F-111 — один самолет, чтобы всех заменить
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Идея одним универсальным самолётом сразу заменить тактический и стратегический бомбардировщики, флотский и наземный перехватчики, а также штурмовик вертикального взлёта на первый взгляд смотрится безумно. Да и на второй тоже. Но это абсолютно реальная история. Как американцы создавали универсальный F-111 — в материале Юрия Кужелева.
Содержание:
И пришёл молодой технократ
Пятидесятые годы двадцатого века были поистине золотым временем для ВВС США. Основные «доставщики» атомной бомбы — авиаторы — стали, по сути, главным американским родом войск. Доходило до того, что высказывались такие идеи: армия и флот более не нужны и их можно расформировать. Разумеется, ВВС в то время не испытывали недостатка в финансировании множества специализированных и дорогих программ. Но счастье длилось не вечно. Уже к концу десятилетия из-за ряда неудач авиаторы потеряли часть поддержки, а в высших кругах возникла мысль, что настало время реформ и борьбы за эффективность.
Но по-настоящему история стала интересной в 1961 году, с приходом на пост министра обороны США Роберта Макнамары. По сей день это, наверное, самая спорная личность, среди занимавших этот пост.
Кто-то называет его спасителем американских вооружённых сил, кто-то клеймит его чуть ли не предателем и коммунистом.
Людей вроде Макнамары сейчас принято называть «молодыми технократами»: на момент вступления в должность ему было всего 45 лет и он уже прославился как эффективный кризисный менеджер, сумевший вытащить автостроительного гиганта «Форд» из пропасти.
Президент Кеннеди, предложивший Макнамаре должность министра обороны, ожидал, что он проделает подобное и с американскими вооружёнными силами — превратит их в эффективную структуру, не тратящую огромные деньги в никуда.
У Макнамары было своё видение путей развития военной техники. Он считал, что будущее — за максимальной унификацией. Единые программы хоть и дороже, чем специализированные, но позволяют сэкономить огромные деньги в будущем в ходе эксплуатации. И Роберт сразу же деятельно начал воплощать свои планы в жизнь. Первым результатом этого подхода стало принятие на вооружение ВВС США флотского истребителя F-4 Phantom II.
У авиаторов в то время было достаточно плохо с современными истребителями: программа F-107 окончилась неудачей и на время основным самолётом стал F-105 (пока не был бы создан новый). Но вместо финансирования очередных проектов министр обороны продавил сначала решение об испытании F-4 в ВВС, а потом и сам самолёт — на вооружение авиации.
Всё в одном
Но останавливаться на этом Макнамара не собирался. Как раз в это время и у ВВС, и у флота существовали две, на первый взгляд, совершенно разные программы. Моряки финансировали работы по созданию палубного перехватчика. Изначально они хотели дозвуковую машину, созданную по принципу «больше ракет и помощнее радар, а скорость не очень важна». В 1960 году победителем программы с полуофициальным названием Missileer признали проект от Douglas. Но к тому времени уже стало ясно, что дозвуковой самолёт слишком уязвим для современных истребителей, и на флоте задумались о создании сверхзвукового перехватчика.
В это же время в ВВС США в связи с развитием советской ПВО озадачились созданием сверхзвукового маловысотного тактического бомбардировщика. Он должен был заменить на службе уже достаточно старенькие В-47 (предыдущая программа по его замене — ХВ-68 провалилась как раз из-за высокой уязвимости к современному ПВО). В 1960 году стартовала программа SOR-183, предполагавшая создание тактического сверхзвукового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности и максимальной дальностью без подвесных топливных баков в 6000 километров.
Казалось бы, между двумя этими программами — почти ничего общего. Но команда Макнамары так не считала — ведь и те и другие хотят сверхзвуковой самолёт с крылом изменяемой стреловидности и примерно схожими требованиями по дальности.
Почти полное совпадение «хотелок»! А значит, их надо объединить в одну.
Уже летом 1961 года Минобороны сообщило о прекращении финансирования отдельных программ и старте единой TFX (Tactical Fighter Experimental). До конца года ВВС и флот должны были выдать общие требования к самолёту, осенью 1962 года был бы выбран самолёт-победитель, а уже в 1963 году должен был произойти первый полёт.
Объединить в одну программу тактический бомбардировщик и перехватчик было совсем не просто. ВВС делали ставку на скорость — им был нужен самолёт с расположением пилотов друг за другом, адаптированный для полётов на малой высоте. Флоту же нужен был перехватчик со значительным временем полёта на большой высоте, достаточно компактный и с расположением экипажа «рука-об-руку». До осени продолжались непрерывные споры, и самостоятельно консенсуса достичь не удалось. В итоге в дело снова вмешалась команда министра обороны, которая просто отдала работу над требованиями к TFX в ВВС. Единственной «подачкой» флоту стало расположение экипажа, во всём остальном проект был заточен под желания авиаторов.
