Гиперборейская традиция Северной Руси

0

 Предыдущий пост

 

Карельская топонимика на карте России

 Гиперборейская традиция Северной Руси

Валаам(Valamo) – Земля Бога Вала (Валу), или просто Светлая (святая) земля.

Если верить древнерусским летописям, первому упоминанию о карелах около тысячи лет. Посему народ сей этносом должен быть молодым. Но молод только этноним, а сам по себе этнос, думается, гораздо древнее самых древних египетских пирамид, а эпос «Калевалы» своим возрастом не уступит возрасту мифов Древней Греции, а тем более Древнего Рима. Это доказывается, в том числе и находками однокоренных слов, идентичных словам из древней латыни, санскрита и древнегреческого. А потому споры о первородности того или иного языка, на мой взгляд, беспредметны. Но среди исследователей продолжаются неутихающие дискуссии. И каждый из оппонентов, будучи патриотом своей страны, лоскутное языковое одеяло тянет на свою национальную квартиру: русские – на русскую, греки – на греческую, более умеренные – на санскрит и так далее. Но думаю, многие сотни и тысячи лет назад не было никаких национальностей, а был какой-то один народ, назовём его просто людьми. Возможно, было несколько родов. Если верить славянским и индийским Ведам, родов было четыре: Д’Арийцы, Х’Арийцы, Святоруссы и Рассены. И можно сделать вывод, что все эти четыре рода, согласно тем же Ведам, являются прародителями многих ныне живущих европейских и частично азиатских народов. Какой из этносов и от какого рода произошёл, остаётся только догадываться, поскольку все мы, ныне живущие, косвенно являемся потомками скифов и сарматов, а чьими потомками были они, – вопрос остаётся открытым, но думается, всё же вопросом времени. Но на сегодняшний день я готов заявить, что какая-то часть карельского языка является частью того самого праязыка, о котором так долго спорят исследователи-специалисты.

Всеясветная азбука насчитывает более ста сорока букв, каждая из которых имеет своё божественное значение. И даже в урезанном старославянском алфавите, который мы именуем кириллицей, по имени якобы его создателя, можно прочитать Божественное начало: Аз Боги Ведаю Глагол(ь) Доброь Есть; Живете Земля Иже, И краткое, Како Люди Мыслете Смысл сказанного понятен здесь даже первокласснику.

Анализируя основные языки, на которые ссылаются исследователи, а это, прежде всего, древнегреческий, латынь, старославянский и санскрит, сходство, пусть и далёкое, но можно отыскать со многими современными языками. Ошибка традиционалистов-языковедов, на мой взгляд, заключается в том, что они изначально все языки поделили на так называемые родственные и неродственные. А белую (индоевропеоидную) расу людей разделили на индоевропейцев и финно-угров. Финно-уграм, которых апологеты от науки считают малыми народами, на Земле отведена роль пасынков. Некоторые из языков так называемой финно-угорской группы Уральской семьи гораздо древнее языков арабского, древнегреческого, санскрита и латыни, и я попытаюсь это доказать, анализируя те или иные слова, гидронимы, топонимы, корневую основу которых мы запросто найдём в ниже означенных языках древности, если захотим. Более того, думаю, существует непосредственная связь между старославянским, в частности старословенским, и карельским языками. Во всяком случае, между некоторыми из их диалектов.

До Рюрика и во времена его, на севере Руси, в Новгородской республике между собой соседствовали словене, весь, чудь, лопь, ижора, меря, корела, русь и многие другие народы. Из данного ряда народов отметим, что только словене, согласно летописям, имеют славянское происхождение, все остальные народности могут похвастать происхождением сарматским или варяжским, что, в принципе, одно и то же. Но все они, будь то праславяне или сарматы, родом вышли из скифов, а те, в свою очередь, от четырёх родов белой (индоевропеоидной) расы. Осевшие в лесах, степях, у рек и водоёмов и продолжавшие между тем кочевать в поисках благодатных земель, поскольку воды после ледникового периода было еще предостаточно, они стали называться сарскими (саарскими) скифами, а позднее – сарматами. Саари (saari) – это остров, ма (ma) – земля, а значит, можно предположить, что сарматы – островитяне. В Карелии до сих пор можно встретить населённые пункты с основой saari: Сааримяги («остров-гора», царь-гора), Саарикиви («порог-остров», «царь-порог») в Олонецком районе. Также словом saari называются все острова. (На воде  слово kivi может означать не камень, а именно порог).

