2

Броненосцы типа "Бородино" уже изначально спорная тема в истории Россий­ского Императорского флота. Кто-то называет их неудачными (встречал такое мнение у американцев), кто-то — лучшими броненосцами своего времени. Лично я более склонен к второй точке зрения (с определенными оговорками), но "Бородинцы" все же требуют определенной коррективы. Вот тут мнения коллег могут разделиться — больше пушек, больше брони, больше мощности ЭУ, но все в общем согласны, что нужно увеличивать водо­измещение до 15 тысяч тонн. В этих рамках я и представлю свое видение "допиливания" этих хороших броненосцев.

Проектирование и постройка

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Император Александр III" во время достройки

После заказа за рубежом "Цесаревича" и "Ретвизана" морской министр поднял перед МТК важный вопрос — а что дальше делать отечественным верфям? И хотя пока что они еще были заняты постройкой, требовалось заранее составить хотя бы в общих чертах проект будущих броне­носцев. В результате в 1898 году началось проектирование броненосцев на базе "Пересвета". В результате появился на свет проект с зашкаливающим количеством 152-мм орудий — целых 20 штук! При этом усовершенствования в плане бронезащиты были сведены к минимуму, а противоминная батарея уменьшилась с 20 до 16 75-мм орудий. Какой-то время этот проект считали основным, но уже очень скоро пришли известия о "Цесаревиче". При определенных недостатках он имел значительный козырь — расположение всех 152-мм орудий в башнях с широкими углами обстрела и возможностью вести огонь в любую погоду. Преимуществом таких установок также была механизированная подача снарядов, не зависящая от усталости прислуги. Все решилось довольно быстро — за проект высказались главные люди в Морском министерстве, включая министра Невского. Впрочем, последний также потребовал доработки "Цесаревича" "под специфику русских верфей", а фактически — улучшения французского проекта.

В результате из дополнительных 2,5 тысяч тонн водоизмещения большая часть ушла на броне­защиту. Размеры корпуса и мощность ЭУ несколько увеличили, также изменив обводы согласно результатам, полученным из Опытового бассейна. Поясов оставили два, но их высота значительно увеличилась, а толщины были перераспределены. Фактически броненосцы стали неуязвимы для фугасных снарядов всех калибров на высоту около 5 метров над ватерлинией (из них около половины — 76-мм противоосколочной бронезащитой), и во всю длину корабля. Серьезной оставалась защита башен ГК и СК. Кроме того, вновь увеличились углы возвышения орудий. Впервые в проект корабля I ранга была изначально включена новейшая отечественная СУО Гейслера образца 1900 года. Окончательный проект представлял собой мощно защищенный броненосец с умеренным вооружением и хорошей мореходностью. В таком виде он был утвержден в начале 1900 года.

Первоначально были заложены 3 корабля, позднее добавился 4-й. Все они предназначались для Тихоокеанского флота. Чуть позднее было решено построить еще 3 корабля — для Балтийского флота. "Славу" заложили по первоначальному проекту, а оставшиеся два собирались пере­работать — но обострение отношений с Японией и острая нужда в скорейшей постройке дополнительных кораблей привели к постройке "Императора Павла I" и "Андрея Первозванного" по первоначальным проектам. В процессе их достройки еще собирались перевооружить их с 12 152/45-мм орудий на 6 203/45-мм, но уже начавшаяся война отменила эти планы. Впрочем, они так и не успели поучаствовать в боевых действиях, поздно вступив в строй, а после них Россия уже строила дредноуты — в результате Российский Императорский флот так и не построил ни одного преддредноута.

Постройка кораблей велась обычными темпами для Балтийского завода и Нового Адмиралтейства — всупление в строй планировалось через 4 года после заказа. Тем не менее, Балтийскому заводу удалось ускорить работы, и первым в строй вступил "Император Александр III". Он же оказался единственным броненосцем серии, до начала войны успевшим попасть на Дальний Восток. Там он стал флагманским кораблем всего флота и хорошо показал себя в сражениях, хотя и проявил свои недостатки в полной мере (первое время имелись проблемы с СУО, в свежую погоду порты 75-мм орудий заливались волнами, корабль оказался очень чувствительным к перегрузке, из-за которой могла резко упасть остойчивость). Другие три броненосца составили ядро эскадры Скрыдлова, пришедшей на Дальний Восток в начале 1905 года. Еще три корабля так и остались на Балтийском море. Всего построили 7 единиц — тем самым "Бородино" можно назвать самой крупной серией броненосцев в истории России.  Успели они поучаствовать и в ПМВ, хотя и понесли потери. В результате 5 оставшихся в строю кораблей были пущены на слом после подписания Вашингтонского соглашения.

