Фурутака по-советски
1932 год. Итоги первых же испытаний новенького крейсера «Красный Кавказ» удручали. Получившийся довольно симпатичным и даже как бы современным внешне, крейсер никак не оправдывал возлагавшихся на него надежд.
При уже мало кого устраивающей максимальной скорости в 30 узлов, он имел позорно маленький радиус действия и посредственную мореходность. Но самое обидное – вооружение так же принесло вместо ожидавшейся гордости, сплошные разочарования.
От новеньких одноорудийных башен, ждали чрезвычайно высокой скорострельности (не зря ведь пушку оснастили клиновым затвором и разместили именно в одноорудийной башне – чтоб ничто не мешало заряжать эту самую единственную пушку в лихом, полуавтоматическом темпе), что в сочетании с так же ожидавшимися рекордными баллистическими характеристиками «революционных» 180 мм орудий, должно было обеспечить град снарядов на голову противника с дистанции, неприемлемой для его артиллерии, в т. ч. восьмидюймовой.
С градом произошла заминка. Различные хитрые приспособления на «революционной» пушке совершенно не работали, механизмы подачи боекомплекта в башне были скомпонованы неудачно и требовали дополнительных рукопашных операций. В итоге, скорострельность не превышала 4 выстрелов в минуту на ствол (единственный в башне!). Особая дальнобойность почему-то не предусматривала особую же точность, а ресурс стволов оказался и вовсе неприлично маленьким.
В итоге, крейсер получил статус ограниченно боеспособного, поскольку использовать его иначе, чем в качестве большой канонерки, было довольно рискованно. От достройки второго крейсера («Ворошилов», бывш. «Адмирал Бутаков») по аналогичному проекту, решили отказаться в пользу значительно более дешёвого варианта учебного корабля.
Но, это в РИ. В альтернативе же, наученные горьким опытом корабелы и их заказчики флотоводцы с чрезвычайным вниманием засели за изучение архитектуры японских крейсеров. «Фурутаки», прежде всего, как наиболее подходящего в качестве объекта подражания. Особенно понравились его пирамидально расположенные одноорудийные башни (по три на каждой оконечности!) с 200 мм пушками и хорошо различимые на фото бортовые наделки, именуемые булями.
Итогом этой работы, стал проект «Хабаровск» (с намёком на дальневосточное происхождение).
Заключался он вот в чём.
Поскольку при очередном обследовании в корпусе «Ворошилова» были обнаружены кое какие дефекты (помешавшие в РИ достроить его даже в качестве учебного корабля), от него отрезали носовую часть (как и в случае с «Красным Кавказом» но тут – гораздо большую часть), и заменили на совершенно новую – значительно более длинную.
Длинную настолько, что появилась возможность не только обеспечить корпусу некоторую седловатость с подъёмом к форштевню, расширить первое (по конструкции «Красного Кавказа») котельное отделение, но и разместить на полубаке, по-японски пирамидально, сразу три башни ГК. Причём не простые, а модифицированные. Со столь же модифицированными 180 мм орудиями.
Поскольку верхний вес при этом возрастал для данного корпуса почти катастрофически, его, опять-таки на японский манер, дооснастили здоровущими булями, полностью закрывшими броневой пояс и ставшими дополнительной защитой корабля. Эти наделки не только значительно прибавили кораблю грузоподъёмности, обеспечили нормальные остойчивость с дифферентом и кардинально улучшили минно-торпедную защиту, но так же позволили разместить в себе огромные дополнительные запасы топлива. Естественно во избежание концентрации взрывоопасных паров при опорожнении ёмкостей, была предусмотрена система наддува топливных танков в булях инертным газом под давлением, немного превышающем атмосферное.
СУ смонтировали частично модернизированную, частично новую. К модернизированным, относились четыре серьёзно усовершенствованных ТЗА подобных тем, что стояли на «Кр. Кавказе». А новыми, были шесть итальянских котлов высокой паропроизводительности с нефтяным отоплением, которыми заменили прежние 14 котлов (на «Светланах»/«Адмиралах» или 10 на «Кр. Кавказе»). Котлы эти, были аналогичны тем, что итальянцы устанавливали на своих лёгких крейсерах типа «Кондотьери».
