2

1932 год. Итоги первых же испытаний новенького крейсера «Красный Кавказ» удручали. Получившийся довольно симпатичным и даже как бы современным внешне, крейсер никак не оправдывал возлагавшихся на него надежд.

Фурутака по-советски

Фурутака по-советски

Фурутака по-советски

При уже мало кого устраивающей максимальной скорости в 30 узлов, он имел позорно маленький радиус действия и посредственную мореходность. Но самое обидное – вооружение так же принесло вместо ожидавшейся гордости, сплошные разочарования.

Фурутака по-советски

От новеньких одноорудийных башен, ждали чрезвычайно высокой скорострельности (не зря ведь пушку оснастили клиновым затвором и разместили именно в одноорудийной башне – чтоб ничто не мешало заряжать эту самую единственную пушку в лихом, полуавтоматическом темпе), что в сочетании с так же ожидавшимися рекордными баллистическими характеристиками «революционных» 180 мм орудий, должно было обеспечить град снарядов на голову противника с дистанции, неприемлемой для его артиллерии, в т. ч. восьмидюймовой.

С градом произошла заминка. Различные хитрые приспособления на «революционной» пушке совершенно не работали, механизмы подачи боекомплекта в башне были скомпонованы неудачно и требовали дополнительных рукопашных операций. В итоге, скорострельность не превышала 4 выстрелов в минуту на ствол (единственный в башне!). Особая дальнобойность почему-то не предусматривала особую же точность, а ресурс стволов оказался и вовсе неприлично маленьким.

В итоге, крейсер получил статус ограниченно боеспособного, поскольку использовать его иначе, чем в качестве большой канонерки, было довольно рискованно. От достройки второго крейсера («Ворошилов», бывш. «Адмирал Бутаков») по аналогичному проекту, решили отказаться в пользу значительно более дешёвого варианта учебного корабля.

Фурутака по-советски

Но, это в РИ. В альтернативе же, наученные горьким опытом корабелы и их заказчики флотоводцы с чрезвычайным вниманием засели за изучение архитектуры японских крейсеров. «Фурутаки», прежде всего, как наиболее подходящего в качестве объекта подражания. Особенно понравились его пирамидально расположенные одноорудийные башни (по три на каждой оконечности!) с 200 мм пушками и хорошо различимые на фото бортовые наделки, именуемые булями.

Фурутака по-советски

Итогом этой работы, стал проект «Хабаровск» (с намёком на дальневосточное происхождение).

Заключался он вот в чём.

Поскольку при очередном обследовании в корпусе «Ворошилова» были обнаружены кое какие дефекты (помешавшие в РИ достроить его даже в качестве учебного корабля), от него отрезали носовую часть (как и в случае с «Красным Кавказом» но тут – гораздо большую часть), и заменили на совершенно новую – значительно более длинную.

Фурутака по-советски

Длинную настолько, что появилась возможность не только обеспечить корпусу некоторую седловатость с подъёмом к форштевню, расширить первое (по конструкции «Красного Кавказа») котельное отделение, но и разместить на полубаке, по-японски пирамидально, сразу три башни ГК. Причём не простые, а модифицированные. Со столь же модифицированными 180 мм орудиями.

Поскольку верхний вес при этом возрастал для данного корпуса почти катастрофически, его, опять-таки на японский манер, дооснастили здоровущими булями, полностью закрывшими броневой пояс и ставшими дополнительной защитой корабля. Эти наделки не только значительно прибавили кораблю грузоподъёмности, обеспечили нормальные остойчивость с дифферентом и кардинально улучшили минно-торпедную защиту, но так же позволили разместить в себе огромные дополнительные запасы топлива. Естественно во избежание концентрации взрывоопасных паров при опорожнении ёмкостей, была предусмотрена система наддува топливных танков в булях инертным газом под давлением, немного превышающем атмосферное.

СУ смонтировали частично модернизированную, частично новую. К модернизированным, относились четыре серьёзно усовершенствованных ТЗА подобных тем, что стояли на «Кр. Кавказе». А новыми, были шесть итальянских котлов высокой паропроизводительности с нефтяным отоплением, которыми заменили прежние 14 котлов (на «Светланах»/«Адмиралах» или 10 на «Кр. Кавказе»). Котлы эти, были аналогичны тем, что итальянцы устанавливали на своих лёгких крейсерах типа «Кондотьери».

