Французский взгляд на военно-морской флот в конце 19 века от контр-адмирала Э. Фурнье

16

Французское правительство собирается внести некоторые изменения в свою военно-морскую программу.

Французский контр-адмирал Э. Фурнье с необычной настойчивостью призывал к немедленному осуществлению новой военно-морской программы весьма революционного характера. Его предложения были в высшей степени интересными и новыми сами по себе и вполне заслуживали тщательного рассмотрения.

Разработка его плана при обычных обстоятельствах, возможно, не имела бы большого значения, поскольку для офицеров, как военных, так и военно-морских, нет ничего необычного в том, что они выдвигают собственные системы и считают, что они – посланные небом спасители своей страны. Но им редко удается склонить руководителей департаментов на свою сторону. Однако в случае с контр-адмиралом Э. Фурнье все было иначе.

В 1895 года французское морское министерство постановило, что часть плана Фурнье должна быть немедленно осуществлена. Контр-адмирал Э. Фурнье, беря за основу своих предположений морскую борьбу между Францией, с одной стороны, и Англией или Тройственным союзом – с другой, констатирует: французский флот с разнообразием типов вооружения столь неудобен для действий в едином строю, что не может показать той боевой эффективности, которую от него ожидают.

Кроме того, наличие большого количества относительно малотоннажных единиц, не имеющих реальной военной ценности, еще больше снижает его мощность. Допуская, что даже если французский флот одержал бы победу над эскадрой противника, то сама победа привела бы его в такое состояние, что он не смог бы продолжать активных действий и был бы вынужден оставаться в портах для проведения необходимого ремонта.

Чтобы облегчить управление эскадрами, контр-адмирал Э. Фурнье предлагал создать один тип корабля, который можно было бы совершенствовать по мере развития, но который стал бы единым для флота. Эскадра, состоящая из однотипных кораблей с одинаковой скоростью, была бы гораздо лучше, чем нынешние эскадры, вынужденные двигаться со скоростью, которую может развить корабль с самыми низкими скоростными возможностями.

Фурнье признавал, что элементы морской войны были радикально изменены в последние годы разработкой новых орудий, фугасных снарядов, снаряженных мощным взрывчатым веществом, и он отмечал, что, несмотря на это, искусство тактики остается сравнительно неизменным. Тактика должна быть адаптирована к изменившемуся положению вещей, но для этого необходимо разработать новый тип корабля, который будет сочетать в себе максимум качеств, подходящих для удовлетворения изменившихся условий.

Без сомнения – это скорость, мореходность и радиус действия. Флот, который имеет меньшую дальность действия, будет поставлен в невыгодное положение по сравнению с флотом, который превосходит его в этом, и это особенно важно, если такая страна, как Франция, находится в состоянии войны с такой империей, как Британия. У Франции мало угольных станций и арсеналов на отдаленных территориях, в то время как у Англии их много, и разбросаны они по всему миру. Поэтому очевидно, что, по крайней мере, за пределами Средиземного моря французский флот в этом отношении оказался бы в невыгодном положении по сравнению с британским.

Так как именно от дальности действия зависит стратегический успех компании, то для Франции крайне необходимо сделать свои корабли, насколько это возможно, не требующими частого захода в порт для пополнения запасов. Это поставило бы Францию в равное положение с Англией в вопросе стратегических операций на море.

Но если с точки зрения стратегии важна дальность действия, то с точки зрения тактики скорость еще важнее. Эскадра, которая способна форсировать атаку или уклоняться от нее, будет превосходить эскадру, которая будет уступать ей в скорости, и это становится все более и более актуальным сейчас, когда используются торпеды, а корабли вооружены скорострельными орудиями и имеют возможность вести стрельбу на большие дистанции. Флот, который движется быстрее противника, будет в состоянии выбрать свой способ ведения боя и навязать его своему врагу.

Для стратегии и тактики дальность действия, мореходность и скорость – это то, чего прежде всего следует желать. Проблема, которую необходимо решить, заключается в том, как придать кораблю достаточную скорость и дальность действия без чрезмерного ущерба для его наступательных и оборонительных возможностей.

