Французское доминирование

16
Французское доминирование

Французское доминирование

Интересная статья Юрия Тарасевича с сайта  WARSPOT.

Содержание:

Последнее десятилетие XV века приносит Европе завершение старых и начало новых войн. Испанские и португальские короли, наконец, победоносно оканчивают 700-летнюю Реконкисту и обращают взоры как к заморским Индии и Америке, так и к «плохо лежащим» землям в самой Европе. Московские великие князья вступают в борьбу за «русские вотчины» с великими князьями Литвы, которые теперь зачастую одновременно являлись и польскими королями. Турки продолжают расширять свои владения в Средиземноморье и на Балканском полуострове. Не прекращаются немецкие и итальянские усобицы. А Франция, вышедшая ранее победительницей из Столетней войны, сумела преодолеть феодальную раздробленность и постепенно превращается в сильнейшее государство континента. С этого времени на несколько веков вперёд ей предстоит стать законодателем мод в Европе, в том числе и в военной сфере.

Французское вторжение в Италию

Когда в 1494 году французский король Карл VIII вторгается в Италию по одному из феодально-приличных поводов, его войско имеет на вооружении самую совершенную – в Европе и во всём мире – артиллерию. Массовое применение новой артиллерии обеспечивает небывалую лёгкость французских завоеваний в Италии. А через десятилетие развитие техники и тактики огнестрельного оружия поможет начать вытеснение французов из итальянских земель, хотя иноязычные властители останутся здесь на ближайшие три с половиной столетия.

Политическая карта Италии на 1490‑е годы с местами ключевых событий в кампаниях 1494–1495 годов

Политическая карта Италии на 1490‑е годы с местами ключевых событий в кампаниях 1494–1495 годов

Осенью 1494 года войско Карла VIII по соглашению с миланским герцогом Сфорца беспрепятственно переходит альпийский перевал Мон-Женевр. После перехода по Северной Италии оно занимает генуэзский порт Специя, куда морем прислана часть осадной артиллерии Карла. Миланский герцог присоединяет своё войско к французскому.

Французская армия включает наёмный швейцарский контингент и ведёт себя с небывалой жестокостью – в первых же столкновениях (Рапалло, 5 сентября; осада Мордано, 19 октября) происходят массовые убийства пленных. Флоренция и папа Александр VI сдают свои крепости без боя (безуспешно и непродолжительно защищается лишь небольшая крепость Фивиззано). Карл VIII триумфально вступает во Флоренцию 17 ноября.

Битва при Форново 6 июля 1495 года на анонимной гравюре, выполненной, скорее всего, значительно позже

Битва при Форново 6 июля 1495 года на анонимной гравюре, выполненной, скорее всего, значительно позже

Неаполитанское королевство не оказывает серьёзного сопротивления. Небольшая крепость Монте-Фортино сдаётся, как только перед ней установлены осадные орудия. В стене крепости Монте-Сан-Джованни (которая некогда выдержала 7-летнюю осаду) за 8 часов обстрела проделана брешь. Войско Карла VIII берёт крепость штурмом, все защитники перебиты. Король триумфально вступает в Неаполь 22 февраля 1495 года.

Скорость и размах побед Карла VIII не только ошеломляют его противников, но и побуждают их к объединению сил. Для противодействия французам в марте 1495 года создаётся Венецианская лига, в которую входят Венеция, Папское государство и Испания. На их сторону переходит и миланский герцог, почувствовавший, что и его земли могут заинтересовать французского короля. Возникшая угроза для коммуникаций заставляет Карла VIII направиться на север (май 1495 года), оставив в Неаполе гарнизон.

Обратный поход гораздо более труден. Дороги испорчены, местное население вырезает отставших. Как пишет Фаве, «артиллерию [в армии Карла VIII] не удалось бы сохранить, если бы не рвение немцев и швейцарцев».