Противников моей версии найдётся, думаю, предостаточно. Но их слабое место в том, что они, исследуя ту или иную область исторической реальности, не берут во внимание так называемые сарматские (финно-угорские) языки, будто они все напрочь канули в Лету. Они оперируют только общеизвестными знаниями языков – санскритом, древнеславянскими и заимствованиями из древнегреческого. Так, например, уважаемый мною автор книги «Россия: мы и мир» Сергей Алексеев название столицы нашей Москвы переводит как Подлунная река, а реку Волга – буквально Движущаяся вода. Но если рассматривать историческую данность Киевской Руси от летописей Нестора, то нам известно, что пришли истинные славяне с Дуная-реки, а до них здесь проживали народы совершенно другие – полагаю, что сарматские. Лавируя между многочисленными водоёмами, болотами и реками, оставленными ледником, они искали места, пригодные для жизни. Эти места, как мы уже отмечали, назывались и называются саарами – то есть островами. Москва (MoskovaMuo se kova) – это Твёрдая земля, а луна (месяц) здесь вовсе ни при чём. Луна, как и Солнце, светит везде и над каждой рекой, кроме разве как нет её над рекой подземной. А река Волга в древности именовалась рекой Ра. Если говорить о гидрониме Волга, то здесь имеет место быть другое имя Бога РаВало (Валу), что, кроме того, означает ещё и «Свет», свет разумеется, белый. А так как «га» общепризнанно имеет отношение к движению, то Волга – это, возможно, Движущийся Свет. Хотя в карельском языке есть и слово valgei, что также означает «белый», «светлый». А посему Волга – это, скорее всего, Светлая (Солнечная) река (поток). Не думаю, что исключительно правильным будет считать, что нынешние русские «произошли» только от славян. Мне ближе постулат Льва Николаевича Гумилёва, заметившего, что русские – это удивительный конгломерат славян, финно-угров и монголо-татар. Но, с другой стороны, никак не вяжется то, что Русью когда-то могли володеть монголы. Вот что об этом написал тот же Сергей Алексеев в своей книге «Россия: мы и мир»: «… вся основная топо- и гидронимика Сибири, и особенно Восточной, где, казалось бы, и русским духом не должно пахнуть, на 90% состоит из праславянских названий. По крайней мере, имеет обязательную индоарийскую корневую основу, чуждую тюркской. Судите сами – Обь (обло – поверхность круга), Ангара (бегущая от солнца, то есть с востока на запад), Лена, Оленёк, Селенга, Алдан, Амга, Яна, … Индигирка, Киренга, Мама, Ока (в Иркутской обл.), Шилка и даже ее приток ОНОН, на котором и родился Чингисхан (Темучин) – высокий, голубоглазый, широколобый, длиннобородый и крепкого телосложения человек, никак уж не похожий на низкорослого желтолицего монгола».

Цитируя здесь Сергея Алексеева, я всё же вынужден буду поспорить с некоторыми его выводами и трактовками относительно гидронимов, которые, как он считает, имеют славянское происхождение. Что касается Оби, то здесь автор, по всей видимости, отчасти прав, хотя, по большому счёту, с большой натяжкой. Земля тоже имеет поверхность, однако называется она Землёй, а не Обью и не Обло. Образуется Обь от слияния двух рек – Катуни и Бии, реки эти между собой почти равнозначны, но если Бия и полноводней, да к тому же судоходна, то Катунь всё же начало берёт от горы Белухи и характером своим фору даст любой другой такой Бие. Если бы какая-то из них была чьим-то притоком, то, соответственно, дальше была бы не Обь, а либо Бия, либо Катунь. Но, сливаясь воедино, они образуют Обь. Вот и получаются две реки в одном русле (два в одном) – Обе, а точнее – Обь.

