Гидросамолеты-истребители Hansa Brandenburg KDW. Австро-Венгрия
СОДЕРЖАНИЕ:
Самолет по скорости и маневренности был лучшим немецким поплавковым истребителем, но некоторые технические недостатки, а главным образом неправильная оборонительная применения помешали ему показать свои лучшие качества в воздушных боях.
Германия, первый полет – сентябрь 1916 года.
Проект и опытные самолеты
Ганза-Бранденбург KDW проект
Ганза-Бранденбург KDW проект, морской истребитель. Заказан Имперским морским министерством Германии в июне 1916 г. для обороны побережья Фландрии.
Проектирование выполнялось на фирме Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke под руководством главного конструктора Э. Хейнкеля как модификации разработанного им и запускаемого в серию самолета Ганза-Бранденбург KD (по типу модификации Hansa Brandenburg D I серии 28 для Императорских и Королевских Воздушных войск Австро-Венгрии) с отличиями:
- установлен мотор Benz Bz III (150 л.с. на уровне моря), при этом крепление мотора, двухлопастный воздушный винт, капот и установка радиатора остались без изменений, выхлопные патрубки такие же индивидуальные выведенные на левый борт, но удлиненные);
- запас топлива и масла увеличен;
- размахи и хорды крыльев увеличены за счет удлинения лонжеронов, увеличения длин и добавления числа нервюр, при этом самолет стал «правильным бипланом» (размах верхнего крыла на 0,72 метра и нижнего на 0,94 метра соответственно, прототип был слабовыраженным полуторапланом, а хорды увеличены на 0,15 м, общая площадь возросла на 5,2 кв. метров);
- расстояние между крыльями уменьшено на 25 мм;
- конструкция межкрыльевых стоек типа «паук» (Spinne) осталась такая же, как и на прототипе, но на их средние стыки установлены большие плоские обтекатели;
- вместо врезанной в борт фюзеляжа подножки сделана внешняя в виде рамы из стальной проволоки по левому борту;
- сделана новая конструкция стабилизатора со спрямленными кромками;
- сделано новое вертикальное оперение, которое в отличие от примененного на самолете Hansa Brandenburg D I серии 65.7 включало неподвижный подфюзеляжный киль треугольной в плане формы и цельноповоротный руль направления с роговым компенсатором, подобный установленному на указанном сухопутном истребителе, но с увеличенной вниз высотой и спрямленной задней кромкой;
- вместо колесного шасси установлено поплавковое, см. ниже;
- вооружение в составе одного пулемета LMG 08/15 калибра 7,92 мм с синхронизатором (предположительно, типа «Альбатрос-Хедтке») и боезапасом 250 патронов;
- пулемет установлен справа от блока цилиндров мотора и закрыт алюминиевым обтекателем, крепящимся к его капоту.
Особенности конструкции шасси:
- два одинаковых поплавка крепятся на ферме, состоящей из 10 стержней, образующих две боковые N-образные конструкции, две траверсы в месте из крепления к каркасу поплавков и два раскоса;
- N-образные конструкции крепятся к шпангоутам фюзеляжа передними стержнями в месте соединения стержней «паука» и переднего лонжерона нижнего крыла;
- поплавки однореданные, днище до редана плоское с четырьмя продольными гребнями, за реданом – килеватое;
- силовой набор поплавков деревянный, обшивка фанерная, герметичность обеспечена тщательной проклейкой, грунтовкой и покрытием лаком.
Проект был одобрен и была заказана постройка трех опытных образцов.
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 748) 1-й опытный
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 748) 1-й опытный, морской истребитель с мотором Benz Bz III (150 л.с.). Постройка начата на одном из заводов фирмы (предположительно, в Гамбурге) летом 1916 года в соответствии с проектом.
Самолет совершил первый полет в сентябре 1916 года.
После коротких заводских испытаний самолет был передан на официальные типовые испытания, которые прошли в Команде испытаний морских самолетов (Seeflugzeuge Versuchs Kommando) в г. Варнемюнде (Warnemünde, северо-восток Германии, побережье Балтийского моря у г. Росток). Самолет по всем летным данным превзошел испытанный также в сентябре 1916 года поплавковый истребитель Albatros W 4.