ТЗА располагались на своих штатных (как на «Кр. Кавказе») местах, в двух изолированных МО. Котлы же (так же исходя из архитектуры «Кр. Кавказа») размещались в двух КО – первом, большего размера были установлены 4 котла, а во втором – поменьше – два.

Хотя суммарная мощность машин достигла теперь 95 тыс. л.с. максимальная скорость крейсера (без форсажа машин) не превышала 32.5 узлов – сказывались слабоватые ТЗА (которые не рисковали форсировать в мирное время) и испорченные булями, неоптимальные обводы корпуса, хотя и частично улучшенные за счёт его серьёзного удлинения.

Впрочем, для того времени, 32.5 узла без форсажа – вполне приемлемая скорость. Особенно для корабля, который при всех его нынешних достоинствах, всё же было трудно зазвать современным.

Вооружение так же было итальянизированным:

Башни «Красного Кавказа», которые предполагалось совместно с итальянскими специалистами модернизировать, устранив их недостатки, оказались настолько плохи, что в результате модернизации, советской от них по сути осталась одна бронекоробка. А практически вся начинка стала итальянской. (От предложения итальянцев спроектировать для СССР на базе модернизированных старых, новые, двухорудийные башни, отказались. И не только потому, что эту услугу итальянцы продавали слишком задорого. Засовывать второй ствол в едва доведённую до ума столь «большой кровью» башню посчитали излишним в принципе, поскольку: во-первых, это получалось только при расположении стволов в общей люльке едва не впритык друг к другу, что приводило к чрезмерному рассеиванию снарядов, во-вторых, в башне имелся (и вообще помещался) лишь один элеватор подачи боекомплекта, что в принципе лишало идею двух орудий в башне смысла, и в третьих, башня получалась минимум на 25 тонн тяжелее).

Зато теперь, единственный ствол, сохранив возможность подниматься к зениту на рекордные 60 градусов, обладал практической скорострельностью в 6 выстр/мин (при максимальном угле возвышения скорострельность снижалась до 4 выстр/мин).

Переделки коснулись и собственно 180 мм орудий. Фактически, модификация этих пушек свелась к прямому копированию конструкции 190 мм орудий изготавливаемых в Италии для тяжёлых аргентинских крейсеров типа «Альмиранте Браун», естественно перекалиброванных на почему-то столь желаемые нашими флотоводцами 180 мм. Причём эти пушки, были уже оснащены лейнерами с глубокой нарезкой. Забавно, но в результате этих модернизаций, и пушки и башни получились настолько удачными, что ими же в дальнейшем предполагалось перевооружить и «Кр. Кавказ». Тем более что снаряды у орудий были не взаимозаменяемы.

Кстати, если сравнить массу минутного залпа ГК, то у нового лёгкого крейсера РККФ, этот показатель весьма не дурён, даже не смотря на то, что башни одноорудийные. Особенно если учесть, что увечья 180 мм снаряды каждым попаданием наносят не в пример более тяжкие, чем, скажем, шестидюймовые.

В качестве среднего калибра и дальней ПВО, как и было в РИ, в Италии же закупили 100 мм спарки «Минизини».

Фурутака по-советски

Ближняя ПВО – так же итальянские, но одноствольные 37 мм зенитные автоматы «Бреда» на станках отечественной конструкции, представлявших собой развитие станка от АП «Виккерса».

Торпедное вооружение на новом крейсере установили облеченное количественно: вместо четырёх трёхтрубных 450 мм ТА как на «Кр. Кавказе», на нём установили только два аналогичных трёхтрубных ТА.

Авиационное оснащение одинаковое. Состояло на обоих кораблях из пневматической катапульты и одного гидроплана-разведчика, хранящегося прямо на катапульте, без ангара. В принципе, на катапульте могло поместиться и два самолёта, но в походы, корабли никогда с двумя летающими лодками не ходили.

Системы управления огнём тоже одинаковые – итальянского типа «Галилео».

Фурутака по-советскиПоскольку по флотам корабли распределили парами: «Червона Украина» и «Красный Крым» составили бригаду крейсеров ЧФ, а «Красный Кавказ» вместе с новым крейсером должны были сформировать аналогичную бригаду на Балтике, оба последних корабля переименовали в просто «Кавказ» и «Урал».

 

«Фурутака» 1929 г.

Япония

«Красный Кавказ» 1932 г.

СССР

«Урал» 1934 г.