                     

Название реки Алдан, предполагаю, происходит от слова Aldo (Алдо), что в переводе с того же карельского языка означает «Волна». Ока в Иркутской области, равно как и её тёзка, впадающая в Волгу, предполагает быть просто рекой, ибо joka на финно-угорских языках означает реку. Киренга – Заворачивающаяся (Сворачивающаяся) от слова kieriä (заворачивать). А на берегах Шилки, вероятнее всего, росли заросли крапивы, ибо šiiloi (shiloi – шыйлой) – это крапива. Равно как и берега питерской реки Охта когда-то шелестели зарослями лопуха с колючками (ohtoi). Ангара же, если переводить это слово с санскрита, означает древесный уголь, который больше не горит, но краснеет. Обратите внимание, при анг(ине) горло всегда красное. Изобретать велосипед, который давно уже изобретён, можно сколько угодно, но от этого правда не станет правдивее, истина – истиннее. Другое дело, что не все, на мой взгляд, финно-угры были или могли быть сарматами. Например, современные ненцы, ханты и манси, чертами лица напоминающие тюркские народы. Полагаю, через их кочевья когда-то давным-давно проходили сарматы (скифы, гипербореи, бореалы…), оставили им свои язык, веру, знания. Возможно, не весь язык, какую-то его часть. А то, что непосредственно карелы, которых, по мнению некоторых исследователей, до Рюрика и Олега именовали русью-варягами, участвовали в становлении Русской государственности, тому есть множество подтверждений.

Прежде, чем предложить вниманию читателей некоторые варианты переводов гидро- и топонимики с карельского языка, я бы хотел процитировать здесь весьма уважаемого мною В. Н. Татищева из его книги «Избранные произведения» (стр. 202): «Бярмия, у северных писателей древних Великая Россия и со всею Помориею имянована, иногда токмо королевство Корельское тако имяновали; у русских писателей имяновано Пермь. И сие, мнитца, едино, ибо сарматы бук не имели, но оная от реки Двины на восток простиралась, западной же стране Двины всё Поморие у русских Емь, иногда Заволочье имяновано». Другой отрывок из той же книги В. Н. Татищева не противоречит, а напротив, только подтверждает то, что карелы принадлежат сарматскому племени-роду: «Гардорики был главный горд в Великой Руси, где ныне старая Ладога. Имя сие сарматское, град Великий, в древних северных гисториях довольно славен был. Славяне, пришед, оным овладали, и хотя во оном князи до Рюрика престол имели, но знатно для частой войны с финскими и северными королями или для других обстоятельств в верховье реки Волхова новый Гардорики построили и славянским новый град Великий имяновали, и по гистории видимо, что Рюрик, в 864 году построя, во оной перешёл, а старой остался пригородом. Но в 1704 году из онаго всё купечество для пользу Санкт-Петербурга в Новую Ладогу переведены».

Сарматы, повторюсь, это, скорее всего, островитяне: saarima, sarimaa, saarimaa, suarima – так на разных диалектах карельского языка произносится данное обозначение острова, где «saari» – это непосредственно остров, а «maa» – земля. И как же всё могло происходить? Давайте попробуем пофантазировать.