Вместе с тем были выявлены отдельные недостатки (например, слабая жесткость крепления поплавков, попадание выхлопных газов в кабину), а также некоторые технические решения были сочтены нерациональными или слишком дорогостоящими. Также было признано желательным перейти к стандартному вооружению из двух синхронных пулеметов.
Также заказчик потребовал обеспечить прямой доступ к пулемету из кабины для устранения задержек при стрельбе, чему мешал обтекатель.
В ходе испытаний на самолете были сделаны доработки:
- две траверсы и два раскоса, связывающие поплавки, были сняты, а взамен установили новую систему из 8 сходящихся в центре жесткости раскосов;
- установлен новый выхлопной коллектор с длинным общим патрубком, направленным вверх.
Доработка крепления поплавков себя не оправдала, и в дальнейшем вернулись к первоначальной конструкции, усилив ее растяжками, а выхлопной коллектор внедрили в серию с изменением – см. самолеты сер. 1.
Остальные выявленные недостатки следовало устранить на 2-м и 3-м опытных образцах.
В конце 1916 года этот самолет (возможно, вместе с опытным образцом № 2) был передан в строевую часть авиации ВМС Германии.
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 783) 2-й опытный
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 783) 2-й опытный, морской истребитель с мотором Benz Bz III (150 л.с.). Постройка начата на одном из заводов фирмы (предположительно, в Гамбурге) летом 1916 года в соответствии с проектом, но с учетом замечаний по результатам испытаний 1-го опытного образца.
В конструкцию были внесены следующие изменения:
- сделана новая выхлопная система с общим коллектором с выходным патрубком, направленным вверх (по типу 1-го опытного образца);
- сняты обтекатели в средних узлах межкрыльевых стоек;
- раскосы в ферме крепления поплавков сняты и заменены двумя парами скрещивающихся тросовых растяжек (между передними и задними стержнями N-образных стоек).
Самолет совершил первый полет осенью 1916 года.
После коротких заводских испытаний самолет был передан на официальные типовые испытания, которые прошли в Команде испытаний морских самолетов (Seeflugzeuge Versuchs Kommando) в г. Варнемюнде (Warnemünde, северо-восток Германии, побережье Балтийского моря у г. Росток). Летные данные самолета не снизились, а недостатки были устранены.
Самолет был принят на вооружение морской авиации Германии, но серийный выпуск был заказан не фирме-разработчику Hansa und Brandenburgische Flugzeugwerke, а австро-венгерскому заводу Österreichische-Ungarische Albatros-Werke G.m.b.H. (с января 1017 года – Phönix Flugzeugwerke A.G.), который уже приступил к серийному выпуску самолета-прототипа Hansa Brandenburg KD (D I сер. 28).
Самолет получил военное обозначение Hansa Brandenburg W 9 (Wasserflugzeug Type 9), но в строевой эксплуатации для серийных самолетов использовалось и заводское обозначение KDW.
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 784) 3-й опытный
Ганза-Бранденбург KDW (Werk. Nr. 784) 3-й опытный, морской истребитель с мотором Benz Bz III (150 л.с.). Постройка начата на одном из заводов фирмы (предположительно, в Гамбурге) осенью 1916 года в соответствии с проектом, но с учетом замечаний по результатам испытаний 2-го опытного образца.
В конструкцию были внесены незначительные изменения, например, крылья удлинены на 30 мм – что, возможно было не намеренным изменением, а следствием упрощения оснастки (ранее был размах 9,220 метров, а стал 9,250 метров – кратный четверти метра).
Возможно, этот 3-й опытный образец не был облетан, а использовался только для прочностных статических испытаний до разрушения. Эти испытания прошли с удовлетворительной оценкой.
