«Если б не было войны»: французские «Маусы» и тяжелые САУ
Захотелось ответить коллеге Бороде любезностью за статью о развитии французского тяжелого танка В1. Правда, материал изложенный ниже не входит в цикл Мира Французского Государства (МФГ) – это другая история. История мира где ВМВ была отсрочена или «странная война» между Германией и Союзниками оставалась «странной» еще, скажем, годик. В качестве основы для истории взяты материалы участника форума ВоТ под ником Giganaut .
Для французов война начатая осенью 1939 года была во много войной «старых генералов которые готовились к прошедшей войне». Предполагалось неспешное развитие событий, скрупулезное развертывание сил под прикрытием Линии Мажино, изматывание противника, окопная война и другие прелести Великой войны. О «блицкригах» не грузили, хотя сама концепция крупных подвижных танковых корпусов во Франции существовала, имела ярых последователей (то же де Голль) и даже воплощалась. С другой стороны даже старые вояки не собирались вечно отсиживаться за Мажино – после накопления достаточных сил предполагалось перейти в наступление, используя тактику сокрушения.
В этих планах особое значение придавалось «прогрызанию» вражеских укрепленных линий: немцы так разрекламировали свою «Линию Зигфрида», что она стала настоящим пологом для французских вояк. Здесь бы очень пригодились тяжелые танки, мало уязвимые для пулеметного и противотанкового артиллерийского огня противника и такие машины у галлов были. Речь идет о знаменитых FCM 2C – огромных монстрах, весом в 75 тонн. К сожалению, к началу 30-х гг. моральная устарелость этой машины стала очевидна. Для замены «ветерана» и был выдан новый заказ на сверхтяжелый танк прорыва.
За дело взялись фирмы ARL, AMХ и FCM, хотя дело двигалось довольно медленно. По техзаданию на будущий F1 планировалось установить две башни, орудия которых должны были специализироваться на поражении различных групп целей, но в отличии от своих советских аналогов французский сверхтяжелый танк имел оригинальную компоновку. В передней части корпуса расположили отделение управление, за которым установили малую башню с 47-мм пушкой. В средней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение, в кормовой – боевое отделение с основной башней, где была установлена 75-мм пушка. По бронированию F1, в случае его реализации в металле, превзошел бы все танки того времени – его бортовая броня имела толщину 100 мм, лобовая – 120 мм.
Ходовая часть F1, между тем, не отличалась оригинальностью. Как и на танке В1 в ней сохранили множество опорных катков и оставили почти без изменений конструкцию траков гусеницы. Уже на раннем этапе проектирования стало очевидно, что 75-мм пушка не будет эффективной против долговременных немецких укреплений. В качестве альтернативных вариантов были предложены 90-мм и 105-мм орудия большой мощности. В качестве двигательной установки использовали два 550-сильных дизельных двигателя Renault с электротрансмиссией (вот откуда Порше черпал свои технические идеи!). Впрочем, моторно-трансмиссионная составляющая конструкции получилась вполне удачно и обеспечила огромной 140-тонной машине скорость в 24 км/ч.
Планировалось, что постройка первого прототипа может быть закончена летом 1940 года, а производство сверхтяжелых танков можно будет начать в конце 1941 года. Эти планы оказались слишком оптимистичными, но уже 17 января 1940 года фирма Schneider получила заказ на постройку четырех башен для опытных образцов танков F1, ARL и AMX «Tracteur C»: двух с 90-мм и двух со 105-мм пушками. Первые строить не стали, а вот вооруженные 105-мм орудиями были готовы к 4 марта 1940 года. Фирма же FCM представила детальный макет своего F1 12 апреля (две другие компании сошли с дистанции), правда он был деревянным.
Конечно, у машины были недостатки (нулевая проходимость F1 по мягким грунтам, огромный вес и т.д.), но техническая комиссия, которой был представлен FCM F1, одобрила проект и сделала предварительный заказ на 12 танков, первый из которых предполагалось получить в мае 1941 года, а затем наладить выпуск этих машин с темпом 3-4 единицы в месяц. В реальном мире ни одного экземпляра сверхтяжелого танка FCM F1 построено не было, но введем допущение, сделанное в начале статьи, и продолжим уже АИ историю машины.