ТЗА располагались на своих штатных (как на «Кр. Кавказе») местах, в двух изолированных МО. Котлы же (так же исходя из архитектуры «Кр. Кавказа») размещались в двух КО – первом, большего размера были установлены 4 котла, а во втором – поменьше – два.
Хотя суммарная мощность машин достигла теперь 95 тыс. л.с. максимальная скорость крейсера (без форсажа машин) не превышала 32.5 узлов – сказывались слабоватые ТЗА (которые не рисковали форсировать в мирное время) и испорченные булями, неоптимальные обводы корпуса, хотя и частично улучшенные за счёт его серьёзного удлинения.
Впрочем, для того времени, 32.5 узла без форсажа – вполне приемлемая скорость. Особенно для корабля, который при всех его нынешних достоинствах, всё же было трудно зазвать современным.
Вооружение так же было итальянизированным:
Башни «Красного Кавказа», которые предполагалось совместно с итальянскими специалистами модернизировать, устранив их недостатки, оказались настолько плохи, что в результате модернизации, советской от них по сути осталась одна бронекоробка. А практически вся начинка стала итальянской. (От предложения итальянцев спроектировать для СССР на базе модернизированных старых, новые, двухорудийные башни, отказались. И не только потому, что эту услугу итальянцы продавали слишком задорого. Засовывать второй ствол в едва доведённую до ума столь «большой кровью» башню посчитали излишним в принципе, поскольку: во-первых, это получалось только при расположении стволов в общей люльке едва не впритык друг к другу, что приводило к чрезмерному рассеиванию снарядов, во-вторых, в башне имелся (и вообще помещался) лишь один элеватор подачи боекомплекта, что в принципе лишало идею двух орудий в башне смысла, и в третьих, башня получалась минимум на 25 тонн тяжелее).
Зато теперь, единственный ствол, сохранив возможность подниматься к зениту на рекордные 60 градусов, обладал практической скорострельностью в 6 выстр/мин (при максимальном угле возвышения скорострельность снижалась до 4 выстр/мин).
Переделки коснулись и собственно 180 мм орудий. Фактически, модификация этих пушек свелась к прямому копированию конструкции 190 мм орудий изготавливаемых в Италии для тяжёлых аргентинских крейсеров типа «Альмиранте Браун», естественно перекалиброванных на почему-то столь желаемые нашими флотоводцами 180 мм. Причём эти пушки, были уже оснащены лейнерами с глубокой нарезкой. Забавно, но в результате этих модернизаций, и пушки и башни получились настолько удачными, что ими же в дальнейшем предполагалось перевооружить и «Кр. Кавказ». Тем более что снаряды у орудий были не взаимозаменяемы.
Кстати, если сравнить массу минутного залпа ГК, то у нового лёгкого крейсера РККФ, этот показатель весьма не дурён, даже не смотря на то, что башни одноорудийные. Особенно если учесть, что увечья 180 мм снаряды каждым попаданием наносят не в пример более тяжкие, чем, скажем, шестидюймовые.
В качестве среднего калибра и дальней ПВО, как и было в РИ, в Италии же закупили 100 мм спарки «Минизини».
Ближняя ПВО – так же итальянские, но одноствольные 37 мм зенитные автоматы «Бреда» на станках отечественной конструкции, представлявших собой развитие станка от АП «Виккерса».
Торпедное вооружение на новом крейсере установили облеченное количественно: вместо четырёх трёхтрубных 450 мм ТА как на «Кр. Кавказе», на нём установили только два аналогичных трёхтрубных ТА.
Авиационное оснащение одинаковое. Состояло на обоих кораблях из пневматической катапульты и одного гидроплана-разведчика, хранящегося прямо на катапульте, без ангара. В принципе, на катапульте могло поместиться и два самолёта, но в походы, корабли никогда с двумя летающими лодками не ходили.
