Эсминец пр.56, который так и не стал «первым»

17

Рассматривая ранее послевоенный период развития отечественного флота, мы вспомнили эсминец проекта 41 «Неустрашимый», которому по разным причинам не удалось пойти в серию. Иногда к таким причинам относят недостаточно высокую скорость, иногда слишком большое водоизмещение корабля (полное — 3830 т). Но иногда основной причиной называют внутреннее соперничество (даже противостояние) в руководстве ВМС и промышленности, а кое-где и конструкторские «интриги». Но как бы то ни было — эсминец пр.41 в итоге был заменен на эсминец пр.56, и о нем сейчас и пойдет речь.

Здесь не будем выяснять истинную причину появления пр.56, но отметим, что его создание было инициировано «промышленностью», а не заказчиком (флотом), что уже само по себе интересно. Мы ранее уже отмечали склонность представителей советской промышленности стоить корабли и создавать оружие не то, которое необходимо флоту, а то, которое промышленность могла создавать без особых затруднений. Вообще, проектирование нового эсминца с лета 1951 года шло как создание «модернизированного проекта 41», интересно, что «модернизировать» проект 41 приступили до того как сам ЭМ проекта 41 вошел в строй (он был спущен на воду только в январе 1951 года). Получается, что работы по проекту 56 были запущены тогда, когда ЭМ пр.41 находился в постройке и оценивать его достоинства и недостатки, чтобы потом «модернизировать», было рано.

Эскадренный миноносец проекта 56

Эскадренный миноносец проекта 56

В основе этого рокового для «Неустрашимого» решения было постановление Совета Министров СССР № 1867-891 (от 2.06.1951 г.) об «…изменении тактико-технических элементов техпроекта 41…». Основанием для такого решения считается то факт, что И.В.Сталину не «понравилось» большое водоизмещение пр.41 и он дал указание его уменьшить.

В указанном постановлении Совета Министров СССР утверждались следующие изменения ТТЭ по сравнению с пр.41: водоизмещение полное 3150 т вместо 3770 т; скорость полная 39 узлов вместо 36 узлов; дальность плавания 14-узловым ходом 4 000 миль, вместо 5 500; авто­номность 10 суток, вместо 20 суток; 4 х4 -45-мм нестабилизированных автомата СМ-20-ЗИФ, вместо 4х2-45-мм стабилизированных автоматов СМ-16 с меньшим боекомплек­том.

Этим же Постановлением предлагалось построить серию из 100 эсминцев пр.56 (ЭМ пр. 41 предполагалось построить 110). Как видно из предписываемых изменении, уже изначально «модернизация» предусматрива­ла существенное ухудшение важных элементов, как дальность плавания и автономность в угоду снижения водоиз­мещения и увеличения скорости полного хода. Интересно, что в начале проектирования уже стало ясно, что уложиться в заданное водоизмещение, обеспечить заданную скорость и дальность плавания не представля­ется возможным, несмотря на то, что следующее «очень оптимистичное» постановление Совмина СССР №648-592 (от 4 апреля 1954 года) утверждало основные ТТЭ эсминца лишь с небольшими отступлениями: полное водоизме­щение 3230 т, скорость полного хода 38,5 узла.

Но это уже никого не остановило (как в случае с пр.41) — в феврале 1952 года завод «Северная верфь» приступил к обработке металла для кор­пусов первых двух ЭМ пр.56, а 4 марта 1953 года при технической готовности 33% состоялась официальная закладка первого эсминца, полу­чившего название «Спокойный». 28 ноября 1953 года «Спокойный» спус­тили на воду, 26 апреля 1954 г. начались швар­товные испытания, а 27 августа того же года, не завершив их, эсминец вышел на заводские ходо­вые испытания, которые продлились до августа следующего года, когда он и был предъявлен Государственной приемной комиссии. Оперативность, с которой новый эсминец, несмотря на некоторые проблемы, «продвигался» к вводу в строй, наводит на определенные выводы.

Эсминец "Спокойный", пр.56. Схема внешнего вида

Эсминец «Спокойный», пр.56. Схема внешнего вида

Интересно, что по основным элементам, принципиальных отличий проекта 56 от пр.41 не было. Главные изменения заключались в первую очередь, в конструктивной части. «Принятая форма корпуса оказалась оптимальной с точки зрения размеще­ния в заданном водоизмещении оборудования и механизмов, исключительно удачной по море­ходности и не вполне удовлетворительной по ходкости. В тоже время для прохода из отсека в отсек вовремя штормовой погоды предусматривались переход­ные тамбуры или водонепроницаемые двери (у пр.41 этот проход был организован по нижней палубе)», как пишет В.Кузин. На верхней палубе размещались три развитые надстройки, поскольку часть помеще­ний и постов была как бы «выдавлена» наверх (кстати — часто используемый способ сэкономить, в свое время американцы так скомпоновали свои «флетчеры»).

