Когда то давно я пытался сделать базу данных по корабельному составу. Цель была в получении всякого рода статистики. Как то численность флотов, суммарное водоизмещение, вес бортового или минутного залпа на любую дату. Например каков был состав флота США на 26 октября 1962 года? Делаешь запрос и вот тебе таблица. Базу я естественно не доделал, это слишком большая работа, но в процессе появилось несколько интересных наблюдений. Давайте сегодня дадим ход одному из них.
И хотя наблюдение это посвящено миноносным силам ВМС Великобритании во Второй мировой войне, тема имеет прямое отношение и к истории нашей страны. Ибо привлекла в свое время мое внимание она именно тем, что с неожиданной (по крайней мере для меня) стороны позволила взглянуть на популярный тогда вопрос — могла ли Англия выиграть/выстоять без вступления в войну СССР. Мнения на этот счет были прямо противоположенными. Одни говорили, что Англия смогла преодолеть все кризисы самостоятельно и, победив в Битве за Британию, окончательно обезопасила себя от поражения в войне в целом. Другие утверждали, что Англия была не просто обречена, но ее падение было делом самого ближайшего будущего. Иногда оба мнения высказывались и обосновывались одним и тем же персонажем (В.Суворов).
Ниже идет табличка, где отражена судьба английских эсминцев предвоенной постройки. Красным цветом отмечены корабли, которые были потеряны в период с 1 сентября 1939 по 22 июня 1941 года. Желтым отмечены те, которые были потеряны после 22 июня и до конца войны. Зеленым — пережившие войну.
Когда я заносил в базу эти данные меня поразил процент потерь, понесенных миноносными флотилиями уже к моменту нападения Германии на СССР. А именно 37 из 104 построенных в межвоенный период кораблей класса эскадренный миноносец были к этому моменту уже потеряны. А это более трети. На всякий случай я добавил так же 16 эсминцев, законченных постройкой после начала войны до нападения Германии на СССР.
Для людей, которые не вдаются в историю войны на море в деталях, эта цифра мало о чем говорит. Ну да, война. Ну да, потери. Треть это много или мало? Видимо раз я начал свой пост с того, что цифра меня удивила это много. Да, это не просто много, а очень много. Чтобы понять насколько необходимо провести сравнение. Давайте возьмем флот страны не выигравшей, а проигравшей мировую войну. И не за какой то отрезок, а за все время боевых действий. Это будет страна, чьи миноносные силы так же приняли на себя основную тяжесть борьбы. Причем, в отличии от "Ройал Нэви", борьбы с превосходящим противником. Речь идет о флоте кайзеровской Германии. Давайте возьмем две последние серии германских эсминцев, построенных до Первой мировой войны и посмотрим сколько из них дожило до её окончания.
Итак в состав "Хохзеефлотте" накануне войны вошли 59 эсминцев, относящихся к типу S138 и 24 корабля типа V1. И того 83 штуки. Из них в ходе войны погибло 11 типа V1 и 9 типа S138. То есть 20 единиц из 83 или 24%! За четыре года интенсивнейших боев с сильнейшим в мире английским флотом и таким опасным противником как русский флот.
Теперь вы понимаете причину моего удивления? Проигравший войну германский флот потерял 24% своих новейших к ее началу эсминцев. А выигравший английский за первые менее, чем два года 36%! К концу же войны потери довоенных классов и вовсе составили 65 единиц или 62,5%!
Думаю необходимо сказать два слова о том, каково было место эскадренных миноносцев в войне на море. И можно ли делать какие то выводы по потерям этого класса кораблей? До Первой мировой миноносцы и эскадренные миноносцы считались в общем сугубо вспомогательным классом. Сначала они рассматривались как недорогой способ обеспечить оборону прибрежных акваторий от крупных артиллерийских кораблей. Или по крайней мере создать им угрозу, чтобы затруднить и сковать их действия. По мере роста водоизмещения и скорости хода появилась задача нанесения торпедного удара по главным силам неприятеля в ходе генерального сражения флотов.
Великая война перевернула взгляд на эскадренные миноносцы. Это стал самый востребованный и "воюющий" класс кораблей. Во-первых, они были достаточно многочисленными и относительно недорогими. Это позволяло терпимо относиться к потерям. Как с точки зрения материального ущерба, так и с психологической. Потери линейных кораблей и крейсеров воспринимались как серьезное поражение. Потери эсминцев как рутина.
Во-вторых, эсминцы оказались кораблями на редкость универсальными. Кроме торпедных атак крупных кораблей, своего изначального предназначения, они оказались способны осуществлять минные постановки, эскортировать транспорты и проводить набеговые операции. Поскольку эсминцы стали наиболее активным классом кораблей, нужно было с ними как то бороться. А кто мог делать это лучше, чем сами эсминцы? Ну и конечно новая угроза из под воды. Эскадренные миноносцы оказались наилучшим средством борьбы и с этим злом. Крупные артиллерийские корабли не могли выйти из базы, не будучи эскортируемы и защищаемы эсминцами.
Вот и получается, что большие артиллерийские корабли становились все больше вещью декоративной. А почти всю тяжесть войны на море взвалили на свои плечи эсминцы. Такая тенденция ко Второй мировой только усилилась. Конечно появилась авиация и авианосцы. Но эти последние играли решающую роль в войне на Тихом океане. В европейских водах, Средиземном море и Северной Атлантике, то есть акваториях где разыгрались основные битвы первых лет войны, роль авианосцев была гораздо скромнее. Да и сами они не могли вести операции без прикрытия тех же эсминцев.
Подытоживая сказанное, потери кораблей класса эскадренный миноносец как раз и будут наиболее объективным индикатором хода борьбы на море.
Естественно в мои планы не входит педалировать какую то точку зрения. Просто хотелось поделиться удивившим меня наблюдением. Приведенные мной цифры не следует воспринимать как справочные. Здесь представлены не все миноносные силы Англии, а только наиболее современные к началу войны корабли межвоенной постройки. И только эсминцы "I класса". И лишь состоявшие в английском флоте, без учета доминионов. И так далее. Тем не менее представленная выборка является вполне репрезентативной и дает адекватное представление о ситуации, в которой оказался английский флот. По крайней мере мне, например, стала понятна до этого не находившая объяснения сделка по обмену английских баз на 50 сомнительной боевой ценности американских устаревших эсминцев — "флэшдекеров", заключенная в сентябре 1940 года. Надеюсь что и вам это наблюдение поможет лучше представлять себе ситуацию, сложившуюся в войне к моменту вступления в нее СССР.
Originally posted by oldadmiral at 127. Эсминцы Британии