Сарматские племена (островитяне) в поисках твёрдой земли были вынуждены постоянно передвигаться, кочуя с места на место. Именно в поисках той земли, где можно было бы обустроить своё не временное, а постоянное жилище. «Se ma – кричали они, увидев землю. «Se maa – подхватывали соплеменники, что означает «Это земля!» В своих походах сарматы «обрастали» другими «искателями» pastледниковой суши, войско их (скуфь, скифь) росло. Языки кочевников пусть и немного, но могли разниться. Кто-то кричал «Se ma при виде земли, кто-то другой, подхватывая клич, радостно орал «Зе ма!» Так могли родиться слова «зёма», «зема» (земляк) и «земля». Различные народы сохранили все три обозначения: земля, зема и ma (ма). В английском языке местоимение
«se (се) – зe (ze могло превратиться в артикль, суть которого осталась та же:
theэто. Язык постоянно менялся. Сарматы – тоже. Среди сарматов (островитян) могли находиться предки различных ныне миру известных народов – англичан, русских, немцев, французов и т. д. Но только в финно-угорских языках сохранились древние слова из первоначальных «сарматских» языков: ma (земля), joki (река), saari (остров), taivas (небо), rahvas (народ) и т. д. Кстати, Сибирь – из той же оперы: Se Piärmijä – это Пиармия (Биармия), где Piä – голова, а mija – земля…

Своими, далее приведенными предположениями-переводами географических названий я вовсе не претендую на истину в последней инстанции. Пусть это будет обыкновенной информацией к размышлению:

Алдан – название реки происходит от слова aldo, что означает «Волна».

Валдай – здесь в одном названии соединились и волна «aldo» и воля с властью «valdu».

Валаам(Valamo) – Земля Бога Вала (Валу), или просто Светлая (святая) земля.

Волга – изначально река Ра. Волга – река Бога Вала, Valga – Светлый (Святой) поток.

Вологда – Светлый (святой) город.

Венеция (Венесия) – страна (место) венедов.

Калевала – Кали – это Богиня Смерти Kali, Kalma. Более того, kalma (kalmu) – могила. Kalevala – могила света. Место, где долгая полярная ночь. Правда, есть и другое предположение. Калевала – Вращение Света.

Киев – от слова kivi (камень). Kivigard, Kivilinna – Каменный город.

Москва (Moskova)mua se kovaТвёрдая земля.

Нева, Нево – от слова nevvuo – Учитель, учить.

ПолтаваPolta vai – Огнище, пожарище. Возможно, здесь когда-то было капище – огнище, где происходили жертвоприношения Богу Солнца Ра (Valo, Аполлону и т. д.).

СамараSe ma Ra – Это Земля Бога Ра.

Свирь, Syväri – глубокая вода.

Тула – от слова tuli (огонь). Здесь, по всей видимости, добывали и обрабатывали железо.

ТулемаTuli ma – земля огня. Аналогично городу Туле – место, где добывали и обрабатывали железо.

Список этот можно продолжать долго. И географические названия, имеющие сарматское происхождение, отыщутся не только в Европе, но и в Азии…

 

                                        Олонец и Aunus

Олонец

Герб голода Олонец.

 

           

