Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

3

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Как известно, в годы Второй мировой войны немцы достаточно эффективно применили против Великобритании оружие нового поколения — баллистические ракеты V-2 и крылатые ракеты (самолеты-снаряды) V-1.

Основными целями V-1 стали промышленные районы Южной Англии, к которым позднее присоеди­нились крупные города Бельгии. В результате методичного обстрела столицы Великобритании летом 1944 г. в городе было полностью разрушено более 25,5 тысяч домов. Жертвами ракетных ударов стали 21 400 лондонцев.

В то же время успехи английских ПВО в борьбе с V-1 вынудили немецкую сторону использовать для их запусков самолеты-носители (бомбардировщики типа Не-111), способные действовать в обход главной группировки системы противовоздушной обороны Англии, нацеленной преимущественно в юго-восточном направлении, откуда ранее действовали V-1 (с территории Северной Франции). Для решения этой задачи было сформировано специальное авиационное соединение KG-3 (впослед­ствии KG-53) в составе трех авиагрупп (до 100 самолетов Не-111), дислоцирующееся в Голландии. При этом каждый самолет-носитель мог транспортировать одну ракету V-1.

Первые ракетные атаки городов Англии породили заманчивую идею использовать V-1 и на Востоке, где первоочередными объектами должны были стать города Ленинград и Москва, а также важные промышленные районы СССР в районе Среднего и Южного Урала. По мнению руководителя Главного имперского управления безопасности (РСХА) Генриха Гиммлера, для реализации этой задачи запуск V-1 мог одновременно производиться с земли (пусковых установок) и с самолетов-носителей.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

«Бомбардировке должны были подвергнуться, — писал впоследствии в своих мемуарах бывший начальник 6-го управления РСХА, группенфюрер СС Вальтер Шелленберг, — индустриальные комплексы Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районы, расположенные за Уралом».

Активное наступление РККА в 1944 г. сделало планы ударов по уральским индустриальным центрам СССР невозможными. Это в определенной степени снизило вероятность применения V-1 на Восточном фронте, хотя такая угроза для Москвы и Ленинграда оставалась вплоть до капитуляции Германии в мае 1945 г.

В СССР о немецких планах знали (спасибо разведке) и относились вполне серьезно к такой угрозе.  Учитывая возможность нанесения ударов V-1 по территории СССР, Ставка Верховного Главно­командования потребовала от командования артиллерии Красной Армии принять необходимые меры по защите Ленинграда, Москвы и других городов страны от предполагаемых ракетных ударов противника.

15 июля 1944 г. начальник Центрального штаба Войск ПВО генерал-лейтенант Н. Н. Нагорный направил командующему Ленинградской армии ПВО директиву с информацией о подготовке немецкого командования

«к обстрелу города Ленинграда снарядами-планерами (самолетами-снарядами) со стороны Финляндии и Прибалтики… Не исключена также возможность применения буксируемых бомб-планеров, управляемых с самолета по радио».

В директиве приведено описание и характеристика «ракетных снарядов-планеров, приме­ня­емых немцами для обстрела Лондона», а также предложено

«разработать и доложить Военному совету (Ленинградского) фронта специальные мероприятия по отражению налетов ракетных снарядов-планеров и буксирных бомб-планеров… на Ленинград».

19 июля того же года Военный совет при командующем артиллерии Красной Армии утвердил и направил в войска противовоздушной обороны «Предварительные указания по борьбе с само­летами-снарядами», разработанные ранее Центральным штабом Войск ПВО. В этом документе были сформулированы основные принципы организации системы обороны пунктов при отражении ударов V-1, а также давались конкретные рекомендации войскам по использованию имевшихся средств ПВО для уничтожения нового вида оружия врага.

При разработке плана защиты Ленинграда от ракетного нападения командование Ленинградской армии ПВО, в первую очередь, исходило из возможности обстрела города с территории оккупиро­ванной германскими войсками Эстонии и союзной фашистской Германии Финляндии. Так, по сведе­ниям советской разведки, наиболее вероятными районами расположения стартовых площадок V-1 могли выступать окрестности населенных пунктов Раквере, Муставэ (Эстония) и районы Ловиса, Инкеройнен и Лоппенронта (Финляндия).

В этой связи штабом армии был разработан специальный план, для реализации которого выделя­лось необходимое количество зенитной артиллерии, истребительной авиации и других средств противовоздушной обороны. 11 августа 1944 г. план был утвержден командующим Ленинградской армии ПВО генерал-майором артиллерии П. Ф. Рожковым.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Для защиты города на Неве от воздушных ударов самолетов-снарядов в зоне ответственности армии ПВО специально создавались два сектора (юго-западный и северо-западный), которые в свою очередь подразделялись на соответствующие зоны.

