9 мая и другим Дням Победы посвящается
Весной 1942 на Ленинградский Кировский завод прибыл эшелон с танками. Понятное дело для ремонта. Однако заводчане были немало озадачены. Продукция оказалась хотя и профильной, но не родной. Некоторые машины были более или менее целы,
а вот некоторые были такими:
или такими:
а одна вообще:
Всего набралось с десяток подобных машин. Если с тремя танками дела обстояли достаточно хорошо (отрегулировали, подварили, заменили кое-что и на фронт), то остальные… И если с двигателями можно было что-то решить, как и с броней, то вот с остальным был полный завал. Но фронт требовал танки, и заводчане решили приложить единственное, что у них было в достатке – народную смекалку.
Выбрали одну машину и стали думать, гадать и экспериментировать. Понятно, что в нерабочее время.
Вместо опорных катков Т-34 поставили «родные» от КВ. Убрали пружинную подвеску и оснастили «пациента» торсионной. Но пришлось перейти на пятикатковое шасси, ибо КВ был массой 47,5 тонн, а тут и тридцати небыло и танк мог запросто убить во время движения свой экипаж смертельной тряской. Поддерживающие катки ставить не стали из-за отсутствия места. Сохранили ведущие колеса и родные гусеницы. Правда неодобрительно отнеслись к почти гладким тракам с чередующимся зубом. Свои траки были как-то привычней. Да и ведущая звездочка смотрелась слишком непривычно.
К концу лета корпус был готов и даже передвигался.
В таком виде его и обнаружил первый секретарь Ленинградского горкома партии Андрей Жданов. Прибыл он, правда, совсем по другому делу, но возрожденный из небытия «недотанк» его впечатлил. Переговорив с рабочими и директором завода, Жданов по возвращении в горком позвонил Сталину.
Осенью 1942 года на Опытный танковый завод, созданный в марте 1942 года в Челябинске, прибыл литерный поезд. Затем танковый нарком Исаак Зальцман собрал работников СКБ-2 и представил им «военный танк Кировского завода». Исаак Моисеевич особенно подчеркнул, что рабочие осажденного Ленинграда смогли близко подойти к тому, к чему безуспешно стремится коллектив Опытного танкового завода и СКБ-2. В завершение своих слов тов. Зальцман зачитал письмо товарища Сталина. Рабочие коллективы немедленно приступили к исследованию изделия ленинградских рабочих, и нашли для себя много нового и необычного. Воздушный фильтр кировчане поставили из имевшихся запасов, да и коробка передач была несколько иной конструкции. А вот пятикатковую схему пришлось изменить добавлением еще одного катка, т.к. при установке башни и отстреле на полигоне танк показал склонность к раскачиванию.
Несколько позже заменили опорные катки КВ на укрепленные ленивцы от Т-34 и наконец-то поставили по три поддерживающих катка на борт. В таком виде танк выпускался как модель 1942. В 1943 году ввели гусеницы по типу КВ, но с шириной трака 450 мм.
А что же кировчане? Четыре переделанных тридцатьчетверки вооружили морскими пушками 75/50-мм в бронерубках и отправили на фронт. Торсионы от КВ позволяли нагрузить шасси до полной массы в 39 тонн, что и было сделано в ходе следующих ремонтов. До наших дней не дожил ни один вариант кировского танка. Все они сгорели в горниле войны.