      Олонец и Aunus – это один и тот же город. Подзаголовок, связанный с данным топонимом, взят здесь неспроста, ибо мы попытаемся в этой статье объяснить значение как одного, так и другого названия. Но для этого придётся обратиться к источникам из глубокой древности – древности, которая намного старше самого первого упоминания об Олонце, датируемого 1137 годом. Может статься, Олонец существовал в ещё догомеровские времена, ибо есть тому косвенные подтверждения. Никто не будет оспаривать, что Аполлон – это один из самых почитаемых в Греции богов, хотя также известно, что происхождение его имени — вовсе не эллинское. Один из авторитетнейших историков древности, обобщивший огромное количество трудов предшественников, Диодор Сицилийский (I в. до Р. Х.) писал об Аполлоне, его корнях и культе его на севере Европы: «Из числа писателей, сообщающих древние предания, Гекатей и некоторые другие говорят, что на Океане против страны кельтов находится остров величиною не меньше Сицилии.
Этот остров лежит на севере и населён гипербореями, названными так потому, что живут они дальше дуновения борея; остров имеет прекрасную, плодородную почву, отличается благорастворением воздуха и дважды в год производит плоды. Рассказывают,  что на нём родилась Латона
(мать Аполлона и Артемиды, но чем не наша Лада – В. В.), вследствие чего из всех богов наиболее почитаем там Аполлон. Жители его являются как бы жрецами Аполлона, потому что каждый день беспрерывно воспевают его в гимнах и оказывают ему высочайшие почести. Есть на острове прекрасная роща, посвящённая Аполлону, и достопримечательный храм шарообразной формы, украшенный множеством приношений; есть также город, посвящённый этому богу; большинство его обитателей – кифаристы, и постоянно в храме играют на кифаре и поют гимны в честь Аполлона, прославляя его деяния. Говорят гипербореи на каком-то особом языке и очень дружелюбно относятся к эллинам, а в особенности к афинянам и дилосцам; начало этой дружбы восходит к очень древним временам. Говорят, что некоторые из эллинов приезжали к гипербореям и пожертвовали в храм богатые приношения с надписями на греческом языке. Точно так же и гиперборей Аварид, прибывший в древние времена в Элладу, возобновил дружбу и родство с дилосцами. Говорят, что с этого острова луна кажется отстоящей от земли на весьма незначительное расстояние и имеющею на себе несколько заметных земляных возвышенностей. Рассказывают также, что бог является на остров через каждые девятнадцать лет, в течение которых оканчиваются орбиты движения созвездий; поэтому-то девятнадцатилетний период времени называется у эллинов Метоновым годом. Во время своего пребывания на острове бог играет на кифаре, устраивает хороводы по целым ночам от весеннего равноденствия до восхода Плеяд и радуется своим успехам. Царствуют в этом городе и заведывают священным участком так называемые Бореады, потомки Борея, у которых власть переходит из рода в род» (В. И. Паранин, «История варваров», СПб, 1998, с. 107-108).

            В своей книге Виктор Паранин задаётся вполне уместным вопросом: дескать, какого Гекатея имеет ввиду Диодор? Он пишет: «Если это Гекатей Милетский, живший в конце IV века до Р. Х., тогда большой интерес представляет отрывок из схолий к Аполлонию Родосскому: «Гекатей говорит, что гиперборейский народ существовал до его времени. У него есть сочинение под заглавием «Об гипербореях».
           У гипербореев почитается Аполлон, поэтому его видели отправляющимся туда. Как пишет В. И. Паранин, об этом сочинении Гекатея Милетского ничего неизвестно. Но с другой стороны, Клавдий Элиан (IIIII вв.), автор работы о животных, написал: «Род гипербореев и воздаваемые ими Аполлону почести воспевают и поэты, прославляют и прозаические писатели, в том числе Гекатей, не Милетский, а Авдирский…». Далее автор «Истории варваров» приводит выдержку из труда Клавдия Элиана, из которой становится ясно, что жрецами Аполлона служат сыновья Борея и Хионы, числом трое, по природе братья, ростом по шести локтей (около 180 см). «Когда они совершают в честь названного бога установленное священнослужение в обычное время, с так называемых у них Рипейских гор прилетают необозримые по величине тучи лебедей; облетев кругом храма и как бы очистив его своим полётом, они потом спускаются в ограду храма, отличающуюся огромной величиной и необыкновенной красотой. В то время как певцы запоют туземные песни в честь бога, а кифаристы присоединяют к хору чрезвычайно гармоничную игру, тут вместе с ними запевают и лебеди; они поют очень согласно и никогда нигде не издают ни одного не стройного или не согласного с пением звука, как будто получив такт от регента хора и спевшись с местными творцами священных напевов. Затем по окончании гимна они удаляются, исполнив обычную службу в честь божества, таким образом, вышеназванные, так сказать, крылатые хоревты целый день воспевают бога» («История варваров», с. 108–109).

