Герои великих перелетов. Часть 1 Ролан Гаррос

8

Предыдущие части цикла

Герои великих перелетов. Часть 1 Ролан Гаррос

Начало цикла винтажных статей из журнала «Letectví + kosmonautika» (выпуски 1984-91 годов), которые посвящены истории дальних перелетов и которые, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Слава одного из выдающихся пионеров авиации начала двадцатого столетия сопровождается любопытным парадоксом. Хотя Ролан Гаррос как пилот был почти забыт (по крайней мере, за пределами Франции), возможно, весь мир до сих пор знает его имя в связи с парижскими теннисными кортами. Однако так уж устроена жизнь, и история наполнена невероятным количеством подобных несоответствий.

Кем был этот худощавый человек с меланхоличным, мечтательным взглядом и такой беспокойной душой?

Ролан Гаррос родился 6 октября 1888 года в Сен-Дени на острове Реюньон в Индийском океане. Его богатые родители были выходцами из Тулузы и после возвращения в Европу отправили юного Ролана учиться в Ниццу. После окончания гимназии многообещающий ученик отправился в Париж, где он надеялся – и еще больше надежд возлагали его родители, – что сможет продолжить художественную карьеру в качестве художника или музыканта. Париж в разгар «Прекрасной эпохи» (La Belle Époque) дал возможность Роналу Гарросу ненадолго взглянуть в мастерские тогдашней авангардной богемы, но откровение и очарование импрессионизма и запахи цветов и акварелей вскоре сменились волнующим запахом бензина.

И вот, подобно «художнику» Анри Фарману и «скульптору» Леон Делагранж двадцатилетний Ролан Гаррос все чаще направлялся в «Мекку» авиации того времени – Исси-ле-Мулино. Гарроса также привлек очень популярный в то время самолет Demoiselle жившего в Париже бразильского авиатора Альберто Сантос-Дюмона. Родители Ролана Гарроса не были в восторге от увлечения их сына авиацией, но в конце концов они пожертвовали 5000 золотых франков на покупку аэроплана Demoiselle и обучения их сына пилотированию. Обучение молодой Гаррос завершил 19 июля 1910 года и получил французское летное свидетельство за №179 (в некоторых источниках указан №147).

Однако в начале двадцатого века, также как и в наши дни, с получением летного свидетельства ничего не заканчивалось, а лишь только начиналось. Первая крупная возможность проявить себя представилась Ролану Гарросу летом 1910 года. Именно тогда в Европу прибыл знаменитый американский пионер авиации и летчик-рекордсмен Джон Б. Моисант (John B. Moisant; среди прочих, первый авиатор, пересекший Ла-Манш на самолете с одним пассажиром), и Ролан Гаррос получает от него приглашение на участие в воздушных гонках в Северной Америке. Он не колеблется и отправляется через океан вместе со своим другом Анри Одемаром (Henri Audemars) и новым самолетом Blériot XI. К сожалению, в Америке удача не слишком благоволила Гарросу, который большую часть своего времени проводил за ремонтом своего самолета.

Однако уже в мае 1911 года Ролан Гаррос использует еще дну прекрасную возможность и записывается в число участников воздушных гонок Париж – Мадрид. Гонки были организованы газетой «Ле Пети Паризьен» (Le Petit parisien), объявившей главный приз в размере сто тысяч франков…

основные соперники воздушных гонок на длинные дистанции 1911 года. Сверху слева – Андре Бомон, сверху в центре – редакция газеты «Ле Пети Журналь» с большим плакатом маршрута гонки Париж – Рим – Турин; сверху справа – Андре Фрей. Слева в центре летчик Видар, а справа Гаррос. Снизу слева – самолет Morane Ведрина после приземления в Мадриде, снизу справа – поплавковый гидросамолет Morane Ролана Гарроса, участвовавший в шнейдеровских гонках 1913 года в Монако. Снимок из коллекции автора

основные соперники воздушных гонок на длинные дистанции 1911 года. Сверху слева – Андре Бомон, сверху в центре – редакция газеты «Ле Пети Журналь» с большим плакатом маршрута гонки Париж – Рим – Турин; сверху справа – Андре Фрей. Слева в центре летчик Видар, а справа Гаррос. Снизу слева – самолет Morane Ведрина после приземления в Мадриде, снизу справа – поплавковый гидросамолет Morane Ролана Гарроса, участвовавший в шнейдеровских гонках 1913 года в Монако. Снимок из коллекции автора

Старт гонкам был назначен на 21 мая, а их маршрут был разделен на три этапа: Париж – Ангулем (400 км), Ангулем – Сан-Себастьян (355 км) и Сан-Себастьян – Мадрид (430 км). Некоторые читатели в этот момент, возможно, вспомнят телесериал «Люди на крыльях», один из эпизодов которого посвящен этим гонкам.