Так, основу зоны действия наземного зенитного огня составляли соединения и части средне­калибер­ной (СЗА, 424 орудия) и малокалиберной (МЗА, 288 орудий) зенитной артиллерии. В случае начала налетов самолетов-снарядов общая группировка зенитной артиллерии должна была усиливаться за счет частей и подразделений 77-й дивизии ПВО и противовоздушной обороны Краснознаменного Балтийского флота.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Значительную роль в борьбе с V-1 должны были сыграть аэростаты заграждения (A3), боевые порядки которых размещались вдоль южного берега Финского залива (36 постов), а также в пригородной зоне Ленинграда (200 постов) и на баржах в Финском заливе.

Обнаружение воздушных целей, оповещение войск внешней полосы прикрытия и наведение истребителей наряду с сеткой постов ВНОС должны были осуществлять 24 радиолокационных станции (РЛС) типа «Редут» и «Пегматит», позиции которых располагались в 4 линии (внешняя линия — города Рига — Шяуляй — Вильнюс — Барановичи, тыловая — на уровне боевых порядков зенитной артиллерии полосы).

Бороться с V-1 в воздухе должна была истребительная авиация. С этой целью внешние границы зоны ее действия выносились на дальность 110 км от города. Предполагалось одновременно задействовать до 100 самолетов-истребителей, осуществлявших поиск самолетов-снарядов методом патрулирования в зоне своей ответственности.

Проведенные командованием Ленинградской армии ПВО учения по отражению массированных налетов V-1 (имитировались полетами советских истребителей Як-9) наглядно показали, что до города ни один предполагаемый самолет-снаряд не долетел. Таким образом, Ленинград оказался готовым достойно встретить ожидаемый ракетный удар.

В отличие от организации обороны г. Ленинграда, где запуск самолетов-снарядов предполагался с наземных пусковых установок на заранее выбранных позициях, план обороны г. Москвы предусма­тривал применение противником V-1 исключительно с самолетов-носителей.

По оценке штабов Северного фронта ПВО и особой Московской армии ПВО (ОМА ПВО), на которые была возложена задача по защите столицы от ракетного удара, рубеж пуска V-1 должен был проходить по линии городов Ржев — Вязьма. Это обстоятельство давало возможность разработать общий план борьбы с V-1 и ее транспортными средствами.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Проведенные летом и осенью 1944 г. опытные учения с реально обозначенным противником по отражению массированных ударов V-1 в зоне ответственности Северного фронта ПВО и ОМА ПВО показали, что возможность прорыва самолетов-снарядов к Москве была минимальна.

В апреле 1945 г., когда задача противодействия воздушному противнику была передвинута еще дальше на запад, в 328 иад был разработан новый план боевого использования частей, в котором определялось:

«Задача частей: надежно прикрыть с воздуха столицу Белорусской ССР г. Минск, с входящими в него объектами (железнодорожный узел, Дом правительства, промышлен­ные предприятия), а также железнодорожные участки…, не допускать проникновения самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, самолетов-снарядов и их буксировщиков в границах: с запада Сморгонь — Столбцы, Сморгонь — Долгиново, Долгиново — Борисов, Борисов — Осиповичи — Столбцы».

Таким образом, в Советском Союзе удалось создать надежный заслон от крылатых ракет.

Боевое применение V-1, «бомб-планеров» и «самолетов-бомб» по советским войскам в конце войны

Стремительное наступление Красной Армии на Запад разрушило планы руководства фашистской Германии осуществить ракетный обстрел территории СССР. Но все же в конце войны немецкая сторона сумела использовать на советско-германском фронте новый вид оружия — так называемую «бомбу-планер» (Hs-293), сходную по способу боевого применения и разрушительной силе с V-1.

Так, 22 февраля 1945 г. во время воздушного налета немецкой авиации на переправы через р. Одер у населенного пункта Ауритц с самолетов Не-111 были запущены две бомбы-планеры, подвешенные под фюзеляжем бомбардировщиков. В момент отделения у них включились маршевые двигатели, после чего они перешли в пикирование на цель под углом 60-70°. Одна из бомб угодила в каменный дом, разрушив его до основания.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

В этот же день аналогичной бомбардировке подверглась другая переправа в районе фольварка Одер-Форверк. В результате воздушного удара (5 бомб-планеров) мост получил значительные разрушения. О мощности БП говорит тот факт, что воронка после взрыва имела размеры 17 м в диаметре и 5 м в глубину.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

В дальнейшем были отмечены еще 3 воздушных налета на переправы через Одер (25 февраля, 6 и 13 марта 1945 г.), в ходе которых было запущено 13 БП, причинивших инженерным сооружениям большие разрушения.