            Родиной Аполлона считается остров Делос, куда, как пишет Диодор, Латона (Лето, Лада), спасаясь от преследований Геры, добралась за 12 дней, где родила близнецов Аполлона и Артемиду. Сама же Латона родилась на острове гипербореев, который называется, как сообщает Стефан Византийский, «Еликсия (Эликсия) – остров не меньше Сицилии, под рекою Карамвиком. Островитяне называются карамвиками от реки, как говорит Гекатей Авдирский…»

            Можно, конечно, учитывая геологические изменения в результате отхода ледника на север, предположить, что остров Еликсия, где родилась Латона – мать Аполлона и Артемиды, куда солнечный бог затем осенью на своей колеснице, как сообщает Павсаний Периегет (II в.), запряжённой лебедями, улетал на зиму. Это вполне совпадает с годовым ходом солнца. Север в данном случае выступает как дом Аполлона, и поскольку древние греки очеловечивали своих богов, то вполне уместно проведение параллелей между людьми и богами. Коль скоро для человека считается домом место, где он спит, то это справедливо и для богов. Тот же Павсаний Периегет даёт маршрут пересылки даров Аполлона на Делос от гипербореев, который проходил через Понт Эвксинский: «В Прасиях есть храм Аполлона; сюда приносятся, говорят, начатки от гипербореев: гипербореи передают их аримаспам, аримаспы – исседонам, от них скифы привозят их в Синопу, отсюда они несутся эллинам в Прасии, наконец, афиняне перевозят их на Дилос; начатки эти спрятаны в пшеничной соломе и никому не известны». Интересен отрывок о гипербореях Геродота, одного из авторитетнейших историков древности, приводимый В. Параниным: «Гораздо больше о гипербореях рассказывают делосцы. По их словам, гипербореи присылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому. От скифов дары принимают ближайшие соседи, и каждый народ всегда передаёт их всё дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе (варажение «крайний запад» в древности использовалось как нынешнее «крайний север» – В. В.). Оттуда дары отправляют на юг: сначала они попадают к додонским эллинам, а дальше их везут к Малийскому заливу и переправляют на Эвбею. Здесь их перевозят из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако минуют Андрос, так как каристийцы перевозят святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос… В первый раз, говорят делосцы, гипербореи послали с дарами двух девушек, по имени Гипероха и Лаодика. Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан. Это те, кого теперь называют перфереями и весьма почитают на Делосе. Однако когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям, с просьбой отослать их другим народам.

…По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис. Они несли Илифии священные дары, обещанные за быстрые и лёгкие роды. Как передают, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами (Аполлоном и Артемидой), и делосцы им тоже воздают почести. В их честь делоские женщины собирают дары. В гимне, сочиненном ликийцем Оленом, женщины призывают их поимённо. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также поют гимн, призывая Опис и Аргу, и собирают им священные дары. Этот Олен пришёл на Делос из Ликии и сочинил также и другие древние гимны, которые поются на Делосе. Пепел от бёдер жертвенных животных, сожжённых на алтаре, они рассыпают на могиле Опис и Арги. Могила же их находится за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев».

            В. И. Паранин обращал внимание на то обстоятельство, что Геродот Олена выводил из Ликии. Автор тут же приводит аргумент
Г. А. Стратановского: «Геродот раскрывает двойное происхождение делосского культа: во-первых, принесённый греками с Севера культ Аполлона и Артемиды и, во-вторых, почитание Аполлона как божества света, перенесенное из Ликии». Далее В. И. Паранин делает весьма смелый вывод. Цитирую его полностью, дабы затем добавить по данному поводу свои умозаключения, найденные мною в результате многодневных поисков. «… следующий отрывок снимает всякую двойственность происхождения культа Аполлона в Греции, поскольку Павсаний пишет: «…Местная (т.е. дельфийская) уроженка Вио, сочинившая гимн дельфийцам, говорит, что прорицалище (в Дельфах) устроили для бога пришельцы из страны гипербореев, Олин и другие; Олин был, по её словам, и первым прорицателем, и первый изобрёл гекзаметр (шестистопный стих, которым оформлялось прорицание; возник во II тыс. до Р. Х., использовался Гомером – В. П.). Вио пишет следующим образом:

                        Здесь устроили добропамятное прорицалище

сыны гипербореев Пегас и дивный Агий.