Однако из стартовавших в Париже двадцати пилотов до финиша первого этапа добрались лишь трое – опытный Жюль Ведрин, Эжен Жильбер (Eugéne Gilbert) и «темная лошадка» Ролан Гаррос! Однако в Сан-Себастьяне участие Гарроса в этих гонках закончилось, а Жильбер был вынужден сойти с трассы за Пиренеями в Оласагуте. Только Ведрин сумел 26 мая долететь до Мадрида на самолете Morane-Saulnier и после 26 часов 46 минут 41 секунду полета стать абсолютным победителем соревнований…

самолет Morane-Saulnier, на котором Жюль Ведрин одержал победу в гонках Париж – Мадрид 1911 года. Чертеж Flight

самолет Morane-Saulnier, на котором Жюль Ведрин одержал победу в гонках Париж – Мадрид 1911 года. Чертеж Flight

самолет Morane Ведрина после приземления в Мадриде. Снимок wikipedia

самолет Morane Ведрина после приземления в Мадриде. Снимок wikipedia

Но как только завершились эти гонки, тут же начались другие, на этот раз из Парижа в Рим и Турин. В данном случае их организатором стала газета «Ле Пети Журналь» (Le Petit Journal), предоставившая на призы сумму в размере полмиллиона франков!

Разумеется, гонки вызвали большой интерес, и в число их участников записался двадцать один пилот. Поскольку старт был запланирован на шесть часов утра 28 мая, некоторым участникам предыдущих гонок, в то м числе и Жюль Ведрин, не хватило времени на подготовку. На стартовой линии аэродрома Бюк (Buc), Иль-де-Франс, были готовы взлететь Гаррос (наBlériot), очень популярный в то время лейтенант ВМС Жан Конно (Jean Conneau; на Blériot), более известный под псевдонимом Андре Бомон (André Beaumont), Видар (Vidart; на Deperdussin), Киммерлинг (Kimmerling; на Sommer), Маниссеро (Manissero; на Blériot), Фрей (Frey; на Morane), Левель (Level; на Savary), Гаре (Garet; на Morane), Батиа (Bathiat; на Sommer), Беловучич (Bjelovučíč; на Voisin) a Молла (Molla; на Sommer) – все они были известными и опытными пилотами.

герой воздушных гонок на дальние дистанции Андре Бомон. Снимок flickr

герой воздушных гонок на дальние дистанции Андре Бомон. Снимок flickr

герой воздушных гонок на дальние дистанции Андре Фрей. Снимок air-journal

герой воздушных гонок на дальние дистанции Андре Фрей. Снимок air-journal

герой воздушных гонок на дальние дистанции Рене Видар. Снимок flickr

герой воздушных гонок на дальние дистанции Рене Видар. Снимок flickr

герой воздушных гонок на дальние дистанции Ролан Гаррос. Снимок ВКонтакте

герой воздушных гонок на дальние дистанции Ролан Гаррос. Снимок ВКонтакте

герой воздушных гонок на дальние дистанции Жуль Ведрин. Снимок airandspace.si.edu

герой воздушных гонок на дальние дистанции Жуль Ведрин. Снимок airandspace.si.edu

Первый этап гонок завершался в Дижона (265 км), второй в Лионе (175 км) и третий в Авиньоне (205 км). В течение первого дня на лидирующие позиции вышли Ролан Гаррос и Андре Бомон. Остальные участники оставались разбросанными по маршруту этих этапов гонок с довольно значительными отставаниями…

На следующий день Андре Бомон стартовал перед рассветом в 3 часа 36 минут, но вскоре ему пришло приземлиться в Бес-сюр-Исоле (Besse-sur-Issole), Прованс, из-за отказа двигателя, и прежде, чем он смог устранить проблему, его обогнал Гаррос. Когда вечером в 19 часов 19 минут 51 секунду Бомон смог добраться до конца этапа – города Ницца (220 км), – он был приятно удивлен, узнав, что он по-прежнему является лидером гонок!