Войска Лиги пытаются запереть войско Карла VIII на выходе из Апеннинских гор возле Форново, близ Пармы. Здесь 6 июля 1495 года и происходит первая большая битва Итальянских войн. Её исход неоднозначен. С одной стороны, остановить поход французов не удаётся, и это более французский, чем итальянский тактический успех. Но поскольку французы при разгроме их обоза отрядами Лиги лишаются «всего» награбленного, то это сражение одновременно является для них и крупной стратегической неудачей. Возместить долги, взятые как раз под итальянскую военную добычу, Франции не удаётся.

Битва при Форново в схематическом изображении. Силы Венецианской лиги слева, французские силы справа

Битва при Форново в схематическом изображении. Силы Венецианской лиги слева, французские силы справа

В начале битвы оба войска выходят из своих лагерей. Когда силы противников достаточно сближаются, итальянцы начинают обстрел передних рядов французов из больших орудий. Французская артиллерия отвечает, и завязывается артиллерийская дуэль. Итальянцы добиваются нескольких удачных попаданий, но «никоим образом не могут остановить» французский авангард, и, продвинувшись вперёд, он выходит из-под обстрела. В свою очередь, французам удаётся пристреляться по позициям итальянской артиллерии и поразить их «вторым выстрелом из большой пушки», причём ядро «разлетается на тысячу кусков» и поражает многих итальянских артиллеристов. Французы якобы продолжают вести столь интенсивный огонь, что итальянцам приходится свою артиллерию снять с позиции.

Собственно, на ход битвы артиллерия заметного влияния не оказывает. Очевидец сражения де Коммин сообщает, что с обеих сторон артиллерийский огонь «еле десять человек поразил», хотя общие потери он оценивает в «сотню человек» с французской и «3 с половиной тысячи» с венецианской стороны. Своё влияние на такую результативность артиллерии оказал и начавшийся ливень с сильным ветром – порох почти наверняка был испорчен.

Финал первых двух лет военных действий весьма показателен для феодального периода. В 1496 году Карл VIII «теряет интерес» к своим новым завоеваниям, и испанцы берут на измор один за другим оставленные без помощи неаполитанские гарнизоны.

Бургундская курто, сделанная, скорее всего, в конце 1470‑х годов, в максимилиановском арсенале, 1500‑е годы. В наличии все общие черты конструкции позднейших французских курто, есть даже цапфы. По-старому выглядят лишь каменные ядра и тонкие стенки ствола. Zeugbuch

Бургундская курто, сделанная, скорее всего, в конце 1470‑х годов, в максимилиановском арсенале, 1500‑е годы. В наличии все общие черты конструкции позднейших французских курто, есть даже цапфы. По-старому выглядят лишь каменные ядра и тонкие стенки ствола. Zeugbuch

Военно-научный итог первых лет итальянских войн заключается не только в очередном подтверждении «завоеваний артиллерийской революции», но и в возросшей частоте и ожесточённости полевых сражений. Проиграв битву в поле, отсидеться за крепостными стенами теперь уже нельзя. Впрочем, развитие средств крепостной защиты совсем скоро наметит обратную тенденцию и позволит продолжиться многовековой гонке возможностей снаряда и крепости.

Объяснение французского «блицкрига»

Армия Карла VIII в 1494 году состоит из «всего лишь» 30 тысяч пеших и конных. При ней, однако, имеются 140 «больших» (осадных и крупных полевых) орудий и «неисчислимое» количество малых (лёгких орудий и ручных пушек). Ручные пушки – «кулеврины» считаются на тысячи. Ещё 12 тысяч человек составляют обоз; «десять тысяч лошадей» обеспечивают передвижение.

Традиционно, особенно в итальянских источниках, успехи Карла VIII объясняются наличием у него многочисленной и технически совершенной осадной артиллерии. Как несколько позже напишет Гвиччардини, орудия

«устанавливались перед стенами города с такой быстротой, выстрелы следовали один за другим столь часто, и ядра летели столь быстро и с такою силой, что за несколько часов [крепости] наносился такой ущерб, какой ранее в Италии делали за несколько дней».

Ручное огнестрельное оружие, хотя и считается на тысячи, решающим фактором пока ещё не является. Несомненное влияние на исход сражений оказывают и присутствие во французском войске (всё ещё) устрашающих швейцарцев, и небывалая, по итальянским меркам, жестокость к побеждённым, которую раз за разом проявляют победители-французы (или швейцарцы под их командованием).