Перечислив затем остальных гипербореев, поэтесса в конце гимна называет Олина:

                        И Олин, который был первым пророком Фивы,

                        И первый из древних сочинил эпическую песнь».

Приведённые сведения, во-первых, раскрывают исключительную роль гипербореев в распространении культа Аполлона, причём, как представляется, не только в Греции. Ликия – горная страна на юго-востоке Малой Азии, примыкающая к Сирии. Если Олин (Олен) действительно пришёл оттуда, то это является свидетельством миссионерской деятельности гипербореев на Ближнем Востоке. В пользу того, что имя Олина имеет гиперборейское происхождение, свидетельствует существование на севере города Олинна. Город стоял на Каспии (Стефан Византийский), вблизи устья которого Птолемей отмечает народ – олондов. Если это так, то возможно, что Каспий начинался от места впадения Свири в Ладогу. Расположенный здесь город Олонец считается одним из древнейших на севере. В своё время его именем называлась вся Восточная Карелия – Олонецкий край, или Олонецкая Карелия. (В. И. Паранина «История варваров»).

               Во-первых, надо заметить, при чтении изысканий В. И. Паранина, где он опирается на труды Геродота, я обнаружил одно немаловажное соответствие, подтверждающее не только смелые выводы автора «Истории варваров», но и свои собственные робкие догадки. Ссылаясь на Геродота, В. И. Паранин пишет: «… Фракийские обычаи он (Геродот – В. В.) отмечает у агафирсов (выделено мной – В. В.), не скифские (т. е., видимо, также фракийские) нравы у андрофагов. Перечислив царей, собравшихся на совещание по поводу вторжения персов (тавров, агофирсов, невров, андрофагов, меланхленов. гелонов, будинов и савроматов), Геродот приводит слова послов от скифов: «Ведь если бы персидский царь выступил только против нас одних, чтобы отомстить за прежнее порабощение, то ему пришлось бы, оставив в покое все прочие народы, прямо идти на нашу страну. Тогда всем было бы ясно, что он идет на скифов, а не против других народов. Ведь лишь только царь переправился на наш материк, он подчинил все народности на своём пути. Все остальные фракийские племена уже в его руках, в том числе и соседние с нами геты». Согласно Сергею Алексееву, савроматы жили где-то возле Рипейских гор, а В. И. Паранин и другие исследователи отождествляют Рипейские горы, согласно изменившемуся ныне рельефу, возле Валдая. Савроматы, к тому же, по моему глубокому убеждению, да, пожалуй, и не только моему, – это одна из веточек сарматских племён. А что касается мною подчёркнутых агафирсов, то у В. Н. Татищева упоминается племя также сарматского происхождения агарфиси, которое проживало у реки Волхов, по Двине, к Северному морю и в районе Финского залива и Ладожского озера. Уж не есть ли это далёкие предки тех же карелов или вепсов?

        Теперь, что касается даров, передаваемых гипербореями через соседние народы на остров Делос, где Аполлон на месте убитого им Пифона воздвиг капище. Из информации о славянских богах, опубликованного в проекте, который под названием «Славянские боги» был создан при поддержке Благотворительного Фонда «Школы здоровья и Радости доктора Синельникова» и издан в Симферополе в конце 2008 года, я обнаружил среди прочих изображений «языческих» богов с описанием изображение и Описание Навны. Цитирую полностью: «Навна. Соборная Душа России, её Народа. Это Она воплощена в девицах-красавицах, всех матерях и жёнах. Свет её любви согревает души людские. Это она хранит и бережёт народную культуру, её фольклор, самобытность зодчества и народных ремёсел, вдохновляет музыкантов, поэтов, актёров, архитекторов и художников, всех одарённых творческих людей на создание их прекрасных произведений, несущих Миру радость красоты бытия»…