Но еще интереснее представляется ситуация с надстройкой! С целью «экономии» веса надстройки были выпол­нены алюминиевыми. Однако из-за недопустимо больших деформаций и их вибрации, в процессе испытаний головного корабля надстройки при­шлось трижды капитально подкреплять. В ре­зультате вес этой конструкции превысил вес таковой, если бы она была бы целиком стальной. Нет необходимости доказывать, что внедрение легких сплавов в качестве конструкционных материалов оказалось ущербным и в части обеспечения живучести, в первую очередь, эле­ментарной пожаробезопасности.

Но было бы не правильным считать эсминец пр.56 «картонным» — он все же имел броневую защиту от осколков: бое­вая рубка, ограждение ходового мостика, стенки ТА, котельных кожухов, кран­цев первых выстрелов бронировались до 10 мм, а орудийные башни и установки зенитных автоматов — 20-40 мм.

Эсминец "Блестящий"

Эсминец «Блестящий»

Мощность ГЭУ на пр.56 была увеличена с 66000 до 72000 л.с., но КПД его котлов оказался ниже такового на пр.41 на 5% из-за того, что зажатые габариты МКО не позволили разместить котлы с развиты­ми экономайзерами. Кроме этого мощность установки в максимальном режиме была очень чувствительна к повышению температуры за­бортной воды.

К проблемам можно отнести и ситуацию с недобором скорости ЭМ пр.56 из-за ошибок в проектировании винторулевого комплекса и кормы. В тоже время при сравнительно коротком и довольно полном корпусе, после рекомендован­ных переделок на испытаниях эсминец пр.56 развил скорость около 39 узлов. Такие же изменения могли быть реализованы и на корабле пр.41, если бы на это была воля и соответственное решение руководства.

По свидетельству участников испытаний, на некоторых серийных эсминцах удавалось превзойти и этот показатель: например, ЭМ «Настойчивый» в 1957 году развил, как показал пересчет, скорость более 41 узла, хотя, справедливости ради, следует отме­тить, что она довольно быстро терялась из-за обрастания корпуса.

Но одному из ЭМ пр.56 так и не удалось достигнуть даже заданной (сниженной) дальности плавания, а расход топлива на пройденную милю при ходах отличных от экономического был значительно выше, чем у пр.30бис (на полном ходу 1,8 раза больше). И несмотря на все перечисленное, в целом приемная комиссия положи­тельно оценила мореходные качества корабля, отмечалось, например, что вовремя последних испытаний (море 5, ветер 8 баллов) ЭМ пр.56 развил скорость полного хода, а обес­печивавший его эсминец пр.30 бис не мог превы­сить и 14 узлов.

В октябре-ноябре следующего 1956 года, уже после принятия в состав флота, «Спокойный» отправился на дополнительные испытания в Баренцево море, поскольку, если для Балтики характерным являлось ветровое волнение с короткой крутой волной, то для Севе­ра – зыбь с ветровым волнением неправильного характера с наложением затухающей океанской зыби. Длительные испытания головного эсминца пр.56 позволили серийным кораблям обогнать его по времени передачи флоту. Уже в 1955 году в состав ВМФ вошли шесть кораблей, а всего их было построено 27 единиц (по «чистому» проекту 56) на трех заводах: «Северная верфь» (12 еди­ниц), «им. 61 Коммунара» (8 единиц) и «им. Ленинского Комсомола» (7 единиц).

Эскадренный миноносец пр.56, схема внешнего вида

Эскадренный миноносец пр.56, схема внешнего вида

Но планам строительства серии из 100 единиц было не суждено сбыться. Начавшееся техническое перевооружение и «прогрессивные» взгляды тогдашнего руководства страны на роль и облик флота отразились и на судьбе эсминцев пр.56, и не только их. В итоге серию ограничили 27 кораблями, а еще три недостроенных корпуса достроили по проекту 56М (первый корабль имел номер проекта 56ЭМ) – с управляемым противокорабельным ракетным оружием КСЩ. Эскадренным миноносцам пр.56 выпало стать не первыми современными эсминцами послевоенного советского флота, а последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса. Как бы не было печально, но в основном они уже не соответствовали новым средствами способам войны на море и со своим появлением опоздали примерно на десять лет.

Причем, если сравнить основные ТТЭ эсминцев пр.56 с иностранными аналогами — ровесниками, то можно заметить, что общая идеология и основные технические решения были примерно одинаковыми. Однако, качественная основа различия имела.