Восторги итальянских современников войны (Джовио, Макиавелли, Гвиччардини) по поводу технического совершенства и боевых возможностей французской артиллерии в первую очередь вызваны желанием оправдать «прогулку» Карла VIII со «всего лишь» 30-тысячной армией по итальянским землям и городам. С другой стороны, они объясняются и тоской по собственным военно-техническим возможностям, утраченным в застое и усобицах.

Полевое орудие калибром 1,9 дюйма, сделанное в конце XV века в немецких землях (Фрастенц). Ствол литой. По рисунку в рукописи, так что лафет и система наводки показаны схематично. Есть «кранец первых выстрелов». Примерно такими были и французские полевые орудия Карла VIII. Etudes, T. 1, pl. 5

Полевое орудие калибром 1,9 дюйма, сделанное в конце XV века в немецких землях (Фрастенц). Ствол литой. По рисунку в рукописи, так что лафет и система наводки показаны схематично. Есть «кранец первых выстрелов». Примерно такими были и французские полевые орудия Карла VIII. Etudes, T. 1, pl. 5

Тем не менее, артиллерия Карла VIII была сильна вполне объективно. Орудия Карла VIII «все» отлиты из бронзы и стреляют железными ядрами; стволы имеют цапфы и устанавливаются на коробчатые лафеты, позволяющие быстро менять горизонтальную и вертикальную наводку орудия. Орудия перевозятся, как пишет Джовио, конной тягой. Тяжёлые орудия – на 4‑колёсных повозках [лафет с передком], лёгкие – непосредственно на лафетах, притом «очень быстро, как по ровной, так и неровной [гористой] местности… на ровной местности [орудия оказываются] быстрее конницы [!]». Железное ядро позволяет орудию бить «столь же сильно, как и бомбарда втрое большего калибра».

Таким образом, все технические компоненты французских орудий уже имеют вид, который в общем сохранится на протяжении трёх с половиной столетий. Противостоящая французам итальянская артиллерия, несмотря на все предшествующие научно-технические успехи Италии, имеет на момент вторжения слишком тяжёлые и малоподвижные орудия. Они стреляют каменными ядрами, перевозятся бычьими упряжками и устанавливаются врассыпную, что не позволяет сосредотачивать огонь.

Техника: французские образцы

Как отмечает Фаве, времена Карла VIII – это едва ли не последний исторический период, для которого описания артиллерии должны строиться преимущественно по косвенным, хоть уже и многочисленным, свидетельствам.

Наибольшие среди орудий в итальянском походе Карла VIII, по сообщению Джовио, имеют «длину 8 футов и вес 6000 фунтов, а стреляют ядром величиной с человечью голову [до 20 см; тот же Джовио называет вес этих ядер 50 фунтов]». В других источниках это «бомбарды, курто [Courtouwe] называемые, числом в две сотни [sic!], из коих большинство длиною от 18 до 20 футов, и все мечут литые ядра весом от 24 до 30 фунтов». В собственно французских королевских реестрах упоминаются «пушки» (canons), большие и средние кулеврины (grandes coulevrines, coulevrines moyennes). Видимо, «главным калибром» итальянского похода оказываются и старые, сравнительно короткоствольные курто, и новые «пушки» и большие кулеврины.

Затем следуют «средние» длинноствольные орудия, называемые у современников итальянского похода и кулевринами, и серпентинами. Их стволы «наполовину длиннее», чем у великих пушек, а калибр меньше. Надо полагать, это и есть «средние кулеврины» из реестров.

Французские войска, входящие в Неаполь. Две подписи из трёх относятся к «кранцам первого выстрела» на лафетах: «мешки с [пороховой] мукой» и «железные ядра». «Арагонская хроника Неаполя» Феррайоло, ок. 1498 года

Французские войска, входящие в Неаполь. Две подписи из трёх относятся к «кранцам первого выстрела» на лафетах: «мешки с [пороховой] мукой» и «железные ядра». «Арагонская хроника Неаполя» Феррайоло, ок. 1498 года

Отметим, что ещё во времена Людовика XII (1500‑е годы) используются устаревшие названия «двойное курто» и «курто» (80- и 50-фунтовые орудия – они же «двойная пушка» и «пушка») и «двойная» и «средняя серпентина» (33- и 12-фунтовые орудия), а также «переходные» названия вроде «большая пушка серпентина» (grand canon serpentine). И даже в 1534 году в записях встречаются «пушка–серпентина» и «большая кулеврина» меньшего размера.