СССР

Размерения

183,5х15,8х5,6

169,5х15,7х6,6

182х17,2х6,1

Водоизмещение

8 700

7 440

9 500

Тип СУ

4 ТЗА 10 ПК

4 ТЗА 10 ПК

4 ТЗА 6 ПК

. Мощность СУ

103 400

55 000

95 000

Скорость макс

34,5

30

32.5

Дальность

7900

1 490

4 000

Бронирование:

Пояс

Траверсы

Палуба

ПТП

Боевая рубка

Башни ГК

 

76

75-100

32-35

25

25

 

76

50

25+20

125

25

 

76

50

30+20 ( н.п.50)

100

25

Вооружение:

ГК

УК

МЗА

ТА

Катап/самол.

 

6 (6х1) 200

4 (4х1) 76

12 (4х3) 610

1/2

 

4 (4х1) 180

8 (4х2) 100

4 (4х1) 45

12 (4х3) 450

1/1

 

5 (5х1) 180

12 (6х2) 100

6 (6х1) 37

6 (2х3) 450

1/1

Фурутака по-советски

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest


36 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анонимно
Анонимно
08.02.2014 06:07

Эм, вес не избыточен?

Эм, вес не избыточен?

Анонимно
Анонимно
08.02.2014 07:08
Ответить на  Ansar02

Хм, не знал о советском

Хм, не знал о советском варианте с 5-ю башнями. Спасибо!

Из майкудука.
08.02.2014 06:50

Уважаемый коллега Ansar02,

Уважаемый коллега Ansar02, спасибо за корабль. Получилось интересно, но как то необычно. Хотя если выбирать между 15-130мм и 5-180мм, да ещё дефорсированными, то за 180мм. Но всё равно лучше нормальные 152мм в двуорудийных башнях.

Из майкудука.
08.02.2014 11:56
Ответить на  Ansar02

Если и дальше идти по

Если и дальше идти по японскому пути Фурутаки (замена шести одноорудийных башен на три двухорудийные), очередная модернизация "Урала" завершится либо 6 (3х2)180, либо 10 (5х2) 152.

Так это в какую копейку влетит, лучше оставить как есть. Что до 152мм калибра, так это же альтернатива.

Юра 27
08.02.2014 06:52

  Идея нестандартная, большой

  Идея нестандартная, большой плюс !

 Но по мне, так — число котлов уменьшить, остальные перевести на мазут, воткнуть три 8" башни от "Рюрика"(с уменьшением бронирования) и вуаля.

Юра 27
08.02.2014 07:38
Ответить на  Ansar02

  От уборки носового КО

  От уборки носового КО крейсер канлодкой не станет, да не надо ему гонятся по Атлантике и Тихому с кем-то наперегонки. Для Балтики и ЧМ в самый раз. Зато врежет из шести 8"- самое то, против быстрых КРЛ противника и берега, а главное- дёшево!!!

 Шестидюймовка , кстати есть,- виккерсовская 6"/52 береговая, очень хорошая штука для конца двадцатых.

СЕЖ
08.02.2014 08:01

А почему переименовали?

А почему переименовали? "Хабаровск" или "Красный Хабаровск" а не "Урал"

СЕЖ
09.02.2014 12:48
Ответить на  Ansar02

Так можно не только «Красный

Так можно не только "Красный Урал", но и "Красное Приморье", "Красный Восток", "Красный Саян", "Красная Чукотка/Камчатка".

Анонимно
Анонимно
08.02.2014 15:52
Ответить на  Ansar02

 второй кораль бригады тож

 второй кораль бригады тож желательно назвать горами какиминить. 

Параллельно мыслим, коллега! 🙂 Я в МТК тоже назвал второй достроенный по измененному проекту крейсер "Светлана" — "Красным Уралом".

Андрей
Редактор
08.02.2014 09:09

:))))) М-дя, а вот о таком

:))))) М-дя, а вот о таком вот варианте я никогда не думал:))))) Спасибо, коллега, получилось просто супер:)))

Единственно — некие сомнения насчет 32,5 уз даже при означенной ЭУ. Но тут дело такое — даже и 31 уз крейсер совершенно не изуродуют. Т.е даже если мои подозрения верны, ничего фатального они за собой не тянут

NF
NF
08.02.2014 10:41

++++++++++

++++++++++

mangust -lis
08.02.2014 12:43

Отлично как всегада.. Всех с

Отлично как всегада.. Всех с наступающей датой, завтра 110 лет РЯВ.

земляк
земляк
09.02.2014 00:15

Класс, уважаемый коллега

Класс, уважаемый коллега Ансар, просто класс + ! И задумано, и осуществлено превосходно. Прочитал на одном дыхании, и, по обыкновению, узнал из Вашей работы много для себя нового 🙂 Никогда не думал, что башни одноорудийные оказались на практике столь малоудачными..