Фирма FCM, кто не знает, на самом деле кораблестроительная компания. Она принялась за дело с «морским» размахом. Для выпуска FCM F1 были построены специальные стапели, на которых танки сбирали как настоящие «сухопутные броненосцы». При этом FCM рискнула и заложила вместе с прототипом сразу все 12 танков установочной серии – ведь на дворе война! Металлургическое производство компании обеспечило производство стальных листов нужной толщины, компания Schneider, после первых четырех больших башен с 105-мм орудиями, быстро справилась с остальными восьми, не отставала и Renault с моторной группой, хотя конструкторы FCM уже предложили альтернативный вариант с флотскими дизелями. У спешки была практическая причина – скоро осень, а FCM F1 просто физически не мог передвигаться по раскисшим грунтам. Так можно и испытания завалить!
Да, идущая война и крайняя необходимость отличные стимулы для работы – там где в другой ситуации французы могли провозиться буквально годы, здесь справились в рекордные 5 месяцев! Правда, без накладок не обошлось – задание на меньшую башню под 47-мм пушку просто забыли выдать! Вернее его выдали, потом отменили, потом передали, потом уточнили, потом кто-то отказался и так далее пока оно не «утонуло» в военном бюрократизме, оставшись бесхозным. Делать было не чего: на испытаниях, начавшихся 23 октября 1940 года, FCM F1 оказался без одной из башен.
Несмотря на скепсис некоторых военных, сверхтяжелый танк показал себя с лучшей стороны. Электротрансмиссия отлично «отрабатывала», заставляя 140-тонную махину лихо разворачиваться на пятачке, общей мощности моторов в 1100 л.с. хватало для уверенного подъема на довольно крутые склоны, а 105-мм пушка смотрелась на танке просто убероружием. Параллельно на полигоне прошли испытания 120-мм броневые плиты, аналогичные прикрывающим лоб и борта FCM F1. Даже наиболее современные 75-мм ПТ орудия французов не могли их пробить! Правда, замечаний было высказано тоже не мало: и по ходовой, и по превышенному весу, и по конструкции гусениц, и по прибором наблюдения и еще по бесконечному перечню недостатков, но главное было достигнуто. Сверхтяжелый танк прорыва был принят на вооружение, а постройка 12 машин первой серии была утверждена!
В цехах FCM работа буквально закипела – на стапелях дожидались 12 уже на ¾ законченных танка. Их начали строить на свой страх и риск, но теперь это позволило сдать армии весь заказ со значительным опережением сроков. Правда, большинство корректировок военных внести не успевали, зато на кульманах конструкторов уже появились эскизы следующей модификации танка – будущего FCM F2. Он вобрал в себя все пожелания, а также новшества, внесенные в проект по итогам эксплуатации первой модели. Корпус теперь был шире и немного короче, для улучшения проходимости ходовая получила сдвоенные гусеницы, все башни теперь оснащались артиллерийскими дальномерами. Претерпело изменение и вооружение – вместо малополезной для борьбы с полевыми укреплениями 47-мм пушки, в передней башне установили 105-мм гаубицу (танковый вариант полевой гаубицы Schneider 1936 года).
Тем временем первые 12 FCM F1 были собраны и 23 февраля 1941 года торжественно переданы французской армии. Они укомплектовали отдельный танковый батальон и до лета активно использовались для компании пропаганды и дезинформации – появление на фронте такого монстра поднимало боевой дух солдат, а на гражданке верили, что отечественная промышленность может дать любое чудо оружие для победы над врагом. Тем временем фирма FCM уже имела заказ еще на 36 тяжелых танков и приступила к его выполнению.