Системы управления огнём тоже одинаковые – итальянского типа «Галилео».
Поскольку по флотам корабли распределили парами: «Червона Украина» и «Красный Крым» составили бригаду крейсеров ЧФ, а «Красный Кавказ» вместе с новым крейсером должны были сформировать аналогичную бригаду на Балтике, оба последних корабля переименовали в просто «Кавказ» и «Урал».
| «Фурутака» 1929 г. Япония | «Красный Кавказ» 1932 г. СССР | «Урал» 1934 г. СССР |
Размерения | 183,5х15,8х5,6 | 169,5х15,7х6,6 | 182х17,2х6,1 |
Водоизмещение | 8 700 | 7 440 | 9 500 |
Тип СУ | 4 ТЗА 10 ПК | 4 ТЗА 10 ПК | 4 ТЗА 6 ПК |
. Мощность СУ | 103 400 | 55 000 | 95 000 |
Скорость макс | 34,5 | 30 | 32.5 |
Дальность | 7900 | 1 490 | 4 000 |
Бронирование: Пояс Траверсы Палуба ПТП Боевая рубка Башни ГК |
76 75-100 32-35 – 25 25 |
76 50 25+20 – 125 25 |
76 50 30+20 ( н.п.50) – 100 25 |
Вооружение: ГК УК МЗА ТА Катап/самол. |
6 (6х1) 200 4 (4х1) 76 – 12 (4х3) 610 1/2 |
4 (4х1) 180 8 (4х2) 100 4 (4х1) 45 12 (4х3) 450 1/1 |
5 (5х1) 180 12 (6х2) 100 6 (6х1) 37 6 (2х3) 450 1/1 |
А что, почтеннейшие коллеги,
А что, почтеннейшие коллеги, почему бы и нет? Тем более, ЕМНИП при разработке проекта "Красного Кавказа", вариант с пятью башнями фигурировал.
С уважением, Ансар.
Эм, вес не избыточен?
Эм, вес не избыточен?
В каком смысле? Из-за
В каком смысле? Из-за избыточного веса в РИ отказались от варианта с пятью башнями. У меня он компенсирован большими булями. Соответственно и общее водоизмещение большое. Всё имеет свою цену.
Хм, не знал о советском
Хм, не знал о советском варианте с 5-ю башнями. Спасибо!
Уважаемый коллега Ansar02,
Уважаемый коллега Ansar02, спасибо за корабль. Получилось интересно, но как то необычно. Хотя если выбирать между 15-130мм и 5-180мм, да ещё дефорсированными, то за 180мм. Но всё равно лучше нормальные 152мм в двуорудийных башнях.
Почтенный коллега. Если и
Почтенный коллега. Если и дальше идти по японскому пути Фурутаки (замена шести одноорудийных башен на три двухорудийные), очередная модернизация "Урала" завершится либо 6 (3х2)180, либо 10 (5х2) 152. Вот тока шестьдюймовок в проекте даже нет.
Если и дальше идти по
Так это в какую копейку влетит, лучше оставить как есть. Что до 152мм калибра, так это же альтернатива.
Идея нестандартная, большой
Идея нестандартная, большой плюс !
Но по мне, так — число котлов уменьшить, остальные перевести на мазут, воткнуть три 8" башни от "Рюрика"(с уменьшением бронирования) и вуаля.
Спасибо, коллега. Если
Спасибо, коллега. Если реализовать Ваше предложение, флот получит большую канонерку, а не крейсер. ИМХО.
От уборки носового КО
От уборки носового КО крейсер канлодкой не станет, да не надо ему гонятся по Атлантике и Тихому с кем-то наперегонки. Для Балтики и ЧМ в самый раз. Зато врежет из шести 8"- самое то, против быстрых КРЛ противника и берега, а главное- дёшево!!!
