовок, чахлым вооружением из четырех пулеметов винтовочного калибра и … постоянными проблемами с двигателями Wright R-1820-G205A «Cyclone».
На декабрь 41-го, из двадцати истребителей, в первой линии было тринадцать машин, сведенных в эскадрилью 1-VlG-IV (1-JachtVliegAfdeling-VliegtuigGroep IV) — 1-я истребительная эскадрилья 4-ой группы.
О боевых потерях до февраля 42-го упоминаний нет, однако к высадке японцев на Яву, в том же феврале, оставалось только восемь боеспособных машин на востоке острова, принимавших посильное участие в защите базы ВМС в Сурабае. «Посильное участие» свелось к двум боям 3-го и 5-го февраля 42-го с «Зеро» 3-го корпуса (3th Kokutai) в которых все восемь машин было сбито. Единственная заявка комэска: капитана Ван Дер Поэла (van der Poel), тоже сбитого, не подтверждается противной стороной.
Тут и сказочке конец (R).
Curtiss-Wright CW-21B
Так же как и предыдущий герой («Хок» 75), заказывался в 40-м году для Европы, куда до падения Голландии не успел, поэтому все машины (24 штуки) были перенаправлены в Ост-Индию. Причем заказывался не потому, что был лучшим, а потому, что был единственных доступным для срочного заказа — золотое время американского авиапрома: скупалось все.
Прибывшие перехватчики были собраны на месте только в феврале 41-го. Именно перехватчики — упор делался на скороподъемность. Результат получили, подружив переделанный планер УТС (CW-19) с относительно мощным «истребительным» двигателем под 1000 «лошадей»: Wright R-1820-G5 «Cyclone». Самолет получился легким (взлетный вес был меньше, чем у «Хок» 75 почти на 600 кг), достаточно скоростным (декларируется больше 530 км/ч) и маневренным, а главное, обладавшим бешеной скороподъемностью (выше 1300 м/мин). Вооружение у «голландцев» состояло из четырех пулеметов: два крупнокалиберных, плюс двух винтовочного калибра.
Однако за все в этой жизни надо платить, самолетик заплатил хлипкостью конструкции (упоминаются трещины по планеру) и полным отсутствием какой-либо пассивной защиты.
Трещины не трещины, но на февраль 42-го боеспособными считались только тринадцать CW-21B, сведенных в эскадрилью 2-VlG-IV: до этого, самолеты в каких-либо боевых действиях на ТВД не участвовали.
Первый, да и по сути последний бой эскадрильи, как организованной силы, произошел 3-го февраля 42-го года над Явой. «Зеро» 3-го корпуса сбили сразу восемь CW-21. Справедливости ради, «ответка» тоже получилась, хотя бы отчасти: домой не вернулось три «Зеро» — это единственные и заявленные, и подтвержденные победы одержанные голландцами на этом самолете.
В добивании остатков посильное участие приняли «Зеро» корпуса Таинан (Tainan Kokutai), а так же армейцы из 59-го и 64-го полков на Nakajima Ki-43: до 2-го марта в воздушных боях было потеряно еще шесть CW-21, плюс три на земле.
В общем, все умерли (R).
Brewster 339C\D «Buffalo»
Первый истребитель, специально заказанный для Колонии. На момент заказа, а закупочная комиссия прибыла в Нью-Йорк в конце мая 40-го, государства «Нидерланды» уже по факту не было. В приоритете были заказы Англии и еще пока живой Франции, поэтому голландцев обслуживали по принципу советского гастронома: «бери, что дают». Давали «Буффало», причем для первой партии из 24-х машин … двигатели должны были найти сами голландцы. Ребята выкрутились, предоставив б/у двигатели с DC-3 авиакомпании TWA, «допиленные» компанией Wright до состояния «военной» модификации R-1820-G105A. То, что двигатель выдавал не более 950-1000 «лошадок», было полбеды. На высотах выше 5000 метров давление в топливном насосе практически «гражданского» движка падало и пилоту приходилось помогать железному другу ручной помпой — прекрасное время препровождение во время воздушного боя! Голландцев, вероятно, должен был утешать факт, что англичане почти на трети своих «Буффало» вынуждены были заниматься тем же самым.
Такой «кадавр» мало отличался от «осухопученного» F2A-2 и носил заводское обозначение Model 339-18 или Brewster 339C.
48 машин модификации Brewster 339D (Model 339-16) оснащались уже «человеческим» двигателями Wright R-1820-G205 «Cyclone».
Обе модификации были вооружены четырьмя пулеметами, причем два, синхронных, были винтовочного калибра. Скорость оценивалась выше 520 км/ч.
Особняком стояло двадцать машин третьего заказа, сделанного уже в первой половине 41-го года : Model 339-23 (она же, Model 439). Базой служил «потолстевший» F2A-3. В бочке меда ( «полный пакет» пассивной защиты и четыре крупнокалиберных пулемета) была не сказать, что маленькая ложка дегтя: двигатель Wright R-1820-G5 — как и на ранее упоминавшемся CW-21B, только вес был без малого на тонну больше…
К счастью, такие машины банально не успели доставить и воевали 67 голландских «Буффало» (24 Brewster 339C и 43 Brewster 339D), распределенных по четырем эскадрильям (1-VlG-V, 2-VlG-V, 3-VlG-V и 3-VlG-IV), каждая по 12 машин плюс запасные.