Как оказалось Ролан Гаррос стартовал только через два часа после Андре Бомона и совершил аварийную посадку в Мальмоне (Malmont), Верхняя Луара. Однако Гаррос не растерялся, «остановил» проезжающую машину и сев за руль в облаках пыли помчался обратно на улицы Авиньона. Там авиатор Кюлинг (Kühling) в рамках своего турне выполнял показательный полет. Поскольку в тот момент самолеты Blériot были самыми распространенными, то единственное, что оставалось Гарросу – это убедить владельца машины одолжить ему свой самолет. После согласия Кюлинга Ролан Гаррос отправился в путь на «новом самолете». Он прибыл в Ниццу в 19 часов 57 минут с минимальным отставанием от Бомона.

Битва между двумя фаворитами продолжилась 30 мая, когда Бомон в Ницце на весь день встал на прикол из-за «бастующего» двигателя. Это, разумеется, было шансом для Ролана Гарроса. Он вылетел из Ниццы в 4 часа 55 минут и направился прямо через море в сторону Пизы, минуя разрешенную на этом этапе остановку в Генуе. Пролетев 340 километров, Ролан Гаррос приземлился в Пизе – цели предпоследнего этапа – в 11 часов 42 минут, но сильный шторм, начавшийся вскоре после старта, помешал ему продолжить полет.

Другой пилот, Андре Фрей, воспользовался трудностями Бомона. Он вылетел из Авиньона в 5 утра и после остановки в Ницце в 8 часов 11 минут 30 секунд путь вдоль побережья до Генуи (170 км), то время как остальные летчики направлялись в сторону Авиньона.

Полная сюрпризов гонка была далека от завершения. Лидер гонок Ролан Гаррос снова вылетел из Пизы 31 мая в 5 часов 55 минут, но после пролета девяноста километров ему пришлось приземлиться в Кастаньетто, где Blériot Кюлинга почти развалился. Однако Гаррос вновь не растерялся и вновь справился с помощью «автостопа». Он вернулся в Пизу и сразу же начал решать вопрос о приобретении новой машины, на которой он мог бы продолжить полет.

Тем временем, вечером 30 мая Бомон получил новый двигатель Gnôme для своего самолета Blériot. Через несколько часов он установил его в самолет и утром 31 мая без пяти минут четыре вылетел в Геную, а затем в Пизу. По пути он пролетел мимо Гарроса и в 15 часов 56 минут первым приземлился на римском аэродроме Пароли.

Андре Фрей, который в то время также боролся за победу, остался в Пизе. Самолет Фрея был поврежден во время посадки, и он не смог отремонтировать свою машину. С другой стороны, Гарросу в его несчастье повезло, и в первый день июня прибыл новенький Blériot. Ролан Гаррос не стал ждать ни минуты, почти сразу же взлетел и приземлился в Риме в 16 часов 11 минут. От Андре Бомона он отстал всего на четверть часа! Лишь 3 июня Фрей третьим прибыл в Рим, а 4 июня в столицу Италии прибыл Видар. Как показали первых дней гонок именно таким стало распределение мест по результатам гонок Париж – Рим (– Турин). Слишком большое количество технических проблем и трудностей, с которыми пилоты столкнулись в ходе гонок, заставило главных фаворитов отказаться от дальнейшего участия в гонках по маршруту до Турина. Следует сказать, что в основе этого решения стояло не столько разочарование или недоверие к самолетам, сколько подготовка к следующим гонкам, особенно на так называемому «Европейскому кольцу». Эти крупнейшие на тот момент воздушные гонки проходили с 18 июня по 7 июля 1911 года, и их трасса на прямом участке проходила из Венсена через Реймс, Льеж, Утрехт, Бреду, Брюссель. Рубе, Дюнкерк. Кале, Дувр, Брайтон и заканчивалась в Лондоне. Обратный участок трассы проходил через Брайтон, Дувр, Кале,и Амьен и завершался в Венсене. Победителем снова стал Андре Бомон, показавший общее время 68 часов 38 минут и опередивший Ролана Гарроса, Видара, Ведрина, Жилбера, Киммерлинга, Рено (Renaux), Барру (Barrou) и Табуто (Tabuteau).