Идеальный тип броненосного крейсера

За основу предлагается взять броненосный крейсер «Дюпюи-де-Лом», увеличив его водоизмещение до 8 000–9 000 тонн. С броневым поясом и максимально возможно забронированным бортом гарвеевскими броневыми плитами толщиной 150 мм и наклоном бортов для создания возможности эффекта рикошета бронебойного снаряда. Это рациональное решение, поскольку линкоры, находящиеся в настоящее время на вооружении, с их очень толстым броненосным поясом и бортами, лишенными какой-либо защиты, на самом деле далеки от достижения желаемых качеств боевого корабля.

Следует отметить, что кромка толстого, но узкого главного броневого пояса в случае перегрузки или при частичном затоплении может находиться на уровне ватерлинии или ниже.

У броненосца «Carnot» конструкция броневой защиты, по общему признанию, уже устарела. Он представлен сбоку, общая площадь – около 860 м2. Из этой площади 270 м2 защищены толстой бронёй. Еще 133 м2 покрыты всего 100-мм броневыми плитами. В бою незащищённые борта этого броненосца будут очень быстро разрушены и значительно снизят боеспособность корабля.

Эскадренный броненосец "Carnot"

Эскадренный броненосец «Carnot»

Это выяснилось в результате опытных стрельб, проведенных по старому броненосцу «La Belliqueuse» с использованием обычных 138-мм и 164-мм чугунных снарядов с начальной скоростью менее 600 м/с. Содержание взрывчатого вещества в снарядах 2,8 и 4 кг мелинита давало следующие эффекты:

«Разрыв чаще всего происходит после пробития борта, иногда при прохождении. Осколки весом от 10 до 40 грамм, число которых достигает 1 500, которые движутся с огромной скоростью, разлетаются во всех направлениях, уничтожая всех не находящихся под защитой брони моряков.
Остальная часть снаряда превращается в металлическую пыль, попадающую в окружающие препятствия. К этому добавляются эффекты взрыва, который является локальным, но имеет большую энергию.
Если это происходит во время прохождения снаряда через борт, взрыв проделывает в нём отверстия диаметром до 1,50 метра.
Если взрыв происходит рядом с палубами, он разрушает их, аналогичным образом воздействует на переборки.
Также они могут вызывать пожары, три выстрела из двенадцати вызвали возгорание. Взрывная волна обладает такой силой, что на большом расстоянии разрушает конструкции корабля и различные приборы».

При таких эффектах возникает необходимость в очень обширном, если не полном, бронировании бортов.

Вооружение такого броненосного крейсера должно состоять из 2–4 194-мм и 8–12 138-мм или 164-мм орудий. Основу боекомплекта должны составлять снаряды, снаряженные мелинитом. Предполагаемая скорость для этих крейсеров 22–23 узла, дальность плавания до 10 000 морских миль на 10 узлах. Стоимость такого корабля, по предварительным расчетам, будет в пределах 16 миллионов франков.

Оппоненты контр-адмирала Э. Фурнье возражали, что бронирование такого крейсера было бы неспособно противостоять воздействию снарядов из крупнокалиберных орудий. Это трудность, которую адмирал с готовностью признает, и он предлагает решить ее путем принятия особого стиля тактики.

Он считает, что боя на близкой дистанции следует тщательно избегать – это цель, которую эскадра или отряд кораблей, превосходящий в скорости противника, вполне в состоянии выполнить. Броненосные крейсера должны маневрировать так, чтобы находиться бортом к противнику очень короткий промежуток времени. Атаковать эскадры или отряды противника с носовых или кормовых курсов, активно используя своё превосходство в скорости и манёвренности.

Фурнье утверждает, что то, что он называет «боевым искусством на определённой дистанции», должно быть стилем тактики, который следует принять, и он демонстрирует свои рассуждения на основе известных фактов битвы при Ялу между китайским и японским флотами, с определёнными изменениями и дополнениями. Положение кораблей по отношению к эскадре или отдельному отряду противника должно быть как отношение одного фехтовальщика к другому и, если такая тактика будет принята, корабли того типа, который он требует, смогли бы избежать большого ущерба в конфликте.

Таков, по его мнению, идеальный тип броненосного крейсера.

На карте черным отмечены места дислокации броненосных крейсеров Франции в случае войны с Англией, по мнению контр-адмирала Э. Фурнье.
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account