16

Евгений Васин. «Дельфинарий» Никиты Хрущева

Статья Евгения Васина с сайта WARSPOT от 09 сентября 2014 года.

Военная история полна случаев, когда принципиально новые образцы военной техники, намного опережавшие свое время, создавались на «один раз», для решения какой-то конкретной проблемы, не менее известны факты разработок, открытых по прихоти руководителей государств, либо других влиятельных людей, далеких от военной стратегии. Такие проекты нередко влетали заказчикам «в копеечку». Об одном из таких проектов пойдет речь в статье.

Идея создания футуристичного ныряющего катера принадлежала Н.С. Хрущеву. Партийный руководитель внес это предложение, находясь под впечатлением после смотра испытаний быстроходных катеров. Он предположил, что высокие показатели скрытности и маневренности очень важны в условиях атомной войны, и в новых военных разработках необходимо стремиться к экспериментальным решениям – например, взять и погрузить флот под воду.

Естественно, сформированное невзначай «задание» было воспринято более чем серьезно, как прямое руководство к действию. Поэтому начальник специализирующегося на проектировании катеров ЦКБ-5 Е.И. Юхнин решил начать общее «погружение» с соответствующей модернизации быстроходного катера. Проект получил кодовое обозначение 1231 «Дельфин» и полностью назывался «Разработка малого погружающегося ракетного корабля».

Эскиз экспериментального ныряющего ракетоносца. Проект 1231 «Дельфин» (http://alternathistory.org)

Эскиз экспериментального ныряющего ракетоносца. Проект 1231 «Дельфин» (http://alternathistory.org)

Конструкторы должны были решить сложнейшую задачу: в небольшой конструкции катера необходимо было совместить противоречивые требования, предъявляемые к надводным кораблям и подводным лодкам. В спектр боевых назначений разрабатываемой техники входили: внезапная ракетная атака боевых кораблей на подходе к портам, оборона побережий, отражение высадки десанта, нарушение морских коммуникаций противника и ведение разведки. Как такой широкий функционал можно уместить в одной маленькой лодке?

Предполагалось, что ракетоносцы будут действовать группой. Какое-то время они должны были находиться в погружении до сближения на необходимое расстояние с целью. Затем катера должны были всплыть, нанести ракетный удар и снова погрузиться, либо уйти от противника на максимальной скорости в надводном положении. Большая скорость хода и нахождение ракетоносцев под водой должны было минимизировать возможность огневого поражения судов.

Вооружить экспериментальный катер решили крылатыми ракетами П-25 с дальностью стрельбы 40 км. Ракетные установки монтировались вне корпуса катера, но была обеспечена достаточная для погружения под воду герметичность модулей. Управление катером осуществлялось дистанционно из центрального корабельного поста. Средств обороны корабля, в том числе противовоздушных, предусмотрено не было, т.к. ставка делалась на скоростной уход из-под ответного удара.

В качестве основной навигационной системы была выбрана радиостанция «Рангоут 1231» и гидроакустическая установка «Хариус». С помощью этих локаторов ракетоносец мог «видеть» в надводном положении до 28 км вокруг, а в подводном – до 120 км, что было достаточно высокими для того времени показателями.

Конструкция ракетоносца была довольно проста – корпус его состоял из двух основных отсеков. В первом, носовом, располагался центральный пост управления, вся электроэнергетика, а также радист и акустик. Во втором отсеке размещалось все необходимое оборудование – ждизельные двигатели, генераторы, насосы и т.д. В специальной надстройке находились жилые помещения, камбуз и склад припасов. Высокая автоматизация систем позволяла осуществлять управление катером из центрального поста и исключала необходимость непосредственного нахождения личного состава в моторном отделении.

Чтобы удовлетворить требованиям, предъявляемым к скорости и маневренности, было решено использовать в конструкции катера подводные крылья. Проведя анализ разных вариантов исполнения этой задумки, разработчики проекта остановили свой выбор на использовании одного носового крыла. Это позволяло увеличить управляемость катера при небольшой потере скорости. Кстати, дизельный двигатель М-507, который использовался в техническом проекте, помимо основной функции осуществлял всплытие ракетоносца пуском выхлопа на продувание системы балласта.

Корпус предполагали изготавливать из алюминиевого сплава АМг61, а крылья из титана. Как и требовал Хрущев, обшивка катера была достаточно прочной, чтобы ракетоносец мог находиться на расстоянии 2 км от эпицентра ядерного взрыва и не получить при этом серьезных повреждений.

Непосредственное проектирование катера началось в январе 1959 года, но дело так и не дошло до создания опытного образца. Уход Хрущева с поста генерального секретаря ознаменовал конец работ, так как далеко не все партийные руководители были согласны с обоснованностью данного проекта.

Несмотря на внеплановое закрытие, этот эксперимент подарил кораблестроителям бесценный опыт в виде множества новых технических решений. Среди них можно выделить особое комбинирование обводов корпуса для повышения стабилизации судна в подводном положении и увеличения скоростных характеристик после всплытия. В наше время идея ныряющего катера была воплощена в жизнь. В частности известны подобные модели ракетоносцев, используемых в КНДР, Иране, Франции и США.

источник: https://warspot.ru/1476-delfinariy-nikity-hruscheva

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account