Германская бронетяга 18. Behefls-Panzerkraftwagen. Фрайкор в Прибалтике. Переходящие броневики
Авторские предисловие: Политическая карта Европы в 1919 году была больше похожа на скомканную бумажку, на которую пролили краски. И было важно скорее чьи войска находятся на этой территории, чем кому она принадлежит. После капитуляции Германии и развала Российской империи на территории от Балтики до Черного моря сложилась достаточно редкая для мировой истории ситуации – появился «военный анклав», в который входили территории нынешних прибалтийских республик, часть Беларуси и Украины. И, не споря с тем, кто был у власти, можно отметить, что фактически эта территория находилась под военным управлением германской армии, которая то же формально уже как бы и не существовала. И при этом прямой связи с территорией самой Германии у войск не было.
И если история с южным немецким флангом достаточно хорошо известна, в основном благодаря тому, что она попала в историю Украины и России, то тот бардак, который был в Прибалтике, описать вообще сложно. На относительно небольшой территории столкнулись интересы по крайней мере 7 государственных образований, это все наложилось на «умение» коммунистического руководства РСФСР вести переговоры, а сверху было приправлено требованием Версальского договора об оставлении немецких войск на этих территория для обеспечения порядка. В общем немецкие войска оказались в роли «голубых касок», но почти без каких-либо ограничений. Для наведения порядка нужна была бронетехника, как показал опыт это самое эффективное орудие против мелких боевых отрядов и в условиях гражданской войны, конечно при грамотном её использовании. Учитывая, что в германской армии на конец войны было всего около 25 бронемашин, из них только 15 немецкого производства, и при этом бронемашины были в основном сосредоточены на юге фронта, использовать в Прибалтике было просто нечего. Всеобщим бардаком вовсю воспользовалась РСФСР начав стремительные наступления на всех направлениях, заняв к концу 1918 года большую часть Прибалтики.
Такой вариант не устраивал никого, ни Антанту, ни местные националистические силы, ни Веймарскую республику. А главное, он не устраивал немецких генералов, такого например как Макс Гофман (Max Hoffmann), одного из авторов «чуда под Танненбергом» в 1914 году, принимавшего участие в провальных для Советской России переговорах в Брест-Литовске, а к концу 1918 отвечавшего за войска в Восточной Пруссии. Под его руководством был создан Восточно-Прусский Добровольческий корпус из солдат кайзеровской армии. В это же время в начале 1919 года в Кёнигсберге и Пиллау были созданы отряды Красной Армии, которые контролировали эти города и могли нанести удар навстречу уже «российской» Красной Армии. Ни правительство Германии, ни бойцов восточно-прусского фрайкора не радовала возможность создания Советской Восточной Пруссии. Добровольческий корпус базировался в маленьких городкам Восточной Пруссии – Велау (сейчас Знаменск), Алленбург (Дружба), Попелкене (Высокое), Лабиау (Полесск), Меляукене (Залесье), Нойхаузен (Гурьевск) и Кальтхоф. Составленные из опытных фронтовиков, добровольческие отряды имели кавалерию и артиллерию, тщательно охраняя себя от проникновения революционных агитаторов. 15 февраля отряды генерала Гофмана начали наступление против Красной Армии, уже подходившей к границам Пруссии, а 9 марта 1919 года ударные отряды фрайкора, на треть состоявшие из офицеров, вошли в Кёнигсберг и Пиллау и за один день установили полный контроль над Восточной Пруссии, ликвидировав «пятую колонну» у себя в тылу.
В составе фрайкора в Восточной Пруссии находилось около 10 бронированных машин. Сейчас точно определить на каких шасси были построены эти машины практически невозможно, но не на шасси машин Даймлер, как это часто упоминается в интернете. Точное число и время их появления неизвестно, так же пока не нашел информации применялись ли броневые машины непосредственно в боях, или только играли роль Шупо-зондервагенов – машин для полицейских охранных отрядов. Броневики были построены по одинаковому проекту, очень близкому к тому, по которому были построены бронемашины на трехтонном шасси для баварского Фрайкора.