Серийный выпуск самолета
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 1 (Werk. Nr. 912 … 921) серийный завода «Феникс»
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 1 (Werk. Nr. 912 … 921) серийный завода «Феникс», морской истребитель. При запуске в серию в конструкцию самолета были внесены дальнейшие изменения:
- установлен мотор Mercedes D III (160 л.с.);
- установлен выхлопной коллектор с выходным патрубком, направленным вверх (он несколько отличался от испытанного на 1-м опытном образце);
- установлен водяной радиатор поверхностного типа Teeves & Braun в центроплане верхнего крыла со смещением вправо, в связи с чем была переделана прокладка его трубок;
- установка пулемета смещена назад и сделана открытой для прямого доступа из кабины к спусковому рычагу, рычагу перезарядки и лентоприемнику;
- изменена конструкция капота (сделана по типу самолета Hansa Brandenburg D I сер. 65.7, но с отличиями, в частности, вызванными установкой на нем вооружения);
- стойки крепления поплавков укорочены (его жесткость улучшилась, но уменьшилось расстояние от конца лопасти винта до воды).
Подготовка производства начала на заводе в г. Вена (р-н Штадлау) в конце 1916 года. Самолет производился и поставлялся без мотора и вооружения, которые ставил при получении машины наземным транспортом заказчик – морская авиация Имперских ВМС Германии.
Вся серия из 10 самолетов была получена в феврале 1917 г., в том же месяце укомплектована и принята заказчиком.
Весной 1917 года самолеты были направлены в строевые части авиации ВМС Германии во Фландрии.
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 2 (Werk. Nr. 1067 … 1076) серийный завода «Феникс»
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 2 (Werk. Nr. 1067 … 1076) серийный завода «Феникс», морской истребитель. По сравнению с самолетами серии 1 были сделаны следующие отличия:
- установлен мотор Бенц Bz III (150 л.с.), как на опытных самолетах, но остальные системы силовой установки – по типу серии 1;
- уменьшена площадь руля направления.
Вся серия из 10 самолетов была получена в марте – апреле 1917 года, в том же месяце укомплектована и принята заказчиком.
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 3 (Werk. Nr. 1389 … 1394) серийный завода «Феникс»
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 3 (Werk. Nr. 1389 … 1394) серийный завода «Феникс», морской истребитель. По сравнению с самолетами серии 2 были сделаны следующие отличия:
- установлен мотор Maybach Mb III (160 л.с.);
- сделан новый выхлопной коллектор в виде трубы постоянного диаметра (глушителя нет) с увеличенной длиной, которая выведена по правому борту назад и вниз;
- для компенсации проявившейся в строевой эксплуатации недостаточной жесткости закоцовок верхнего крыла (при отклонении элеронов они закручивались, что ухудшало эффективность управления по крену) были введены дополнительные V-образные стойки, которые крепятся нижней точкой к местам соединения внешних передних стоек «паука» к каркасу нижнего крыла, а двумя верхними – к местам соединения внешних (третьих считая от закоцовки) нервюр крыла и его лонжеронов;
- сделано новое вертикальное оперение, в котором добавлен верхний киль сильно вытянутой прямоугольной в плане формы со скругленной передней кромкой (ее радиус равен высоте), а руль направления сделан без рогового компенсатора;
- поплавки укорочены.
Вся серия из 15 самолетов была получена летом-осенью 1917 года, тогда же укомплектована и принята заказчиком.
Вес и аэродинамическое сопротивление самолета увеличились, что было лишь отчасти компенсировано облегчением и уменьшением поплавков, потому летные данные и мореходность ухудшились.
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 4 (Werk. Nr. 1554 … 1573) серийный завода «Феникс»
Ганза-Бранденбург W 9 (KDW) серии 4 (Werk. Nr. 1554 … 1573) серийный завода «Феникс», морской истребитель. На самолетах этой серии были сделаны следующие изменения:
- сделан новый выхлопной коллектор с укороченным общим патрубком, направленным назад;
- внедрено усиленное вооружение из двух пулеметов LMG 08/15 калибра 7,92 мм с синхронизаторами (предположительно, типа «Альбатрос-Хедтке») и боезапасом по 250 патронов (установка левого пулемета была зеркальным отражением существующей правой, по отношению к самолетам предыдущих серий установки вооружения подняты выше уровня выхлопных патрубков);
- в связи с вышеперечисленными изменениями вооружения и системы выхлопа была незначительно изменена конструкция капота мотора.
