Фантастические машины Первой Мировой
Украдкой нашел здесь: http://storyfiles.blogspot.ru/2016/08/blog-post_96.html#more
Сразу хочу немного отмежеваться от автора статьи. Мне не ведомы его познания в области техники, да и сам я зело не копенгаген в движках и заклепках, поэтому если написана полная чушь, не взыщите. Сочинения В. Шпаковского давно и прочно укоренились в черных списках книг всех форумов любителей военного дела допороховой эпохи, будь то Х-легио или Тоже Форум и ненапрасно! Лично у меня при чтении его опусов встает дыбом шерсть на загривке, и я никак не могу решить для себя, наркоман этот человек или шизофреник. Однако справедливости ради надо сказать, что читать даже такие опусы таки полезно – надо только понимать, в какой части Шпаковский переписывает забугорного англоязычного автора, и счищать его собственную "блестящую" аналитику как гниль с картофельного клубня. Ибо сей светоч самому простому и прозаическому объяснению чего бы то либо противопоставляет исполненное глубокого сакрального смысла. В немалой степени этому способствует простейшая безграмотность данного товарисча.
Наткнувшись на эту статью, я, сочтя ее любопытной благодаря весьма необычным, хотя наверное и бестолковым идеям, решил, что на АИ ей самое место! Альтернативность концепций, заложенных в эти машины, просто зашкаливает: чистый экспрессионизм, они сочнее, нежели какая-нить усовершенствованная башня или пушка. И хотя в отличие от них у этих монстров нет шанса на выживание, для создания некоторого антуража, сеттинга альтернативного мира или еще чего-нибудь, я думаю, с ними полезно будет ознакомиться. Плюс сами по себе идеи, терзавшие умы тогдашних инженеров и конструкторов, любопытны сами по себе. Возможно, они будут как-то использованы при построении данных альтернатив.
Фантастические машины Первой мировой
О том, что первые английские танки ради сохранения секретности решили назвать «бак», сегодня знают очень многие. Куда большей завесой тайны покрыты проекты танков, придуманные ещё до того, как «Маленький Вилли» и «Большой Вилли» вышли на испытания. Вот об этих совершенно секретных когда-то проектах мы вам сегодня и расскажем…
Машина Буаро
Хотя первые танки пошли в бой в 1916 году, идея использовать на поле боя машины родилась сразу же, как только подходы к окопам противника опутали многочисленные ряды колючей проволоки. Конечно, порвали бы ее и снаряды, выпущенные из орудий, вот только нужно было их для этого очень много.
И тогда французский инженер Луи Буаро в декабре 1914 года предложил для этого необычную машину, с полным правом претендующую на звание самого первого опытного танка Первой мировой войны. Достаточно взглянуть на ее фотографию, чтобы понять, что месье Буаро отличался богатой фантазией.
Это была восьмиметровая рама из шести опорных плит, соединенных между собой шарнирами. Внутри нее находилась пирамидальная конструкция с мотором мощностью 80 лошадиных сил и местами для двух членов экипажа.
Благодаря колесам она медленно перекатывалась внутри этой рамы, а ее плиты давили проволочные заграждения. Вот только скорость ее было всего лишь три километра в час… Кроме того, ею было практически невозможно управлять. Ну и, конечно, велики были размеры, из-за которых она представляла собой хорошую цель для артиллерии, вот почему от нее и отказались сразу же после испытаний, проведенных в феврале 1915 года.
Вторая модель выглядела компактнее, имела бронированный корпус, пулемет, и могла перебираться через окопы в шесть футов (около двух метров) шириной. Однако скорость ее оказалась даже ниже, чем у первой, – всего лишь один километр в час, а радиус поворота – 100 метров, что было совершенно неприемлемо.
Танк «Бретон-Прето»
Узнав о провале испытаний машин Буаро, другой француз, инженер Жюль Луи Бретон предложил резать проволоку механическим резаком в виде вертикальной пилы с механическим приводом.
Устройство было названо «Бретон-Прето» (по имени автора и фирмы-изготовителя), и смонтировали его на пятитонном колесном тракторе, который был забронирован и оснащен пулеметом в башне. Во время испытаний этот трактор застрял в окопе, откуда его едва извлекли.
Танк Обрио и Габэ
Еще два французских инженера, Обрио и Габэ, в том же 1915 году на базе сельскохозяйственного трактора «Фильтц» построили странную боевую машину, имевшую вид бронебашни с мотором спереди и двумя ведущими колесами большого диаметра.
Вооружение башни состояло из 37-миллиметрового скорострельного орудия, а экипаж – из двух человек: водителя и командира, выполнявшего и функцию стрелка.
Самым необычным в машине была двигательная установка, состоявшая из электромотора, получавшего питание по кабелю! Да-да, внутри не было ни аккумуляторов, ни генератора тока – при движении установка тянула за собой кабель, сматывавшийся со специального барабана.
Понятно, что боевая машина, волочившая за собой такой «хвост», для нужд армии была совершенно непригодна. Почему этого не понимали сами изобретатели – непонятно!
