0

 

Данный материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а.

Печально знаменитый F-104G нельзя не назвать знаковой для немецких ВВС машиной. Показавший миру, что Германия вновь способна строить современные самолёты, он в тоже время оставил свой след как "алюминиевый гроб". Но мало известно, что 104 послужил своеобразной партой не только немецким пилотам, но и немецким авиаконструкторам. С использованием узлов этого самолёта в ФРГ было спроектировано немало крайне интересных машин. О них мы и поговорим ниже.

Нам бы дальности, и было бы счастье

Уже в 1960 году немецкие ВВС считали дальность F-104 совершенно недостаточной — с минимальной боевой нагрузкой достигались лишь 1740 километров, а даже этого было мало для военных. Требовалась возможность наносить удары и проводить разведку в глубоком советскому тылу — Польше, а может и в западных республиках СССР, без привлечения авиации союзников. Потому множество работ было направленно именно на увеличение дальности.

Первоначально, в 1962 немецкие конструкторы выдвинули идею по созданию специальных дополнительных баков. Они не должны были размещаться на узлах подвески, занимая полезное место под вооружение, а буксировались вслед за самолётом как планеры. На один самолёт предполагалось по 2 таких бака, увеличивающих дальность полёта до 2100 километров. Такую систему могли бы использовать простые серийные самолёты, с минимальной переделкой, привлекательна была и цена. Но решить проблемы со взлётом такой конструкции инженеры так и не смогли.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.


Размещение дополнительных буксируемых топливных баков-планеров.

Следующий подход немцы сделали в 1964 году в рамках работы над разведывательной высотной версией F-104G HA (High Altitude). Самолёт был разработан в Entwicklungsring Süd GmbH, основным отличием стало резкое увеличение крыла и размещение на нём двух прямоточных двигателей разработанных в Bölkow. В итоге эти и иные изменения позволили бы на короткое время, за которое самолёт мог преодолеть дистанцию в 40 километров, забираться на высоту до 32 километров. К сожалению вопрос дальности это решило недостаточно — по расчётам она увеличивалась всего до 1900 километров с заходом на максимальную высоту и 2050 в обычном полёте. Потому военные отказались от дальнейшего развития F-104G HA.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G HA.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G HA. Современная реконструкция чертежа от Jens Baganz.

Конечно же немцев это не остановило. В 1963 году было принято решение о закупке противолодочных Breguet Atlantic, для них было решено создать истребитель сопровождения. В этот раз немецкие инженеры решили искать вдохновение в своём прошлом и вытащили из нафталина идею Zwilling"a. И правда, соединить 2 F-104G — и на выходе получается отличный тяжёлый истребитель F-104G TR (в литературе иногда называемый так же F-104G Z). Во втором фюзеляже разместился улучшенный радар и оператор вооружения, стандартные ракеты Sidewinder были заменены на более подходящие самолёту Sparrow, а ненужные пушки Вулкан были демонтированы. Несмотря на серьёзное увеличение дальности до 2700 километров, этого всё равно было мало для полноценного сопровождения Breguet Atlantic на патрулировании. Попытки протолкнуть этот проект как учебный так же провалились, из-за серьёзных вопросов к прочности и стабильности конструкции на трансзвуковых скоростях.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G TR. Чертёж.

На этом изыскания по увеличению дальности прекратились, ибо ВВС сделало ставку на переговоры о закупке McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

А чем мы хуже?

Ещё в конце 50ых годов в профильной прессе были достаточно известны работы Lockheed над созданием СВВП версии F-104. Не собирались отставать от американцев и немцы, и кроме известной программы ZELL (Zero Lenght Launch) они работали и над более глубокими вариантами модернизации. Одним из вариантов была разработка дополнительных подвесных или встроенных в конструкцию самолёт гондол с подъёмными двигателями, превращающими F-104G в СУВП. В 1965 году было проработано несколько вариантов как с разными двигателями (Rolls Royce RB-162-34 или RB-189) так и с различными вариантами размещения гондол на крыле. После недолгого рассмотрения этих вариантов было решено, что выгоды перед программой ZELL нет, потому дальнейшая разработка была отменена.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G СУВП.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G с гондолами под Rolls Royce RB-162-34.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
Конструкция гондолы под Rolls Royce RB-162-34.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
F-104G с гондолами под Rolls Royce RB-189.

Старая лошадка ещё послужит

В 1974 году фирма Messerschmitt-Bölkow-Blohm выдвинула предложение о глубокой модернизации F-104G по программе CCV (Control Configured Vehicle) — создание статически неустойчивых самолетов с электродистанционной системой управления. Предполагалось серьёзная модернизация самолёта в плане аэродинамики и электронного оборудования, что довело бы его почти до уровня F-4F "Peace Rhine". В 1976 году был построен самолёт-прототип для отработки основных решений, но в 1978 программа была закрыта по причине экономии средств. Тем неменее получение результаты и наработки были использованы в программах модернизации Tornado и создании Eurofighter Typhoon.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
Предполагаемый финальный вид F-104G CCV.

F-104 и тевтонский сумрачный гений.
Испытательный стенд по программе CCV.

Источники:

http://www.bredow-web.de
Hans-Jürgen Becker — Starfighter F-104 jetzt kaufen.
Fliegerkalender 2011
Flugzeug Classic 5/2006
http://www.rolfferch.de

источник: http://youroker.livejournal.com/27268.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account