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Орел" незадолго до вступления в строй

«Бородино», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 11.05.1900/26.08.1901/01.03.1904

«Император Александр III», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург– 11.05.1900/21.07.1901/ 10.06.1903

«Князь Суворов», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 26.08.1901/12.09.1902/27.08.1904

«Орел», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург– 20.05.1900/06.07.1902/10.1904

«Слава», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 01.10.1902/29.08.1903/12.06.1905

«Император Павел I», Балтийский завод, Санкт-Петербург– 20.09.1903/07.10.1904/11.04.1906

«Андрей Первозванный», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 20.09.1903/12.08.1904/ 23.07.1907

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Князь Суворов" после вступления в строй

Что мы делаем с "Бородино"

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

Новая схема бронезащиты "Бородино"

1) Прежде всего, увеличиваем водоизмещение — до 15 516 тонн, или же точно на 2000 тонн;

2) Увеличиваем размерения на 10/1 м, что обеспечит нам увеличение общего водоизмещения при сохранении осадки;

3) Вес корпусных конструкций увеличится примерно на +736,7 тонн;

4) В статью "Снабжение" добавляем +400 тонн, доведя ее уровень до предыдущих "Пересветов";

5) Добавляем подбашенные перегрузочные отделения для башен ГК — еще +50 тонн;

6) Запас угля доводим до 900 тонн;

7) Заменяем толпу мелкокалиберок на 4 57-мм пушки — -16 тонн;

8) Увеличиваем угол возвышения артиллерии — это даст примерно +20 тонн добавочного веса за счет доп. подкрепления станков;

9) Запас водоизмещения увеличивается на +75,3 тонны;

10) Несколько упрощаем надстройки;

11) Снимаем мины заграждения — -30 тонн;

12) Добавляем +200 л.с. мощности ЭУ, что обойдется нам в +20 тонн;

13) Теоретический чертеж корпуса меняется из-за удлинения, предположительно его харак­теристики будут близки к корпусу "Микасы". Таким образом, мощность машин в 16 500 л.с. позволит развить скорость хода 18-18,5 узлов;

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Император Александр III" во время перехода на Дальний Восток, 1903 год

14) Для того, чтобы колдовать над бронезащитой, надо для начала довести старую броню до уровня нового корпуса — т.е. удлиннить пояса до оконечностей на 10 метров. Обойдется это в +59,4 тонны;

15) Доводим толщину нижнего пояса в пределах башен ГК до 229 мм, +105,8 тонн;

16) Увеличиваем толщину верхнего пояса в пределах нашей "цитадели" до таких же 229 мм, +192,2 тонны;

17) Доводим толщину верхнего пояса в оконечностях до аналогичной толщины нижнего пояса, +34,4 тонны;

18) Формируем полный верхний пояс, в который включается старая бронезащита казематов 76-мм орудий — +240 тонн;

19) Итого получаем абсолютно новую схему бронезащиты — нижний полный пояс (включающий старые два) толщиной 127-229 мм и высотой в 3,34 метра, и верхний полный пояс толщиной 76 мм и высотой 2,3 м. Фугасов теперь можно не бояться совсем, даже если перегрузить броненосцы углем.

1-я правка

20) Все же верхний 76-мм пояс явно лишний, как указал коллега mangust-lis. Убираем его — у нас появляется для маневров 240 тонн водоизмещения.

21) Увеличиваем толщину нашего главного (и теперь единственного) пояса на 25 мм, или же один дюйм. Это обойдется в примерно в 185,1 тонну;

22) Увеличиваем толщину бронезащиты казематов 75-мм орудий на тот же дюйм, до 102 мм. Это обойдется примерно в 54,9 тонн.

В результате мы полностью и с точностью исчерпываем наше "свободное" водоизмещение.