Шестидюймовка , кстати есть,- виккерсовская 6"/52 береговая, очень хорошая штука для конца двадцатых.
Почтенный коллега! Носового
Почтенный коллега! Носового КО относительно проекта "Адмирала Бутакова" или проекта "Красного Кавказа"? Если второй вариант, то у корабля вообще останется только одно КО и сколь-нибудь приличной скорости уже не будет. Как и приемлемой живучести СУ вообще.
Гоняться на перегонки, конечно не надо. Но вот иметь приличный ход, чтоб иметь запас времени на отстрел эсминцев, или на манёвр уклонения от торпедного залпа — дюже полезно.
Если же скростью пренебрегаем — получаем не крейсер, а канлодку. Хоть и большую и мощную.
Шесть восьмидюймовок — это конечно великолепный вариант. Вот только башни "Рюрика" уже не годятся — они устарели, да и производства орудий нет — только кое что по запасникам.
Впрочем, в качестве темы для альтернативы — вариант действительно отличный.
С уважением, Ансар.
А почему переименовали?
А почему переименовали? "Хабаровск" или "Красный Хабаровск" а не "Урал"
Дык, поскольку уже есть
Дык, поскольку уже есть "Кавказ", второй кораль бригады тож желательно назвать горами какиминить. А "Хабаровск" хорошо подходит для проекта, однако именами крупных городов в 30-е в РККФ называли лидеры эсминцев.
Так можно не только «Красный
Так можно не только "Красный Урал", но и "Красное Приморье", "Красный Восток", "Красный Саян", "Красная Чукотка/Камчатка".
второй кораль бригады тож
Параллельно мыслим, коллега! 🙂 Я в МТК тоже назвал второй достроенный по измененному проекту крейсер "Светлана" — "Красным Уралом".
:))))) М-дя, а вот о таком
:))))) М-дя, а вот о таком вот варианте я никогда не думал:))))) Спасибо, коллега, получилось просто супер:)))
Единственно — некие сомнения насчет 32,5 уз даже при означенной ЭУ. Но тут дело такое — даже и 31 уз крейсер совершенно не изуродуют. Т.е даже если мои подозрения верны, ничего фатального они за собой не тянут
Спасибо, коллега!
Спасибо, коллега!
++++++++++
++++++++++
(Тема не указана)
Отлично как всегада.. Всех с
Отлично как всегада.. Всех с наступающей датой, завтра 110 лет РЯВ.
Благодарю, почтенный коллега.
Благодарю, почтенный коллега. Да, дата печальная… Спасибо за напоминание.
Класс, уважаемый коллега
Класс, уважаемый коллега Ансар, просто класс + ! И задумано, и осуществлено превосходно. Прочитал на одном дыхании, и, по обыкновению, узнал из Вашей работы много для себя нового 🙂 Никогда не думал, что башни одноорудийные оказались на практике столь малоудачными..
Благодарю Вас, почтеннейший
Благодарю Вас, почтеннейший Земляк.
Уважаемый коллега Ansar02. А
Уважаемый коллега Ansar02. А почему Вы всё время возвращаетесь к 37мм "итальянке". Не хотите попробывать 37мм Браунинг, правда применялся на сухопутье, но зато разработка 27 года.
http://www.istmira.com/orujie-vtoroi-mirovoi-voiny/artilleriya/01/usa_37-1927/index.html
http://www.airwar.ru/weapon/guns/m9.html
Возможно на зарубежных сайтах есть более полная информация.
Почтенный коллега Из
Почтенный коллега Из Майкудука! Очень большое Вам спасибо за ссылочки.
Девайс конечно интересный, да и хронологически вполне подходящий. Но, вот гложут меня смутные сомнения, что госдеп САСШ разрешит его продажу Советскому Союзу. Машинка-то новейшая и официально принята на вооружение армии САСШ.
