В статье «Ракетный катер класса Скьёльд» я уже рассказывал об одном очень современном и инновационном корабле ВМС Норвегии. Предлагаю вашему вниманию статью посвящённому более серьёзному кораблю этой северной страны. Эта статья была опубликована в журнале «Зарубежное Военное Обозрение» №1 за 2009 год. Что хочется отметить, так это то, что даже флоты тких небольших стран начинают догонять а по качеству так даже и обгонять ВМФ нашей страны. Далее текст статьи.
В Норвегии в 1990-е годы было принято решение о строительстве новых фрегатов УРО, предназначенных для замены фрегатов УРО проекта «Осло», которые находятся на вооружении ВМС Норвегии с конца 1960-х годов. Предполагалось, что фрегаты должны быть адаптированы к действиям в условиях Крайнего Севера и предназначены для защиты норвежских территориальных вод, организации противовоздушной обороны, борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, ведения разведки и наблюдения.
Контракт на постройку пяти кораблей был подписан в 2000 году. Его общая стоимость составила 2,5 млрд долларов США. Головной корабль серии — фрегат Р-310 «Фритьоф Нансен» был заложен 9 апреля 2003 года на судоверфи «Навантия» в г. Эль-Ферроль (Испания), спущен на воду 3 июня 2004-го и включен
в состав ВМС Норвегии в июне 2006-го. Постройка второго корабля F-311 «Роальд Амундсен» началась 3 июня 2004-го, спуск на воду был осуществлен 25 мая 2005-го, передача флоту — 22 мая 2007-го. Фрегат F-312 «Отто Свердруп» являлся третьим кораблем серии. Он был заложен 25 мая 2005 года, церемония спуска на воду состоялась 28 апреля 2006-го, передача флоту в мае 2008 года. Передача ВМС четвертого корабля F-313 «Хельге Ингстад», спущенного на воду в ноябре 2007 года, прошла осенью 2008-го. Планируется, что последний фрегат серии Р-314 «Тур Хейердал» ВМС страны получат в 2010 году.
Фрегат типа «Фритьоф Нансен» имеет длину 123,25 м, ширину 16,8 м, осадку 4,9 м, полное водоизмещение 5 130 т, экипаж 146 человек. Комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка типа CODAG, состоящая из газотурбинного двигателя LМ 2500 «Дженерал электрик» мощностью 26 115 л. с. и двух дизелей «Базан Браво 12V» общей мощностью 12 240 л. с, позволяет обеспечить наибольшую скорость хода 27 уз и дальность плавания 4 500 миль при скорости хода 16 уз. Кроме того, корабль оснащен носовым подруливающим устройством мощностью 1 360 л. с.
Кликните для увеличения рисунка
Вооружение корабля включает: противокорабельные ракеты фирмы «Конгсберг», восьмиячеечную УВП Мк 41 для 32 ЗУР «Усовершенствованная Си Спарроу», одну универсальную 76-мм АУ «Супер Рэпид» фирмы «ОТО Мелара», два двухтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы торпедами «Стингрей» фирмы «Маркони» и четыре 12,7-мм пулемета. Радиоэлектронное вооружение: РЛС — ОВЦ SPY-1F, две управления стрельбой SPG-62 и две навигационные/ОНЦ фирмы «Литтон»; ГАС — «Сферион» MRS 2000 и буксируемая Мк 2 CATAS с комбинированной активно-пассивной антенной решеткой; оптико-электронная система управления стрельбой АУ VIGY
20 фирмы «Сажем»; система РЭБ «Кондор» С8-3701. На корабле установлена также система постановки ложных целей и пассивных помех в ИК- и акустическом диапазонах 8К\¥Б фирмы «Терма». Кормовая палуба корабля оборудована вертолетными площадками для базирования вертолета типа 8-60В или N11-90. Все пять кораблей будут оснащены многофункциональной системой управления оружием «Иджис» компании «Локхид-Мартин». Эта американская фирма заключила с ВМС США контракт на сумму 23,1 млн долларов на обеспечение и техническое обслуживание в процессе эксплуатации программного обеспечения этих фрегатов. Соглашение реализуется в рамках американской программы «Иностранные военные продажи» (РМБ). Контракт включает базовую разработку и сопровождение программного обеспечения, администрирование, инженерно-техническое обеспечение, управление конфигурацией, материально-техническое обеспечение и ремонт, поставку запчастей. Работы по контракту завершатся к июлю 2011 года.
Принятие на вооружение национальных ВМС фрегатов типа «Фритьоф Нансен» значительно повышает боевые возможности норвежского флота по защите интересов этой скандинавской страны, особенно в арктических водах.