            Из своего далёкого детства я навсегда запомнил пословицу, неоднократно озвученную устами  бабушки и мамы. На карельском языке она выглядела так: «Unes aunuo ei ole». Тогда, да и потом ещё долгое время я не понимал значения слова «auno». Потом в словаре у Г. Макарова обнаружил – «скирда». И тогда пришло первое понимание значение карельского названия Олонца – Aunus (Аунус). Но что-то здесь не ладится, думал я. С какой такой стати, даже если Олонецкий край считается сельскохозяйственной житницей Карелии, город стали бы называть именем «скирды»? У В. И. Паранина об Олонце я прочёл, что карельское его название Aunus, возможно, происходит от какого-то «начала». И он приводит несколько фрагментарных слов с подобным значением из разных языков: айн, айнс, айно, ауно и т. п. Но при этом он имеет в виду, что здесь имеет место быть какое-нибудь конкретное начало – «один», «первый» или «единственный». Но если по-русски Навна – это Соборная Душа Народа, то не есть ли это та самая Ауна Ауну из пословицы о той самой Душе? Ведь не только древние, но и многие ныне живущие современники предполагают, что во время сна душа может куда-нибудь, пусть и недалеко, отлучаться из тела. Тем более что буква «в» здесь говорится с придыханием – практически не выговаривается. К тому же, если учитывать, что дары на остров Делос Богу Солнца несли, прикрыв их пшеничной соломой, то не есть ли «ауна» та самая солома, служащая временной оболочкой переносимой души? Мне могут возразить: дескать, в Карелии пшеница не растёт. Это сейчас не растёт. Не растёт (точнее, не выращивают) здесь и рожь, а ведь ещё совсем недавно росла! Более того, многие сведения о гипербореях и их стране на крайнем севере с позиции сегодняшнего дня кажутся фантастическими. Однако, ряд, казалось бы, неправдоподобных деталей (плодородие земли, мягкий климат, маслины, два урожая в год и т. д.) в свете последних научных знаний выглядит не таким уж и фантастическим. Древнейшие сведения о гипербореях связаны с именем Геракла, время деятельности коего на крайнем севере относится где-то к середине XXIV в. до Р. Х. Данное время, как свидетельствуют учёные, следует непосредственно за климатическим оптимумом голоцена, когда широколиственные леса шумели как на берегах Баренцева моря, так и в Большеземельной и Малоземельной тундрах. В конце прошлого века СМИ сообщали, что полевой сезон 1997 года дал археологам Московского университета сенсационные материалы: в Ловозерской тундре Кольского полуострова открыты крупные культовые и астрономические сооружения, и даже найдена виноградная лоза, росшая здесь в далёком прошлом. Как указывает В. И. Паранин со ссылками на ряд учёных, происшедшие перемены в климате района специалисты связывают с изменением угла наклона земной оси. Полярная звезда в античные времена была удалена от полюса на 12½° , а сегодня лишь на 1¼°. Другими были не только океанические течения в северных морях, которые, как полагают, в климатическом оптимуме были полностью свободны ото льда, но и атмосферная циркуляция. Реки и озёра могли быть гораздо полноводнее и текли, возможно, по другим руслам, а болота тогда никто так варварски не осушал, природу на свой манер не перекраивал. И Каспий за счёт более полноводной Волги (Ра, Аракс) мог действительно доходить до Ладоги.

            Но вернёмся к нашему Олонцу. В карельском языке есть слово, созвучное указанной ниже Навне (Науне). Звучит на современный лад оно как naine (найнэ) и означает оно женщину; преимущественно этим словом «naine» называют симпатичных и моложавых женщин. Разве не похожие слова Навна (Науна) и найнэ? Очень даже похожи! А посему и Олонец может оказаться гораздо древнее и иметь право называться как Олонцом (Оллиным), так и Аунусом (скирдой – душой соборной)… Тем более, языки, в зависимости от времени и удалённости друг от друга, имеют склонность видоизменяться. В современном карельском языке в настоящее время известны три диалекта, я не говорю уже о говорах, простите за тавтологию. И уж совсем не приходится говорить о языках древних. И тем более, думаю, не случайно берестяные грамоты из раскопок Великого Новгорода интерпретируются некоторыми исследователями как карельские.

(продолжение)

Иванов Василий
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account