Лёгкую артиллерию французов составляют фальконы и фальконеты (буквально «соколы» и «соколики»), из которых наибольшие стреляют железными ядрами «величиной с апельсин». Также эти орудия стреляют железными ядрами со свинцовой оболочкой. На лафеты лёгких орудий крепятся ящики с ядрами и пороховыми зарядами – для быстрого открытия огня.

Ручные пушки к этому времени уже становятся ружьями-ручницами, обретая грубо оформленное ложе с прикладом и (примитивный) фитильный замок. Гаковницы (фактически – тяжёлые ручницы с крюком), которые весь XV век интенсивно применяются в немецких землях, в 1470‑х годах распространяются – иногда вместе с немецкой наёмной пехотой, иногда путём закупок – в разные страны Европы, в том числе Францию, Англию, Польшу и Литву. В дальнейшем своём развитии гаковницы потеряют крюки, а «испанская ручница» – аркебуза (испанское переиначивание немецкого Hackebüchse) всего лишь через 10 лет после захватов Карла VIII начнёт «триумфальное шествие ружья по миру».

Техника: итальянские образцы

Классическими источниками по действительно существовавшим (а не фантастическим) итальянским орудийным образцам конца XV века остаются работа Франческо ди Джорджио Мартини и иллюстрированный перечень пушек, которые, как полагают, находились в арсенале неаполитанского короля при захвате его французами в 1495 году (безымянная и неподписанная рукопись номер 6993 по французской номенклатуре середины XIX века).

Итальянские орудийные образцы по ди Джорджио Мартини: пассаволанте, василиск, спингарда, сербатана. Etudes, T. 3, pl. 30

Итальянские орудийные образцы по ди Джорджио Мартини: пассаволанте, василиск, спингарда, сербатана. Etudes, T. 3, pl. 30

Основными осадными типами в итальянских землях до 1490‑х годов, по ди Джорджио Мартини, были бомбарда, мортира, меццана (она же коммуна) и кортана (она же кортальда). Промежуточные типы представлены пассаволанте и василисками («базилиско»). Лёгкие («полевые») итальянские орудия этого периода – спингарда и сербатана.

После начала итальянских войн значимыми собственно итальянскими центрами артиллерийского производства остаются Венеция и Генуя. В последние годы XV века Венеция перестраивает своё пушечное производство и организацию артиллерии по новому французскому образцу под руководством Базилио делла Скола, который в 1495 году переходит (возвращается) в венецианскую службу как раз от французского короля. Новые венецианские кулеврины есть

«…орудия [нового образца] для осад крепостей, для чего обычно употребляют бомбарды, орудия, кои возятся на повозках [лафетах], как это делают французы. Они почти столь же длинны, как и пассаволанты, но больше [в поперечнике]. Они стреляют ядрами весом от 6 до 12 фунтов и всегда остаются на повозках, даже когда из них стреляют».

Пушки неаполитанского арсенала – бронзовая литая на колёсном лафете (спингарда?) и две станковые железные сербатаны

Пушки неаполитанского арсенала – бронзовая литая на колёсном лафете (спингарда?) и две станковые железные сербатаны

Кроме кулеврин, венецианцы используют пушки (canone), стволы которых примерно на 1/3 короче (и легче) кулеврин одинакового с ними калибра. Орудия под снаряды старого образца (каменные) получают название «petriere».