Из майкудука.
09.02.2014 04:23

Уважаемый коллега Ansar02. А

Уважаемый коллега Ansar02. А почему Вы всё время возвращаетесь к 37мм "итальянке". Не хотите попробывать 37мм Браунинг, правда применялся на сухопутье, но зато разработка 27 года.

http://www.istmira.com/orujie-vtoroi-mirovoi-voiny/artilleriya/01/usa_37-1927/index.html

http://www.airwar.ru/weapon/guns/m9.html

Возможно на зарубежных сайтах есть более полная информация.

Из майкудука.
09.02.2014 06:47
Ответить на  Ansar02

Но, вот гложут меня смутные

Но, вот гложут меня смутные сомнения, что госдеп САСШ разрешит его продажу Советскому Союзу. Машинка-то новейшая и официально принята на вооружение армии САСШ.

Вобще то фирма вряд ли будет привередничать во время большого кризиса. Всегда можно договориться о продаже через кого-то, главное было ли это орудие технологично и почему заменено бофорсом.

Из майкудука.
09.02.2014 10:53
Ответить на  Ansar02

Фирма-то может быть

Фирма-то может быть привередничать и не будет, но в части поставок за границу, без разрешения госдепа в САСШ никто ничего никому продавать не мог. А запрет на продажу систем, принятых на вооружение армии САСШ — штука почти стопоцентная. Тем паче если речь идёт о СССР, который в то время САСШ даже ещё не признали.

Уважаемый коллега. А танк М1931 почему то очутился в СССР, хотя вроде запрет был. Позже в Туполев совершенно спокойно закупал там лицензии, несмотря на провёрнутую нашими операцию.

Купить через кого-то тоже не получится. Вооружения (тем более новые) обычно продают без права перепродажи третьим лицам. Единственный вариант, где-то стырить образец и на его основе слепить нечто своё и желательно не слишком похожее, чтоб с лицензированием и авторскими правами не вышло каких проблем. Для СССР это конечно не проблема, но всё же, всё же…

Они могли просто разработать чуть другой образец для нас, обозвать его по другому и всё. Запрет налогался на образец 1927 года принятый на вооружение, а образец 1928 года разрабатывался по заказу СССР, возможно вообще дочерней фирмой "Рога и Копыта" (не знаю как это по англицки). Какие могут быть притензии у амеров к совершенно "новому" зенитному автомату.

Из майкудука.
10.02.2014 07:32
Ответить на  Ansar02

Может быть оно и так,

Может быть оно и так, почтенный коллега, но вот ЕМНИП прототип БТ мы купили исключительно после того, как армия САСШ испытав пару образцов в кавалерии от принятия его на вооружение отказалась.

Да отказалась, но разрешение на продажу не было. Но ведь вывезли и по моему Крсти не посадили.

И опять-таки ЕМНИП, авиаконструктор Северский (помните такого?) лишился своей фирмы за то, что продал пару своих проектов самолётов японцам без согласия на эту сделку госдепа.

А это была причина или предлог. Северский лишился своего покровителя Митчелла, затем продажа ДВАДЦАТИ самолётов Японии с которой у США были в 1938 году куда намного более натянутые отношения чем с СССР в 30-х, и главно недовольство финансовой политикой предприятия, малые доходы действительно не прощают. В следствии чего он попросту был снят Советом Директоров, бизнес есть бизнес. Государство никаким боком. Кстати пару этих же самолётов и некоторые новшества, и всё это в том же году что и японцам, он продал СССР и ничего.

Но не буду настаивать, раз Вам нравятся "итальянки", вольному воля.smiley

Из майкудука.
10.02.2014 16:41
Ответить на  Ansar02

У американцев же, ЕМНИП мы до

У американцев же, ЕМНИП мы до войны из вооружения не купили ровно ничего (за исключением тех же прототипов БТ).

А авиация, разве ничего не закупили, по моему многое закупили в 30-х, кучу денег отвалили.

Но опять таки повторюсь, надо ещё поболее узнать, что из себя представлял автомат технологически, почему он не получил широкое распространение, около 7-8 тыс экземпляр для армии. Возможно просто фирма Кольт для которой разрабатывала фирма Браунинг эту зенитку просто не хотела размещать её производство у других, а возможно Бофорс более технологичен.

Альтернативная История
Logo
Register New Account