Вся серия из 20 самолетов была получена в декабре 1917 года – феврале 1918 года, тогда же укомплектована и принята заказчиком.
Из-за увеличения веса вооружения и полетного веса самолета летные данные ухудшились.
Эксплуатация и оценка самолета
Всего построено 58 самолетов этого типа – 3 опытных образца в Германии и 55 серийных в Австро-Венгрии.
Они эксплуатировались в строевых частях Авиации Имперских ВМС Германии с декабря 1916 г. и до конца войны на следующих ТВД:
- Северное море (побережье Западной Фландрии, Бельгия, 1916-1918 годы, основной ТВД);
- Эгейское море (побережье Турции, 1918 год);
- Балтийское море (использовались ограничено в Прибалтике в 1918 год).
По летным данным самолеты первых серий превосходили Albatros W 4 и Rumpler 6B по скорости, скороподъемности и маневренности, но машины серий 3 и 4 утратили эти преимущества. Кроме того, самолет имел свои существенные недостатки:
- недостаточную жесткость конструкции (устранено на 3-й серии ценой увеличения веса, аэродинамического сопротивления и падения летных данных);
- плохую курсовую устойчивость и управляемость (до конца выпуска так и не устранено);
- недостаточное вооружение (устранено на 4-й серии).
Самолет применялся недостаточно активно из-за позиции командования Авиации Имперских ВМС Германии, которое не ставило перед командирами эскадрилий истребителей-гидропланов задач по завоеванию превосходства в воздухе над водами противника. Для этого немецкое командование предпочитало использовать двухместные многоцелевые гидросамолеты.
В результате одноместные поплавковые истребители Германии действовали в оборонительном ключе и не оказали существенного влияния на ход войны в целом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наименование | Ганза-Бранденбург KDW, опытный | Ганза-Бранденбург KDW, сер. 1 | Ганза-Бранденбург KDW, сер. 2 |
Источник: | 3 | 4 | 1 |
Год: | 1917 | 1917 | 1917 |
Экипаж, чел: | 1 | 1 | 1 |
Силовая установка: | |||
тип двигателя | Бенц Bz III | Мерседес D III | Бенц Bz III |
мощность взлетная, л.с. | 150 | 160 | 150 |
мощность у земли, л.с. | 150 | 160 | 150 |
тип воздушного винта | тянущий | тянущий | тянущий |
количество лопастей | 2 | 2 | 2 |
Размеры: | |||
размах верхнего крыла, м | 9,250 | 9,220 | 9,220 |
размах нижнего крыла, м | 9,250 | 9,220 | 9,220 |
площадь верхнего крыла, кв.м | 14,575 | 14,575 | |
площадь нижнего крыла, кв.м | 14,575 | 14,575 | |
площадь крыльев общая, кв.м | 29,150 | 29,150 | |
САХ верхнего крыла, м | 1,650 | 1,650 | |
САХ нижнего крыла, м | 1,650 | 1,650 | |
профиль верхнего крыла | тонкий выпукло-вогнутый | тонкий выпукло-вогнутый | тонкий выпукло-вогнутый |
профиль нижнего крыла | тонкий выпукло-вогнутый | тонкий выпукло-вогнутый | тонкий выпукло-вогнутый |
сужение верхнего крыла | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
сужение нижнего крыла | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
угол установки верхнего крыла, град. | положительный | положительный | положительный |
угол установки нижнего крыла, град. | положительный | положительный | положительный |
угол поперечного V верхнего крыла, град. | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
угол поперечного V нижнего крыла, град. | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
