GBU-28 или история одной бомбы
Когда в 1990 году Саддам Хусейн начал агрессию против Кувейта, американские военно-воздушные силы считали себя не лучшим образом подготовленными к кампании. Проведенная стратегическая проработка операции по освобождению Кувейта — будущий "Щит Пустыни" ("Desert Shield") показала, что в арсенале ВВС США отсутствует важный элемент — противобункерные заглубляющиеся бомбы-пенетраторы.
Из оружия этой категории на вооружении самолетов США имелись только BLU-109.
Принятые на вооружение в 1985 году, эти 874-килограммовые бомбы были достаточно хороши и эффективны, но их способность пробивать бетонные крыши ираских бункеров вызывала сильные сомнения. Как и многие диктаторы, Саддам Хусейн питал особые симпатии к мощным (и дорогим) бетонным крепостям, расходуя на их постройку значительные ресурсы.
В арсенале США давно уже не было достаточно тяжелых пенетраторных авиабомб, чтобы эффективно пробивать подземные сооружения иракцев. Атомные бомбы-пенетраторы, поражавшие подхземные цели ударной волной и сотрясением ядерного взрыва, явно не подходили для этой вполне локальной войны. Конвенционных же бомб нужной массы и пробиваемости на вооружении США не было уже очень давно — гордость американского арсенала, чудовищная 20-тонная бомба-пенетратор T12 "Cloudmaster" была снята с вооружения еще в начале 1960-ых.
В сложившейся ситуации, отделение авиационного вооружения ВВС США во Флориде начало экстренные работы над проектом нового пенетратора. Долгое время они пытались улучшить характеристики существующих бомб, но к концу 1990 года стало ясно, что кардинально повысить их качества за разумное время нельзя. Нужно было создавать новый пенетратор. Сроки поджимали — бомба должна была быть изготовлена не просто срочно, а еще вчера. И эта бомба должна была иметь ту же бронепробиваемость, что и знаменитый "Толлбой" Второй Мировой при разумных габаритах и весе…
Инженеры справились с задачей блестяще. Для экономии времени, в качестве корпуса бомбы они выбрали наиболее подходящие объекты необходимой прочности — стволы от списаных 203-миллиметровых гаубиц M110. Конструкция стволов отличалась высокой прочностью и гарантировано не смялась бы при прохождении сквозь бетон. Носовую часть заимствовали от предыдущего пенетратора, BLU-109, а систему управления (наведение на отраженный лазерный луч от стандартного подвесного целеуказателя) и плоскости стабилизаторов попросту целиком взяли от GBU-24/B Paveway II.
Вся программа бомбы — от начала разработки до первого (и единственного!) испытательного броска заняла ДВЕ НЕДЕЛИ. Сразу же после единственного теста (во время которого бомба проломила 6,7 метров железобетона), снаряд был принят на вооружение.
В ночь на 27/28 февраля 1992 года, буквально за несколько часов до окончания войны в Заливе, пара бомбардировщиков F-111 вылетела на боевое задание. Их целью был укрепленный бункер командования на авиабазе Аль-Таджи, в 28 км от Багдада.
До этого бункер уже несколько раз бомбили F-117, но обычные пенетраторы, хотя оставляли впечатляющие кратеры в грунте, оказались не способны вывести из строя подземную цитадель, из которой осуществлялось управление немногими оставшимися системами ПВО Саддама Хусейна. Требовалось пустить в ход тяжелую "артиллерию"
Выйдя на позицию, F-111 произвели сброс с высоты порядка 8000 метров. Одна бомба промазнулась мимо цели — оператор неправильно установил лазерный луч на цели — но вторая попала точно в бункер. Бетонный свод, укрытый несколькими десятками метров грунта не сумел остановить 2132-кг снаряд (собранный менее трех дней назад вручную… 😉 ) и бомба, пробив крышу бункера, сдетонировала изнутри, уничтожив командный пост.
На данный момент, эта бомба — правда, сделанная уже не из старых стволов 203-миллиметровых гаубиц, а на специальных корпусах — составляет основу пенетраторного арсенала ВВС США.
P.S. И все же, каковы темпы! Две недели — две недели от появления проекта до первого теста! Даже если бы бомба не былаэффективна сама по себе, она уже заслуживала бы восхищения!