Американский эсминец "Форрест Шерман", 1978 год

Американский эсминец «Форрест Шерман», 1978 год

Так, в В.П.Кузин и В.И.Никольский в своей книге «Военно-морской флот СССР. 1945-1991» сравнивают спаренную полуавтоматическую 130-мм АУ СМ-2-1, с одноорудийной, но автоматической 127-мм Мк.42 эсминца «Форрест Шерман» ВМС США. по оценке экспертов советская АУ имела существенно ограниченные боевые возможности при стрельбе по воздушным целям, в основном из-за СУО, значительно мень­шую (в 1,75 раза) скорострельность и, в резуль­тате, уступала американской по боевому могуще­ству более чем в 2 раза. Таким образом, только по артиллерии ГК американский «Форрест Шерман» превосходил советский «Спокойный» не менее, чем в 3 раза. Вот так то!

Преимущества всех иностранных ЭМ традиционно были бесспорными и в области радиоэлектронного вооружения. Кроме того, за рубежом больший приоритет отдавался противолодочному оружию, а не привычному торпедно-артиллерискому. Например, на французском ЭМ «Сюркуф» половина тор­педных аппаратов предназначалась только для стрельбы по ПЛ, а голландцы вообще отказа­лись от торпедного вооружения, отдав предпоч­тение мощным 375-мм реактивным бомбометам на эсминцах типа «Халланд».

Голландский эсминец "Халланд", 1966 год. Обратите внимание на носовые бомбометы.

Голландский эсминец «Халланд», 1966 год. Обратите внимание на носовые бомбометы.

К усилению противолодочного вооружения пр.56 приступили уже в 1958 году. 12 кораблей этой серии прошли модернизацию, в ходе которой был снят второй ТА и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами (проект 56ПЛО). Это были эсминцы: «»Блестящий», «Вдохновенный», «Московский комсомолец» (дополнительно получил еще две РБУ-6000), «Возмущенный», «Напористый», «Пламенный», «Бурливый», «Бывалый», «Вызывающий», «Бесследный», «Благородный», «Сведущий».

Эсминец пр.56, который так и не стал "первым"

Девять эсминцев модернизировали более кардинально в 1964-71 годах (проект 56К и 56А), В ходе переоборудования с кораблей демонтиро­вали всё прежнее оружие, размещенное в корму от первого торпедного аппарата: второй ТА, три автомата СМ-20-ЗИФ (на пер­вом переоборудованном ЭМ «Бравый» -проекта 56К бортовые автоматы СМ-20-ЗИФ еще сохранялись, а АК-230 не устанавливались), кормовую башню СМ-2-1, грот-мачту с разме­щенными на ней антеннами.

Эскадренный миноносец проекта 56А, схема внешнего вида

Эскадренный миноносец проекта 56А, схема внешнего вида

В кормовой части разместили ЗРК «Волна» с двухбалочной ПУ, 16 ЗУР в погребе и с СУО «Ятаган», антенна которой заняла место на башенноподобном основании вместо грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы позже побортно были установлены по 2х2- 30-мм автомата АК-230 с системой управления «Рысь». В носовой части побортно рядом с автоматом СМ-20 дополнительно установили две РБУ-6000. На топе фок-мачты появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения «Ангара». В результате модерниза­ции и по пр.56ПЛО и пр.56А водоизмещение увеличилось до 3 600 т и более, а полная ско­рость уменьшилась до 34 уз.

Кстати, для любителей подробности можно рекомендовать неплохую книгу Ю.Апалькова. Автор достаточно подробно рассматривает корабли данных проектов, много схем и фотографий. Сейчас ее уже можно считать «раритетом», если есть желание — можно сделать ее подробный разбор в нашей отдельной рубрике.

Модернизированные ЭМ пр.56 явились первыми кораблями нашего флота с управляемым ракетным оружием. Поскольку модернизация по проекту 56А (усиление ПВО) по срокам затяну­лась, казалась трудоемкой и дорогой, шесть оставшихся ЭМ переоборудовать не стали и они дослужили свой век в первоначальном виде.

Эсминец "Светлый" с ВПП для вертолета

Эсминец «Светлый» с ВПП для вертолета

На одном из них – «Светлый» была оборудована кормовая ВПП, с которой в 50-х годах отрабатывались полеты легкого вертолета Ка-15. Результаты испытаний впо­следствии были внедрены в проект 57 бис.

В 70-е годы эсминец «Справедливый», пере­оборудованный по проекту 56А, был передан Польше и получил новое название «Варшава» ,став единственным эсминцем этого проекта, который передали за границу.

Польский эсминец "Варшава" (бывший "Справедливый")

Польский эсминец «Варшава» (бывший «Справедливый»)

Так закончилась история торпедно-артиллерийских эсминцев в советском военно-морском флоте, впереди были эксперименты с ракетным оружие и новыми взглядами на роль и место кораблей этого класса во второй половине 20 века. Но кораблям этого проекта заслуженно удалось стать одними из этапных кораблей отечественного военного кораблестроения.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/navygaming/esminec-pr56-kotoryi-tak-i-ne-stal-pervym-5faaaf743b7ff25f30d97f3c

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account