Эскизный проект линейного корабля-авианосца. Проект 10531 (разработан в США). СССР
Впервые этот проект мне попался в книге Соколова «Альтернатива – непостроенные корабли Российского Императорского и Советского Флота», там о нём было сказано всего несколько предложений:
«В 1938г. состоялась так называемая «миссия Исакова» в США. Был заключен ряд соглашений о проектировании для нас линейных кораблей как классических, так и гибридных, т.е. линкоров-авианосцев. Был спроектирован ряд вариантов, отличающихся как по водоизмещению, так и по вооружению.»
Естественно, такой информации для статьи крайне недостаточно. Но после того как коллега ALVAMA создал свой очередной шедевр решил выложить.
С ТТХ и подробностями по этому кораблю помог коллега scif_yar:
73 000 тонн.
Гиббс , Кокс и Ко.
С 1937 года в США по советским техническим заданиям разрабатываются проекты линейных кораблей-авианосцев. Самым любопытным оказался линкор фирмы «Гиббс энд Кокс» проекта 10581 (варианты «А», «В» и «С»). Проект создал владелец фирмы В.Ф.Гиббс, никогда ранее не занимавшийся подобными работами. Неудивительно, что получился весьма экстравагантный корабль: водоизмещением 73 003т., мощностью машин 304 160 л. с., скоростью 34 уз, вооружением 8 457-мм / 12 406-мм АУ, 28 127-мм АУ, 32 28-мм АУ, 36 колесных и четыре катапультных гидросамолета, две катапульты; бронирование: борта 330 мм, палубы 197 мм.
Техническое обеспечение столь грандиозного корабля отсутствовало: не было стапелей и доков, отсутствовали орудия и башни главного калибра, машинно-котельная установка. Не уделили внимания вопросам аэродинамики корабля: надстройки и орудийные башни в сочетании с угловатыми очертаниями полетной палубы должны были создавать мощные завихрения воздуха, препятствующие взлетно-посадочным операциям. Советским конструкторам для решения этой проблемы в своем проекте пришлось создать палубу особо обтекаемой формы и произвести исследование ряда моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ. (Автор располагает сведениями о наличии таких моделей).
Линкор-авианосец пр.10581 (вариант «С»). США, 1938 г.
Попытки создать корабль приемлемого водоизмещения (вариант «С») не дали положительного результата, советская сторона совершенно разочаровалась в гибридных кораблях. Это не удивительно, так как хорошо смотрелись они только на бумаге, для строительства такого «линкора-авианосца» требовались затраты, как на два отдельных корабля, боевая устойчивость представляется весьма сомнительной: в бою артиллерийских кораблей велика вероятность выхода из строя полетной палубы и возгорании авиационного топлива; при атаке с воздуха это большая и уязвимая цель.