Техника: другие страны

Основные типы немецкой артиллерии этого времени – это всё те же бомбарды, шланги, гуфницы, тарасницы (также нот- и четверть-пушки). Появляются (заимствуются) фальконы и фальконеты, которые ничем принципиально не отличаются от мелких шлангов. Во владениях Габсбургов на протяжении 1490‑х–1500‑х годов (при Максимилиане I) появляются первые образцы «максимилиановой системы»: шарфмецы, картауны, нотшланги и фельдшланги. Ручное оружие представлено гаковницами и ручницами, на латыни называемыми «pixides», «pisschulen» и т.п.

В Польше и Литве копируют (или приобретают) образцы старой немецкой системы. При Сигизмунде I начинают воспроизводиться и максимилиановские образцы. Московское государство, которое, по мнению Хмырова, в течение XV века, как и другие государства Руси, пользуется покупными немецкими образцами, в 1490‑е годы ставит собственное орудийное производство с помощью итальянских специалистов. Османский султанат и государство мамелюков в Египте также имеют к этому времени собственные производства, способные выпускать бронзовые литые орудия, включая крупнокалиберные.

Своё орудийное производство на французский манер создают и Англия с Шотландией. Шотландский король Яков IV в 1498 году приказывает Роберту Бортвику устроить отливку «полевых орудий и прочих пушек» в Эдинбургском замке. Здесь изготовляются «большие курто… большие кулеврины… сакры… большие серпентины… а также прочие разные мелкие пушки». Шотландская серия так называемых «Семи сестёр» отмечена в венецианских источниках как «пушки великой силы и красоты». Таким образом, как полагает Кольтман-Клефан, серийная отливка пушек началась в Шотландии раньше, чем в Англии.

В Англии к концу XV века имеются бомбарды, мортиры, курто [curtail], серпентины, слинги [slyng, видимо, это немецкие образцы-шланги], кулеврины и полу-кулеврины, перьеры или петерары [камнестрельные лёгкие бомбарды], фаулеры [fowler; фоглеры], фалконы и фальконеты [«соколы» и «соколики»], сакры [saker; видимо, крупные полевые; буквально «соколы-балобаны»]. Разнообразие орудийный типов и влияний в Англии той поры очень велико.

Следующим этапом военно-технического развития в Европе становится «воцарение» на поле битвы ручного огнестрельного оружия в 1500‑е–1510‑е годах.

Литература:

  • Контамин Ф. Война в Средние века. СПб, 2001.
  • Хмыров М. Д. Артиллерия и артиллеристы в допетровской Руси. (Историко-характеристический очерк). СПб, 1865.
  • Coltman Clephan R. The Ordnance of the Fourteenth and Fifteenth Centuries // Archaeological Journal. 1911. Vol. 68, no. 1. P. 49–138.
  • Delbrück H. Geschichte der Kriegskunst im Rahmen der politischen Geschichte. Vierter Teil: Neuzeit, Berlin: Georg Stilke, 1920 (Nachdruck Berlin: Walter de Gruyter, 1962).
  • Duffy C. Siege warfare. The fortress in the Early Modern World 1494–1660. London, 1979.
  • Favé I. Études sur le passé et l’avenir de l’artillerie. T. 3. Paris, 1862.
  • Favé I. Histoire et tactique des trois armes et plus particulièrement de l’artillerie de campagne. Paris, 1845.
  • Górski K. Historya artyleryi polskiej. Warszawa, 1902.
  • Morin M. Morphology and constructive techniques of Venetian artilleries in the 16th and 17th centuries: some notes // Ships & Guns. The sea ordnance in Venice and Europe between the 15th and the 17th centuries / ed. by C. Beltrame, R.G. Ridella. Venezia, 2011. P. 1–11.
  • Oman C. W. C. The art of war in the Middle Ages A. D. 378–1515. London, 1885.
  • Promis C. Dello stato dell’artiglieria circa l’anno millecinquecento… Memoria storica II // Trattato di architettura civile e militare di Francesco di Giorgio Martini, architetto senese del secolo XV (1841). P. 121–199.
  • Rogers C. J. The military revolutions of the Hundred Years’ War // J. Military Hist. 57:241–278, 1993.
  • Zeugbuch Kaiser Maximilians I. [BSB Cod. icon. 222]. Innsbruck, [1500–1510].

источник: https://warspot.ru/6041-frantsuzskoe-dominirovanie

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account