После этих гонок Ролан Гаррос становится любимцем Франции. Однако он не почивает на лаврах и уже в сентябре на своем Blériot, оснащенном двигателем Gnôme мощностью 51 кВт (68 л.с.), в порту Сен-Мало (Saint Malo), Бретань, поднимается в небо и устанавливает мировой рекорд высоты 3910 метров, а несколько дней спустя в Динаре (Dinard) преодолел рубеж в четыре тысячи метров (4080 м) …

Несколько месяцев спустя – 16 и 17 июня 1912 года – Ролан Гаррос добился еще одного замечательного успеха. Французский аэроклуб объявил об организации гонок Гран-при, победителем которых должен был стать тот, кто за кратчайшее время пролетит два раза подряд (с шестью разрешенными промежуточными этапами) по так называемой трассе Анжу. Маршрут полета был проложен между городами Анже – Шоле – Сомюр – Анже и составил 1100 километров. Для участия в гонках были зарегистрирован 30 участников, из которых пятеро были на самолетах Morane и четверо – на самолетах Deperdussin. Ролан Гаррос стартовал на Blériot и победил с большим преимуществом, показав результат 14 часов 40 минут 57 секунд.

В том же году он во второй раз отправился за границу, но на этот раз в Бразилию и Аргентину, где выполнил серию показательных полетов. После возвращения из Южной Америки Ролан Гаррос попытался покорить мифический на тот момент предел высоты в пять тысяч метров. 6 сентября в Ульгате, Нижняя Нормандия, он поднялся на высоту 4960 метров, но уже 17 сентября в Исси-ле-Мулино Жорж Леганьё (George Legagneux) на самолете Morane достиг высоты 5450 метров. Несмотря на некоторую потерю мотивации, Ролан Гаррос решил продолжить необъявленный поединок и 11 декабря вновь заявил о своем первенстве, когда в Тунисе достиг высоты 5610 метров. Этот полет, который Гаррос уже совершил в кабине нового самолета Morane-Saulnier, вскоре был превзойден достижением совершенно другого вида.

18 декабря в 8 часов утра Ролан Гаррос вылетел из Туниса с целью пролететь через Сицилийский пролив и уже в 10 часов 30 минут приземлился в Марсале на западной оконечности острова Сицилия. В тот же день Гаррос прибыл в Трапани, где пробыл до 21 декабря из-за неисправности масляного бака. Оттуда он продолжил путь через Канареллу (Canarella), Санта-Эуфимия-ди-Марина (Santa Eufemia di Marina), Салерно, Неаполь и Рим, куда он прибыл 22 декабря в 14 часов 24 минуты.

самолет Morane-Saulnier Ролана Гарроса, перелетевшего из Туниса в Марсалу, 1912 год. Снимок из коллекции автора

самолет Morane-Saulnier Ролана Гарроса, перелетевшего из Туниса в Марсалу, 1912 год. Снимок из коллекции автора

самолет Morane-Saulnier Ролана Гарроса, на котором он перелетел из Туниса в Марсалу. Чертеж airwar

самолет Morane-Saulnier Ролана Гарроса, на котором он перелетел из Туниса в Марсалу. Чертеж airwar

Фактически, это было историческое пересечение Средиземного моря, которое, однако, осталось в тени более знаменитого перелета осенью 1913 года. Однако еще до этого перелета в апреле 1913 года Ролан Гаррос принял участие в другом интересном авиационном предприятии – гонках гидросамолетов на Кубок Жака Шнайдера. На отборочных соревнованиях во Франции Гаррос занял второе место после Мориса Прево на гидросамолете Deperdussin (позднее стал первым победителем шнейдеровских гонок), но в Монако во время гонок был вынужден сойти с дистанции из-за отказа двигателя.

поплавковый гидросамолет Morane Ролана Гарроса, участвовавший в шнейдеровских гонках 1913 года в Монако. Снимок no.itpedia.wiki

поплавковый гидросамолет Morane Ролана Гарроса, участвовавший в шнейдеровских гонках 1913 года в Монако. Снимок no.itpedia.wiki

В сентябре Ролан Гаррос решил в очередной раз покорить Средиземное море, но на этот раз это должен был быть беспосадочный перелет с французского побережья. В его распоряжении был проверенный самолет Morane-Saulnier, оснащенный двигателем Gnôme мощностью 44 кВт (59 л.с.) и запасом топлива на семь с половиной часов полета (включая резерв на час полета).

23 сентября 1913 года в 5 часов 47 минут Ролан Гаррос вылетел из Сен-Рафаэля на Лазурном берегу в хороших погодных условиях погоду и, взяв курс на юго-восток, направился к побережью Корсики. Он поднялся на высоту около 1500 метров, но над морем сначала был застигнут плотной облачностью, затем он потерял управление, и его машина дала сбой. Позднее Ролан Гаррос вспоминал об этом:

«Меня внезапно потревожил сухой приглушенный звук. Двигатель как будто остановился в одно мгновение, начал дергаться, и на поверхности капота появилось небольшое отверстие. Что я должен был делать? От ближайшей суши меня отделяло расстояние около ста километров… Должен ли был я сдаться? Должен ли я был вернуться? Сомнения заполонили мой разум, и в тот момент я действительно не знал, что делать дальше.