Несмотря на сложность задачи, TFX вызвала серьёзный интерес у большинства американских авиастроительных фирм, ведь победитель получил бы огромный заказ и от ВВС, и флота. Среди всех участников в лидеры быстро вырвался проект от Boeing как наиболее отвечавший требованиям ВВС (и достаточно плохо подходивший для флота). На втором месте оказалось предложение от General Dynamics, значительно более дорогое и сложное, но при этом всё же более универсальное.
Забавно, что проекты, имевшие флотскую направленность, выбыли из программы самыми первыми. В апреле 1962 года вариант Boeing признали победителем. Но в дело включились лоббисты от флота, объединившие силы с лоббистами от General Dynamics (которые в то время имели хорошие позиции при конгрессе). Их старания не остались втуне, и осенью Макнамара объявил, что строить будут самолёт от General Dynamics. Решение объяснялось большей универсальностью их варианта и спорностью некоторых технических решений Boeing.
В General Dynamics активно принялись дорабатывать проект. Если с версией F-111A для ВВС всё было относительно нормально, то с флотским F-111В возникли серьёзные проблемы. У фирмы просто не было опыта по созданию палубных машин, поэтому к делу пришлось привлечь специалистов из Grumman, которые, по сути, и сделали из имеющегося проекта более-менее адекватный палубный самолёт.
Дальше только больше
В итоге F-111А взлетел зимой 1964 года, а F-111В осенью 1965 года. Но если версия ВВС прошла испытания без особых проблем, то флотский перехватчик «забуксовал». Оказалось, что для палубного самолёта F-111В недостаточно мощный и при этом слишком большой. Сказывалось и то, что этот самолёт совершенно не отвечал требованиям флота, предъявленным к перехватчику.
Но все эти проблемы не помешали министру обороны объявить, что идея, заложенная в TFX, доказала свою успешность, — и начать искать для самолёта новые роли.
В 1965 году объявили, что доработанная версия F-111 заменит в стратегической авиации В-58. Для этого версия А получила крыло от флотского В, увеличенные баки и новое шасси под больший вес самолёта и новое наименование — FВ-111А.
Более того, Макнамара считал, что F-111 должен стать единым стратегическим бомбардировщиком, а потому приложил все усилия, чтобы свернуть программу AMSA (будущего В-1) в пользу своего любимчика. Окончательно сделать это не вышло, но программа затянулась в том числе из-за минимального финансирования, выделяемого Макнамарой.
В 1965 году ВВС США закончили основной этап испытаний перспективного перехватчика YF-12 и согласовали заказ на 93 машины.
Вот только Макнамара считал, что такой самолёт Америке не нужен, а нужно — кто бы мог подумать — закупить ещё F-111.
По новому плану, сразу после того, как F-111В доведут до ума и начнётся его серийное производство, должны были стартовать разработки его наземной версии, которая и стала бы перехватчиком для ВВС. При этом требования авиаторов настолько сильно отличались от требований моряков, что, по сути, наземный перехватчик создавался бы с нуля. Вот только работы по флотскому самолёту заканчиваться не спешили.
В 1967 году Макнамаре в голову пришла ещё одна идея о том, куда можно пристроить F-111.
В то время США и ФРГ совместно начали работы над сверхзвуковым ударным самолётом вертикального взлёта и посадки. Он должен был занять место основного самолёта непосредственной поддержки войск всего блока НАТО и носителя тактического ядерного оружия в Европе. И конечно же, по мнению Макнамары, и тут нашлось бы место для F-111. Благо General Dynamics оперативно разработали несколько вариантов F-111 вертикального взлёта. И лишь активное противодействие этой идее со стороны немцев позволило её достаточно быстро свернуть.
В 1968 году по множеству причин (хотя основной был не самый удачный старт войны во Вьетнаме) Макнамара покинул пост министра обороны. И почти сразу же бо́льшая часть программ, связанных с F-111, полетела в мусорное ведро. В том же 1968 году флот закрыл работы по F-111В, а значит, и все планы по созданию версии перехватчика для ВВС обратились в прах. В 1969 году свернули идею разработки на основе F-111 полноценного стратегического бомбардировщика в пику AMSA. В итоге на вооружении остался лишь базовый тактический бомбардировщик.
Во многом история F-111 напоминает современную историю F-35. Хотя вроде бы у последнего пока всё же получается чуть лучше. Но кто знает, вполне вероятно, что в один момент, когда основные сторонники программы будут оттеснены от рычагов управления, она может так же резко пасть, как это случилось с F-111.
Статья про проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer:
Проект палубного истребителя-перехватчика Douglas F6D Missileer. США
источник: https://warhead.su/2020/08/05/f111-odin-samolyot-chtoby-vseh-zamenit