А вот с "Виккерсом", "Бредой", "Эрликоном", "Бофорсом" и "Мадсеном" таких проблем нет. Ну а поскольку виккерсовский "Пом-пом" уже устарел, "Бофорс" раньше 35-го в полностью доведённом виде не купить, а 20-мм "Эрликон" и "Мадсен" слабоваты, остаётся лишь 37 мм "Бреда", доступная уже в 33-ем. Девайс конечно не идеальный, но, в любом случае лучше, чем наши 45 мм суррогаты.
С уважением, Ансар.
Но, вот гложут меня смутные
Вобще то фирма вряд ли будет привередничать во время большого кризиса. Всегда можно договориться о продаже через кого-то, главное было ли это орудие технологично и почему заменено бофорсом.
Почтенный коллега! Фирма-то
Почтенный коллега! Фирма-то может быть привередничать и не будет, но в части поставок за границу, без разрешения госдепа в САСШ никто ничего никому продавать не мог. А запрет на продажу систем, принятых на вооружение армии САСШ — штука почти стопоцентная. Тем паче если речь идёт о СССР, который в то время САСШ даже ещё не признали.
Купить через кого-то тоже не получится. Вооружения (тем более новые) обычно продают без права перепродажи третьим лицам. Единственный вариант, где-то стырить образец и на его основе слепить нечто своё и желательно не слишком похожее, чтоб с лицензированием и авторскими правами не вышло каких проблем. Для СССР это конечно не проблема, но всё же, всё же…
Фирма-то может быть
Уважаемый коллега. А танк М1931 почему то очутился в СССР, хотя вроде запрет был. Позже в Туполев совершенно спокойно закупал там лицензии, несмотря на провёрнутую нашими операцию.
Они могли просто разработать чуть другой образец для нас, обозвать его по другому и всё. Запрет налогался на образец 1927 года принятый на вооружение, а образец 1928 года разрабатывался по заказу СССР, возможно вообще дочерней фирмой "Рога и Копыта" (не знаю как это по англицки). Какие могут быть притензии у амеров к совершенно "новому" зенитному автомату.
Может быть оно и так,
Может быть оно и так, почтенный коллега, но вот ЕМНИП прототип БТ мы купили исключительно после того, как армия САСШ испытав пару образцов в кавалерии от принятия его на вооружение отказалась. И опять-таки ЕМНИП, авиаконструктор Северский (помните такого?) лишился своей фирмы за то, что продал пару своих проектов самолётов японцам без согласия на эту сделку госдепа.
С уважением, Ансар.
Может быть оно и так,
Да отказалась, но разрешение на продажу не было. Но ведь вывезли и по моему Крсти не посадили.
А это была причина или предлог. Северский лишился своего покровителя Митчелла, затем продажа ДВАДЦАТИ самолётов Японии с которой у США были в 1938 году куда намного более натянутые отношения чем с СССР в 30-х, и главно недовольство финансовой политикой предприятия, малые доходы действительно не прощают. В следствии чего он попросту был снят Советом Директоров, бизнес есть бизнес. Государство никаким боком. Кстати пару этих же самолётов и некоторые новшества, и всё это в том же году что и японцам, он продал СССР и ничего.
Но не буду настаивать, раз Вам нравятся "итальянки", вольному воля.
Ага, спасибо, обнадёжили. В
Ага, спасибо, обнадёжили. В сущности, я держусь за итальянок исключительно по их безусловной доступности — ничто не мешало купить их в РИ точно так же, как купили "Минизини". У американцев же, ЕМНИП мы до войны из вооружения не купили ровно ничего (за исключением тех же прототипов БТ).
С уважением, Ансар.
У американцев же, ЕМНИП мы до
А авиация, разве ничего не закупили, по моему многое закупили в 30-х, кучу денег отвалили.
Но опять таки повторюсь, надо ещё поболее узнать, что из себя представлял автомат технологически, почему он не получил широкое распространение, около 7-8 тыс экземпляр для армии. Возможно просто фирма Кольт для которой разрабатывала фирма Браунинг эту зенитку просто не хотела размещать её производство у других, а возможно Бофорс более технологичен.