От баварских машин броневики отличались иной конфигурацией лобового бронирования, подъемной была вся верхняя часть лобовой брони, и более широким бронекорпусом. Все машины были вооружены тремя пулемётами, по два с бортов и один сверху. У пяти машин, которые в итоге использовались в Литовских силах самообороны верхние надстройки были разными – одна круглая, а у остальных прямоугольные. Броневик в круглой башенкой, в Литовской армии носивший название Шарунас, имел листы защиты задних колес и подвески, на остальных машинах они были или демонтированы, или вообще не устанавливались, для снижения массы машин.
Ещё одним из героев прибалтийской эпопеи был Рюдегер Фон Гольц. В апреле добровольческие немецкие части, собранные в Латвии, под его руководством разоружили в Либаве латышские национальные войска и сместили правительство К. Ульманиса, заменив его своим протеже Андриевсом Ниедрой, а 22 мая Фон Гольц взял Ригу, выбив оттуда красные отряды. В июне по соглашению с латвийским правительством, которое поддерживала Антанта, включил свой ландсвер в состав латвийской армии и вторгся в Литву, впрочем, неудачно. В сентябре Фон Гольц включил свои войска в состав Русской Западной армии под командованием еще одного «прибалтийского солдата удачи» Бермонт-Авалова, в какой-то момент объявившим себя правителем всей Прибалтики. В октябре 1919 года под давлением стран Антанты Фон Гольц был отозван в Германию правительством, а его части ландсвера расформирован. В некоторых источниках указано, что броневики воевали именно в частях Фон Гольца, а не в Восточно-Прусском фрайкоре. В любом случае война всех со всеми закончилась выводом всех частей прогерманской ориентации из Прибалтики в начале 1920 года.
20 января 1920 года на железнодорожную станцию станции Вирбалис вошли литовские войска, где и нашли брошенные немцами сразу четыре броневика, которые литовские войска с удовольствием включили в своей состав. Вероятнее всего машины были неисправны. После ремонта включили в состав бронеавтомобильного отряда Литовской армии присвоив им личные наименования – «Aras» (№4004), «Perkunas» (№3992), «Pragaras» (№4026) и «Sarunas» (№4010).
Большинство фотографий, на которых можно увидеть эти бронемашины, относится именно к литовской части их истории. Позднее к ним присоединился ещё один трофейный «зондерваген» с круглой башней — ранее – «Savanoris»). До конца июня 1920 года трофейные бронемашины использовались в советско-литовской и в литовско-польской войнах, в ходе которых Литва потеряла Виленский край, перешедший к Польше. После завершения войны за независимость Behelfs-Panzerkraftwagen оставались на вооружении до середины 30-х, а после закупки в 1934 году шведских бронеавтомобилей Landsverk L-181, окончательно устаревшие ещё при совсем производстве эрзац-броневики перевели в учебные, а затем разбронировали. При включении армии Литвы в состав Красной Армии в 1939 году эти машины уже не числились в составе.
Качественно изготовленные, на надежном шасси, выпущенные малой серией, бронемашины, использовавшиеся в Литовской армии вплоть до 1935 года, наверно неправильно называть Эрзац-Броневиками. С высокой степенью вероятности можно предположить, что их выпуск был налажен на машиностроительном предприятии с чертежами и планом работ, а не в армейских или железнодорожных мастерских, как другие «эрзацмобили».
Shupo-Sonderwagen (Erzatz)/Специальные импровизированные полицейские бронированные автомобили
Страна производства: Германское государство (Веймарская республика)
Год производства: 1919
Производитель: ?
Кол-во произведенных: 5-10?
Боевая масса: 4000-6000 кг
Размеры: —
Бронирование: 4-6 мм
Вооружение: 3 × MG-08/MG-08/15
Экипаж: 5-8