Использование на советско-германском фронте нового вида оружия было отмечено в директиве командующего артиллерией Красной Армии главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова, в которой в частности указывалось:

«Немцы начали применять против объектов наших войск и тыла бомбы-планеры Хеншель-293… Учитывая возможность применения бомб-планеров в глубоком тылу… предусмотреть организацию обороны важнейших объектов, обратив особое внимание на обеспечение обороны важнейших железнодорожных мостов на коммуникациях линейных фронтов… Истребительная авиация должна быть использована как основное средство борьбы с самолетами-буксировщиками на подступах к обороняемому объекту. Кроме борьбы с самолетами-буксировщиками на истребительную авиацию возложить задачу уничтожения бомб-планеров, сброшенных с буксировщиков, до перехода бомб в крутое пикирование. Зенитная артиллерия и зенитные пулеметы должны уничтожать самолеты-буксировщики и бомбы-планеры в зонах своего огня…».

К директиве прилагалась справка с кратким описанием немецких радиоуправляемых бомб-планеров. В ней же приведены примеры применения бомб-планеров в августе-сентябре 1944 г. против наземных целей войск союзников в Северной Франции, а также по переправам через р. Одер в полосе 1-го Белорусского фронта 22 и 25 февраля 1945 г.

Учитывая в случае начала военных действий на Дальнем Востоке возможность использования Японией аналогичных самолетов-снарядов, производство которых было налажено еще в 1944 г., указанная директива (в копии) также была направлена и командующим Забайкальской и Дальне­восточной зонами ПВО.

Подтверждение применения немецкой стороной самолетов-снарядов можно обнаружить в Боевом приказе №2 штаба 4 корпуса ПВО от 30 марта 1945 г.:

«Противник ведет оборонительные бои на участке 1-го Белорусского фронта… При налетах на переправы через р. Одер противник применяет самолеты-снаряды «Фау-1», буксируемые самолетами типа Хе-111».

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Еще с одним видом «оружия возмездия» встретились воины ПВО в конце войны. Так, 19 апреля 1945 г. с 20.10 до 20.50 авиация противника произвела налет на переправы и железнодорожный мост через р. Одер у населенного пункта Штейнау. В налете участвовало 4 Ju-88 и 3 Fw-190, причем лишь один Ju-88 действовал самостоятельно как бомбардировщик, а три шли «спаренными» с Fw-190. Встреченные сильным зенитным огнем «спарки» расчленялись, истребители Fw-190 «снимались» с Ju-88 и с разворотом уходили от зоны огня. Ju-88 входили в пикирование, падали и взрывались. Как оказалось, они применялись без экипажей как бомбы, их фюзеляжи были наполнены взрывчатым веществом. На месте падения на берегу обнаружена воронка диаметром 10 м, глубиной 4 м, разбитые части моторов, фюзеляжа и шасси. Зенитчиками сбиты три Ju-88 и один Fw-190. Объекты не пострадали, жертв не было.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Всего в апреле 1945 г. было отмечено 14 случаев сбрасывания «самолетов-бомб» Ju-88 на наши переправы.

Интересны показания пленного немецкого инженера-конструктора. Он рассказывал, что приме­не­ние подобных самолетов, начиненных взрывчаткой, разработано было в их институте для борьбы с массированными налетами английской и американской авиации, когда последняя шла плотными строями. Истребитель Fw-190 подводил такой «самолет-бомбу» к колонне самолетов противника, затем отделялся от него и уходил в сторону. Начиненный взрывчаткой, Ju-88 автоматически направлялся в самую гущу летящих вражеских бомбардировщиков (благодаря акустическому прибору, который реагировал на сильный шум моторов), врезался в плотный строй неприятельских самолетов и при столкновении взрывался.

Применение подобных «спаренных» самолетов по советским переправам и войскам пленный инженер объяснил стремлением произвести моральный эффект, а не поражение, ибо для точного направления в наземную цель «самолет-бомба» приспособлений не имел.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Несмотря на все попытки германского командования обратиться к своему «чудо-оружию», на которое делалась особая ставка, на советские войска это не произвело ни малейшего впечатления. Советские солдаты с иронией относились к подобным попыткам и видели в этих “чудах” не много “оружия”.

Фау-1 (V-1) и другое авиационное “Чудо-оружие” на Восточном фронте. Факты применения и защита.

Дни фашистской Германии были уже сочтены, и никакое чудо не могло повернуть историю вспять.

Serg
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account