Танк Фрота
В марте 1915 года инженер П. Фрот из компании «Северный канал» предложил построить симметричную колесную боевую машину весом 10 тонн с двумя постами управления, чтобы она могла двигаться на поле боя вперед-назад, не разворачиваясь. Двигатель мощностью всего 20 лошадиных сил помещался в центре корпуса.
Экипаж должен был состоять из девяти человек, включая четверых стрелков из пулеметов и троих помощников. Скорость машины составляла 3-5 километров в час, но вот по пересеченной местности она фактически передвигаться не могла.
«Сухопутный крейсер» Хеттерингтона
В Англии первый проект «сухопутного крейсера» представил капитан Королевской военно-морской авиационной службы Томас Хеттерингтон. Толщина его брони составляла 80 миллиметров. В каждой из трех башен располагалось по два 102-миллиметровых орудия.
А вот колес имелось всего три: два спереди, диаметром 12 метров – ведущие и одно заднее — рулевое. Два дизельных двигателя должны были обеспечить «крейсеру» скорость движения до 12 километров в час.
Когда проект рассмотрели, выяснилось, что масса машины может достигнуть 1000 тонн, а кроме того, при высоте 14, длине 30 и ширине 24 метра это будет прекрасная мишень для германской артиллерии. Поэтому англичане построили уменьшенный макет из… дерева, и все работы над «крейсером» Хеттерингтона решили прекратить, что и сделали в июне 1915 года.
«Полевой монитор» и «Траншейный разрушитель»
В России, как известно, был построен Царь-танк капитана Лебеденко, который производил впечатление своими колесами девятиметровой высоты, но зато американцы разработали проект «150-тонного полевого монитора» на колесах диаметром шесть метров, и к тому же с двумя (!) паровыми двигателями.
Царь-танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год
По замыслу конструкторов, на нем должны были стоять сразу два 152-миллиметровых морских орудия, которые обычно устанавливались на крейсера! Вспомогательным вооружением служила целая батарея из 10 пулеметов Кольта образца 1885 года. Четыре из них в спаренных установках располагались в двух башнях, а остальные шесть должны были стрелять через амбразуры в корпусе.
Впрочем, 150 тонн американцам показалось мало, и они разработали проект под названием «Траншейный разрушитель» весом уже 200 тонн, то есть даже более солидный, чем германский сверхтяжелый танк «Колоссаль»! Предполагалось, что это будет бронированный «вагон» на ходовой части трактора «Холт», но более длинной.
Вооружение должно было состоять из шести 75-миллиметровых французских пушек образца 1897 года, огнемета, еще 20 пулеметов Браунинга с круговым обстрелом; экипаж – 30 человек. Понятно, что выпускать его не стали, как бы он ни радовал глаз!
«Танк-скелет» и другие
Зато в США построили девятитонный «танк-скелет», имевший гусеничные обводы большого размера, соединенные при помощи труб. Между ними находилась небольшая бронированная кабина кубической формы с башней для 37-миллиметрового орудия.
Конструкторы посчитали, что вражеские снаряды будут пролетать между трубчатыми опорами, а в корпус и башню не попадут, зато из-за больших размеров проходимость его будет такой же, как у английских «ромбических» танков.
Затем они построили трехколесный танк с паровым двигателем, и, что самое удивительное, почти точно такую же машину, похожую на трехколесный велосипед, сделали немцы. Но танк так и остался гусеничной машиной. Колеса, пусть даже и большие, ему не подошли!
Танки Макфая
Не были приняты и проекты Роберта Френсиса Макфая – талантливого канадского инженера, обладавшего, однако, сварливым и неуживчивым характером. Уже на первом его проекте стоял гребной винт, то есть машина задумывалась как амфибия! Есть винт и на другом его проекте, причем предполагалось его поднимать и опускать, чтобы предохранить от поломок при ударах о землю. Интересно, что главной особенностью двух последних его машин было шасси на трех гусеницах.
При этом передняя гусеница должна была играть роль рулевого устройства, то есть поворачиваться в разные стороны, а также изменять положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Конструктор предусмотрел специальный резак для колючей проволоки и откидывающийся кверху «нос» из броневых листов для защиты рулевой гусеницы и ее ведущего колеса.
Другой его проект представлял собой танк уже на четырех гусеницах, однако две передние были расположены друг за другом. Передняя гусеница имела наклон в 35 градусов и должна была облегчить преодоление вертикальных препятствий, а все остальные давали невысокое давление тяжелой машины на грунт.
Вооружение на ней могло устанавливаться как в корпусе, так и в выступах по сторонам от него. Но данный проект показался слишком уж изощренным, так что в итоге от него также отказались. А вообще-то интересная бы могла получиться машина, во всяком случае, наверно, не хуже, чем серийный английский танк Mk. I, да и все остальные танки этой серии.
Вот, оказывается, как много всего было придумано конструкторами уже в самом начале Первой мировой войны, но эти и еще многие другие предложения остались только на бумаге, хотя бредовыми были далеко не все!
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