расстояние между крыльями, м | 1,575 | ||
тип и расположение элеронов | обычные на верхнем крыле | обычные на верхнем крыле | обычные на верхнем крыле |
угол установки горизонтального оперения, град. | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
длина полная, м | 8,000 | 8,000 | 8,000 |
высота габаритная, м | 3,350 | 3,300 | 3,300 |
основные опоры шасси | 2 однореданных поплавка | 2 однореданных поплавка | 2 однореданных поплавка |
хвостовая опора шасси | нет | нет | нет |
вспомогательные опоры | нет | нет | нет |
Масса: | |||
пустого, кг | 760 | 767 | |
взлетная, кг | 1040 | 1045 | 1046 |
полной нагрузки, кг | 285 | 279 | |
весовая отдача,% | 27,3 | 26,7 | |
Удельные данные на взлете: | |||
удельная нагрузка на крыло, кг/м² | 35,8 | 35,9 | |
удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. | 6,9 | 6,5 | 7,0 |
отношение мощности к площади крыла, л.с./м² | 5,5 | 5,1 | |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость, км/ч | 172 | 172…175 | 172 |
на высоте, м | граница высотности | граница высотности | граница высотности |
время набора высоты | |||
1000 метров, мин. | 4,5 | 4,3 | |
2000 метров, мин. | 11,0…14,0 | 11,0 | |
3000 метров, мин. | 21,5 | 21,3 | |
практический потолок, м | 4000 | 4000 | |
дальность полета, км | 500…540 | ||
режим полета | максимальная дальность | ||
нагрузка | боекомплект | ||
продолжительность полета, ч | 2,5 | 2,5…3,0 | 3,0 |
режим полета | макс. продолжительность | макс. продолжительность | макс. продолжительность |
нагрузка | боекомплект | боекомплект | боекомплект |
Вооружение: | |||
тип вооружения | 1×LMG 08/15 «Шпандау», 7,92 мм | 1×LMG 08/15 «Шпандау», 7,92 мм | 1×LMG 08/15 «Шпандау», 7,92 мм |
установка | синхронная | синхронная | синхронная |
боекомплект | 250 патронов | 250 патронов | 250 патронов |
Выпуск: | |||
данной модификации | 3 | 10 | 10 |
общий | 58 |
Источники:
1. Lamberton W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Letchworth, UK, Harleyford Publications Ltd., — 19160
2. https://de.wikipedia.org/wiki/Hansa-Brandenburg_D.I
3. Jackson, Robert. The Encyclopedia of Military Aircraft, Parragon, — 2002
4. https://de.wikipedia.org/wiki/Hansa-Brandenburg_KDW
5. Green W, Swanborough G. The Complete Book of Fighters. London, UK, Salamander Books Limited, — 1997
Составитель: С.Г. Мороз
Выпуск самолетов Ганза-Бранденбург KDW
Модификация | Мотор | Производитель | Werk.Nr. | Время производства | Всего выпущено | |
Первый | Последний | |||||
Ганза-Бранденбург KDW опытные | Бенц Bz III | «Ганза-Бранденбург», Германия | 748 | сентябрь 1916 | 1 | |
Бенц Bz III | 783 | 784 | осень 1916 | 2 | ||
Всего: | 3 | |||||
Ганза-Бранденбург KDW серии 1 | Мерседес D III | «Феникс», Австро-Венгрия | 912 | 921 | февраль 1917 | 10 |
Ганза-Бранденбург KDW серии 2 | Бенц Bz III | «Феникс», Австро-Венгрия | 1067 | 1076 | март — апрель 1917 | 10 |
Ганза-Бранденбург KDW серии 3 | Майбах Mb III | «Феникс», Австро-Венгрия | 1380 | 1394 | лето-осень 1917 | 15 |
Ганза-Бранденбург KDW серии 4 | Майбах Mb III | «Феникс», Австро-Венгрия | 1554 | 1573 | декабрь 1917 — февраль 1918 | 20 |
Всего всех серий: | 58 |
Источник:
Lamberton W. M. Fighter Aircraft of the 1914-1918 War. Letchworth, UK, Harleyford Publications Ltd., — 19160
источник: https://naukatehnika.com/morskoj-istrebitel-kdw.html