Проблемы возникли летом 1941 года – загруженная огромным количеством военных заказов, компания Schneider не успевала с изготовлением нужного количества башен (теперь ей приходилось собирать не только задние, но и передние башни танка). Это дало возможность Николя Стросс-Кану, молодому конструктору FCM, продвинуть свою идею вооружения FCM F1. Он предложил использовать шасси танка как основу для изготовления сверхмощной САУ. При отсутствии башен это был вынужденный, но как оказалось удачный выход.
Сама по себе идея не была инновацией – еще в ПМВ французы изготавливали подобные тяжелые самоходные орудия. Тогда фирма Saint-Chamond создала составную систему, состоявшую из буксировщика и непосредственно самоходной установки, которая по сути представляла собой самоходный лафет с трактором-буксировщиком. Учитывая огромное многообразие артиллерийских систем каким-то одним калибром решили не ограничиваться. В серию пошли прототипы с орудиями калибра 194-мм и 280-мм, а также 220-мм орудиями Schneider M 17. Кстати, в 1939 году их мобилизовали вновь и они вполне эффективно применялись против немецких полевых укреплений.
Теперь идея состояла в установке на шасси FCM F1 французской Canon de 155 Grande Puissance Filloux (GPF) mle.1917, которая, при всех ее габаритах, отлично размещалась на огромном штурмовом танке. Уже имеющая опыт инициативных действий, фирма FCM решила рискнуть и поставила под переоборудование сразу четыре «безбашенных» танка. В процессе конверсии в задней части бронекорпуса строилась закрытая рубка из броневой стали толщиной 60 мм. В ней размещалась модернизированная 155-мм пушка GPF, расчет и ее боекомплект. Диспут в рубку осуществлялся через открытый проход в задней части корпуса. Кроме этого переднюю башню также не устанавливали, а для самообороны на крыше рубки смонтировали башенку с двумя 7,5-мм пулеметами, которая при необходимости могла вести огонь и по воздушным целям.
Все четыре САУ были закончены к 11 июню 1941 года и в невооруженном виде были представлены военной комиссии. Артиллеристы оценили машину, тем более что пушек для установки у них было предостаточно. В течении месяца было установлено предоставленное вооружение и проведены испытательные стрельбы. Тянуть с принятием на вооружение системы не стали, не только взяв все 4 готовых экземпляра, но заказав 16 новых под обозначением FCM F3A.
В начале 1942 года французы наконец запустили в серию FCM F2, которая заменила первую модель на стапелях завода в Тулоне. Несмотря на большой накопленный опыт, производство сверхтяжелых танков оставалось сложным и очень дорогим делом. Тем временем, военные стали задумываться о необходимости такой машины, которая при постепенном моральном старении «съедала» ресурсы, достаточные для выпуска десятка средних G2 или нескольких ARL 42. Да и на поле боя FCM F1 был уж очень большой целью для вражеской авиации. Правда, немцам пришлось форсировать создание собственных тяжелых танков, но у галльских конструкторов было чем ответить! Зато САУ на базе FCM F1 оказалось очень эффективным средством РГК.
Исходя из этого решили производство сверхтяжелых FCM F2 постепенно сворачивать, а на их базе разработать новое САУ – теперь уже под пушку 194mm GPF. Прототип этой системы был создан летом 1943 года и, после испытаний, запущен в производство. Он имел новую ходовую с торсионной подвеской и одинарными гусеницами. При этом 10 катков размещались в шахматном порядке, отчасти копирую немецкие технические решения (хотя французы божатся, что первыми пришли к этой схеме). В ставшей более просторной бронерубке устанавливалось 194-мм орудие с большими углами вертикального наклона. Для компенсации отдачи орудия, САУ получила мощный грунтозацеп в кормовой части. При изменении ходовой, пулеметное вооружение перенесли в рубку, а в сохраненной башне теперь устанавливались спаренные зенитные 13,2-мм пулеметы «Гочкисс».
Машина получила наименование FCM F4 «Vainqueur» и выпускалась с осени 1943 года. По итогам войны ее признали лучшей тяжелой САУ союзников, сочетавшей в себе высокие характеристики огневой мощи, подвижности и защищенности.