Самолеты прибывали с апреля по сентябрь 41-го, то есть, как в случае с англичанами, особого времени на подготовку не было, хотя большинство пилотов новичками не были, естественно, боевой опыт отсутствовал.
Хотя контрактом были предусмотрена установка бронеспинки, бронестекла и протектора топливных баков, на поставленных машинах ничего подобного не было. Так же на многих машинах не было коллиматорных прицелов — уже на месте устанавливали простейшие, рамочные. Ответственность и бизнес-модель фирмы «Брюстер» просто потрясает!
Местными самоделкинами делались разнообразные «улучшалки»: чтобы облегчить машину, иногда снимались синхронные пулеметы и рация, на некоторые машины наоборот, устанавливалось бронестекло и крыльевые бомбодержатели для 50-кг бомб.
Претензии к «Буффалло» были ровно те же, что и у британских коллег, летавших примерно на таком же и имевшим дело с тем же противником. К тому же, с началом войны, голландцы сражались с англичанами бок о бок: девять «Буффалло» эскадрильи 2-VlG-V были переброшены в район Сингапура, что скорее было «символической» помощью. 18-го января эскадрилью вернули на обратно, на Суматру.
Официальная точка зрения голландской стороны приписывает 55 заявок на победы пилотам «Буффало» при потере 30-ти машин в воздухе, 15-ти на земле и 15-ти разбитых в авариях и катастрофах.
С потерями «Буффало» в воздухе, в имеющихся описаниях боев, где присутствует взгляд с японской стороны, как раз все более-менее сходится а вот с заявками на победы просто беда.
Японские товарищи признают потерю от действий голландских «Буффаловодов»только четырех машин (по одному Mitsubishi G3M и «Зеро», плюс два Ki-43). Очевидно, голландскому пилоту было достаточно заявить «я стрелял по Зеро», чтобы современные «историки» делали заявку на победу официальной.
Это касается и самого известного боя голландских истребителей, 19 февраля 42-го года, когда ценой потери четырех «Брюстеров», было «сбито» одиннадцать японских машин. Бой такой был, с японской стороны участвовали «армейцы»: Ki-43 прикрывали бомбардировщики Ki-48, действительно было потеряно четыре «Буффало», беда в том, что у японцев потерь не было.
Hawker Hurricane IIB
Последний и основательно припозднившийся участник драмы.
Контракт на поставку таких машин был подписан 29 ноября 41-го года, причем с канадской Canadian Car & Foundry Co., только разворачивающей производство: англичане ничего поставить тогда не могли.
Первые и последние голландские «Харрикейны» в количестве 12 штук, вместе с такими же британскими машинами были доставлена в разобранном виде к 4-го февраля 42-го года в Батавию. А уже к 10-го февраля были собраны и поступили на вооружение эскадрильи 2-VlG-IV, полностью потерявшую свою мат-часть (CW-21B).
Спешка обычно до добра не доводит и у новых машин были проблемы с радиосвязью, кислородным оборудованием и вооружением. О какой-либо подготовке личного состава речи вообще не шло. Все » с колес». Да и занимались на этих машинах в основном штурмовкой наземных целей и десантно-высадочных средств японцев.
Результат был на лицо: заявок на победы -0 (ноль). Два «Харрикейна» были сбиты в воздушном бою, два- наземным ПВО, четыре накрыли на аэродромах, один захвачен японцами, остальные разбили.
В общем и целом, концовка у всех, вне зависимости от используемой мат-части, была безрадостная. Персонал частично был эвакуирован либо морем, либо воздухом. Оставшиеся самолеты были либо уничтожены на земле, либо брошены — долететь до ближайшего безопасного места (Австралии) одномоторные истребители попросту не могли.
По поводу происшедшей катастрофы мнение участников с голландской стороны, как под копирку повторяют мнение английских коллег.
Как раз к своим самолетам претензий было не так много: да, уступали, но не катастрофически. Ну разве что «Зеро», которые постоянно были выше…
Прежде всего, довоенная недооценка противника. По воспоминаниям, ни командиры, ни рядовые пилоты не имели представления с КЕМ они на самом деле столкнутся.
Никудышнее управление, к концу боевых действий доведенное до состояние коллапса. Полная профнепригодность совместного командования союзников (ABDA) — координации не было, каждый был сам за себя. Ибо к февралю 42-го, к голландским силам можно было добавить под 30 «Харрикейнов» RAF и P-40E полновесной 17-ой эскадрильи USAAC.
Соответственно во всех известных боях голландцы были в меньшинстве.
Практически полное отсутствие системы раннего предупреждения: мало того что в меньшинстве, голландские истребители были всегда ниже противника.
И, конечно, противник.
Был бы другой — наверное все сложилось по другому. При всем уважении к армейской авиации, «первую скрипку»,все-таки, сыграли «Зеро» 3-го корпуса и корпуса Таинан. ЛТХ самолета, в частности, гигантский радиус действия, опыт пилотов помноженный на тактику: обязательное сопровождение бомбардировщиков, группы «чистильщиков»: уничтожив противника в воздухе, часто «мелкой гребенкой» проходили по ближайшим аэродромам.
Наконец сама организация боевого процесса, когда группам истребителей придавался самолет-поводырь, обеспечивавший навигационное сопровождение групп — Mitsubishi С5M («Babs»).
На самом деле, при таких вводных, результат был предрешен заранее.
Источник — https://dzen.ru/a/Y57r4PcxSFTt21iG