2-я правка

23) Коллега Андрей указал на то, что отталкивался я от ошибочных источников в определении толщин и схемы бронезащиты. Кроме того, отталкивался я и от сильно "недогруженного" нормального водоизмещения в 13 516 тонн, тогда как при строительной перегрузке оно было в районе 14 440 тонн. Подведя итог под всем этим — надо пересчитать нагрузки бронезащиты и облегчить общую конструкцию на 500 тонн (без строительной перегрузки "Бородино" весили бы в районе 14 тысяч тонн). Все дальнейшие расчеты приблизительны, ибо будут проводиться в отрыве от моих источников.

24) Отменяем все колдовство 1-й правки — -240 тонн;

25) Частично урезаем толщину 229-мм участка главного пояса, до 178 мм. Это обойдется примерно в 91 тонну;

26) Осталось определиться, насколько же легче окажется тот вариант бронезащиты, который я сделал, по отношению к реальным толщинам нижнего пояса "Бородино". Для этого возьму схему Сулиги, от которой отталкивался, и указанную толщину пояса коллегой Андреем. Не забываем, что шпация у "Бородино" — 1,2 метра (реальная бронезащита дана по шпангоутам). Всего получается, что у меня был резерв для маневров в 28 тонн;

27) "Я тебя увеличил, я тебя и уменьшу!". Запас угля сокращается на 69 тонн.

28) Еще 22 тонны берем из запаса водоизмещения. Благо. он у меня и так был что-то в районе 2,2 процентов.

29) И оставшиеся 50 тонн нагло наверстываем за счет снабжения (которое у меня до этого было в районе 600-650 тонн).

В результате учтены ошибки в схеме бронезащиты, и вся конструкция облегчена на 500 тонн. Т.е. мы имеем те же 15 516 тонн, но уже исходящие из правильной развесовки.

Тактико-технические характеристики эскадренных броненосцев типа "Бородино"

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Император Александр III" в типичной окраске Тихоокеанского флота, 1904 год

Водоизмещение:         15 516 тонн

Размерения:                   128,8х24,22х7,97 м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПМ ВТР, 20 котлов Бельвиля, 16 500 л.с. = 18,5 узлов

Запас топлива:                831/1300 тонн угля

Дальность:                        3650 миль (10 узлов)

Броня (крупп):                нижний пояс 127-229 мм, казематы 76 мм, башни ГК 254 мм, крыши башен ГК 63 мм, барбеты 102-254 мм, башни СК 152 мм, крыши башен СК 30 мм, барбеты СК 127 мм, переборки 51 мм, рубка 203 мм, кожухи КО 19 мм, ПТП 43 мм, палубы 25-51 мм

Вооружение:                   4 305/40-мм, 12 152/45-мм, 20 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 5 381-мм торпедных аппаратов

Экипаж:                              27/744 человека

Эскадренные броненосцы типа "Бородино" (ФАН)

"Слава" в стандартной шаровой окраске, Балтийский флот, 1914 год

Таблица с развесовкой, увы, стала жертвой умирания HDD, потому эта статья обойдется без нее.

Примечания

1) С выкладкой статей пока испытываю определенные затруднения из-за проблем, среди которых пока самая главная — ударными темпами помирающий HDD (новый в дороге, и будет неизвестно когда). Наработки по большей части удалось спасти, но таблицы развесовки и часть рисунков придется восстанавливать с нуля.

2) Понимаю, решение строить "Бородинцев" дальше и перейти к дредноутам без промежуточных кораблей сомнительно, но для меня вполне оправдано. Тем более что к постройке дредноутов планирую приступить в 1906 году (еще даже до вступления в строй "Дредноута").

3) Отдельная благодарность коллеге Atenaia, которая подтвердила мои сомнения по поводу "что-то "Бородино" плохо разгонялся при такой мощной ЭУ". Без нее броненосец остался бы с тремя поясами меньшей толщины и ЭУ мощностью 19 000 л.с. (и скорости 18-18,2 узла);

4) Начинается легкая паника по поводу дредноутов. Не могу решиться, какой вариант выбрать — с линейно-возвышенными башнями, или линейными. Против последнего довод, по сути, один — слабый погонный и ретирадный огонь. Если бы не это — раздумий не было бы.

Подписаться
Уведомить о
guest

29 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account