Однако в следующий момент двигатель, к моему великому облегчению, снова набрал обороты и лишь время от времени вибрировал.»

самолет Morene-Saulnier, на котором Ролан Гаррос в сентябре 1913 года пересек Средиземное море. Самолет имел размах 9,20 метров, длину 6,38 метров, площадь крыла 15,2 кв. метров. Взлетная масса 500 кг. Максимальная скорость 130 км/ч. Силовая установка: семицилиндровый ротативный двигатель Gnôme мощностью 44 кВт (59 л.с.). Чертеж из коллекции автора

самолет Morene-Saulnier, на котором Ролан Гаррос в сентябре 1913 года пересек Средиземное море. Самолет имел размах 9,20 метров, длину 6,38 метров, площадь крыла 15,2 кв. метров. Взлетная масса 500 кг. Максимальная скорость 130 км/ч. Силовая установка: семицилиндровый ротативный двигатель Gnôme мощностью 44 кВт (59 л.с.). Чертеж из коллекции автора

Когда Ролан Гаррос достиг Сардинии, ему стал мешать сильный встречный ветер, и над Кальяри он пролетел с получасовым отставанием от графика. Если бы полет продолжался в таких же погодных условиях, то у машины Гарроса топливо могло закончиться еще до подлета к африканским берегам! Однако, хотя топлива у него на тот момент оставалось всего на два с половиной часа, он поднялся еще на тысячу метров выше и продолжил путь на юг.

Однако, поскольку Ролан Гаррос потерял способность ориентироваться над плотными облаками по сухопутным или островным ориентирам, он ориентировался только по солнцу. Прошел час, другой… Двигатель продолжал работать, когда в разрыве облаков Гаррос увидел клубы дыма над тремя маленькими точками. Это были эсминцы французских военно-морских сил, которые должны были оказать ему любую необходимую помощь.

В данном случае эсминцы помогли Ролану Гарросу, подтвердив, что он летит в правильном направлении.

Вскоре после этого Гаррос снова спустился под облака и увидел на горизонте полосу земли. Африка! В 13 часов 40 минут самолет Ролана Гарроса, преодолев расстояние в 730 километров, приземлился на североафриканском побережье недалеко от Бизерты, Тунис, имея в баке всего пять литров топлива (из двухсот пятидесяти!)…

Дальнейшая судьба Ролана Гарроса связана с Первой Мировой войной, когда вместе со своим довоенным другом Жильбером он пытался решить проблему синхронизации стрельбы пулеметов винтовочного калибра через пропеллер. Их система, не раз описанная в прошлом в авиационной литературе, была принята для состоявших на вооружении французских ВВС истребителей, и с ее помощью Ролан Гаррос сбил несколько немецких самолетов. Однако 18 апреля 1915 года он вышел из боя с немецким самолетом-разведчиком Taube с поврежденным двигателем. Ролан Гаррос, вынужденный приземлиться в тылу немцев, был взят ими в плен. Но на этом его история не заканчивается: в течение трех лет, которые Ролан Гаррос провел в плену, он регулярно предпринимал драматические попытки побега. Последнюю, удачную, удалось совершить 15 апреля 1918 года. После возвращения во Францию Ролан Гаррос получил звание лейтенанта и становится офицером Почетного легиона. Затем он возвращается на фронт, в эскадрилью SPA-26, в составе которой 2 октября 1918 года он одерживает очередную победу. Однако Ролану Гарросу не дано было увидеть конец войны. Он погиб в бою 5 октября 1918 года, за месяц до подписания Перемирия.

военный летчик Ролан Гаррос, пилот эскадрильи MS 23. Снимок wikipedia

военный летчик Ролан Гаррос, пилот эскадрильи MS 23. Снимок wikipedia

награждение Ролана Гарроса орденом Почетного легиона. Снимок wikipedia

награждение Ролана Гарроса орденом Почетного легиона. Снимок wikipedia

источник: Připravil František Kuník Foto archív a sbírka autora, kresba T. Sládek «Hrdinové velkých přeletů. To byl Roland Garros…» «L+K» Letectví + kosmonautika» 1984-07, str.19-21/259-261

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-geroi-velikih-pereletov-01

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account