Сегодня мы дополним наш обзор по первому серийному советскому многоцелевому разведчику Р-10. Ранее на канале вышло две публикации, где было рассказано про историю его создания и основных конструктивных особенностях . Разведчик Р-10 разрабатывался в рамках концепции универсального самолета. Закладываемые в него возможности позволяли решать задачи легкого бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Однако он не в полной мере отвечал всем предъявляемым требованиям (особенно это касалось штурмовой спецификации). Параллельно с развертыванием производства Р-10, уже велась разработка более совершенных изделий в рамках конкурса «Иванов«. Его победитель должен был стать основным универсальным самолетом данного класса и сменить в производстве Р-10. Не стоит забывать, что все эти события происходили в непростое для нашей страны время. Прокатившаяся во второй половине тридцатых годов волна репрессий оказала серьезное влияние на всю авиастроительную отрасль. Руководитель конструкторского коллектива И. Г. Неман, в котором создали Р-10 и разрабатывали на его основе ХАИ-51/52 , был арестован и осужден. В конечном итоге на вооружение был принят многоцелевой самолет Су-2, а производство Р-10, которое продолжалось примерно до конца сентября 1939 года, было свернуто. По разным источникам всего было выпущено 493 экземпляра Р-10, которые поступили на вооружение различных частей входящих в состав ВВС, авиации пограничных войск и морской авиации. Новые самолеты предназначались для замены бипланов семейства Р-5 и Р-Z. Хотя на практике новые самолеты сначала скорее дополняли устаревшие изделия.
Оценка Р-10 по результатам войсковых испытаний и начавшейся эксплуатации из строевых частей оказалась весьма противоречивой. Переход к схеме моноплана позволил существенно увеличить летные характеристики. Самолет получился быстрее и маневреннее своих предшественников, но при этом возрастала сложность в управлении (особенно при взлете и посадке). Кроме того Р-10 проигрывал по составу вооружения (как стрелкового, так и бомбового) штурмовым модификациям знаменитого Р-5 (это Р-5Ш и Р-5ССС). И это еще в конце тридцатых годов, когда штурмовики должны были использоваться в основном против пехоты и легкобронированных целей. Но самым главным недостатком нового самолета стали многочисленные производственные дефекты и недоработки отдельных элементов конструкции (в первую очередь шасси). Существующие технические проблемы и большое количество брака приводило к высокому уровню аварийности. К примеру во время подготовки к первомайскому параду 1938 года, в очередном тренировочном полете на Р-10, едва не погиб знаменитый летчик Я. В. Смушкевич. К сороковому году из почти четырех сотен машин, находящихся на вооружении, около ста была неисправна. Совокупность всех имеющихся проблем создавала крайне негативное впечатление о многоцелевом разведчике И. Г. Немана. Отрицательные отзывы поступали как со стороны летчиков, так и технического персонала. Постепенно, с 1939 года самолет снимали с вооружения штурмовых полков и определяли для решения чисто разведывательных задач. При этом из-за малой дальности полета и слабого оборонительного вооружения он чаще всего использовался только в качестве ближнего разведчика. А в середине 1940 года вообще было принято решение о снятии изделия с вооружения. Только отсутствие новой техники в нужном количестве отсрочило выполнение этих планов. И если бы не начавшаяся Великая Отечественная война, этот многоцелевой разведчик был бы окончательно выведен из состава боевых частей и благополучно списан.
Но Р-10 все же остался на вооружении, хотя большая часть машин была передана в учебные заведения для осуществления подготовки новых экипажей. В те страшные для нашей страны годы старались по максимуму задействовать практически все что могло летать, в том числе устаревшие и неудачные модели самолетов. И разведчик Р-10 не был исключением. Вообще непосредственно боевое применение самолета началось еще во время военных конфликтов конца тридцатых годов. Но даже тогда оно было весьма ограниченным. К примеру во время боев на Халхин-Голе, несколько десятков самолетов было включено в состав 1-ой армейской группы комбрига А. И. Гусева. А во время войны с Финляндией было задействовано несколько полков на вооружении которых находился Р-10. Также можно отметить их эпизодическое применение (к тому же только для разведывательных задач) в августе 1940 года во время присоединения Бессарабии. Как известно, в начале Великой Отечественной войны, наши войска понесли большие потери как в людях, так и в материальной части. Что касается ВВС, то Р-10 в основном тогда находились на вооружении разведывательных эскадрилий в приграничных округах.
В качестве примера можно привести 7-ую РАЭ, которая действовала в составе 5-ой армии Юго-Западного фронта. Перед войной эскадрилья была переброшена на аэродром Котовеи неподалеку от Павлограда, а в конце июня на аэродром Осняки севернее Чернигова. На ее вооружении находилось не менее двух десятков самолетов Р-10, несколько У-2, И-15бис, один Р-5 и УТИ-4. Основная задача эскадрильи заключалась в осуществлении разведки по трем заданным маршрутам на расстоянии до 500 км от линии фронта. Первый маршрут был следующим: Чернигов — Мозырь — Туров — Новоград-Волынский — Житомир — Чернигов. Он занимал примерно 3,5 часа полёта. Второй маршрут: Овруч — Ровно — Дубно — Славута — Шепетовка — Житомир — Новоград- Волынский — Коростень — Овруч. Примерно 4 часа полёта. Третий маршрут: Овруч — Коростень — Малин — Радомышль — Коростень — Ирпень — Чернигов. Он занимал около 2 часов полёта. Помимо этого приходилось выполнять задачи по нанесению ударов по колоннам наступающих войск противника, а также вести корректировку огня артиллерии. Уже к началу сентября большая часть самолетов Р-10 была потеряна в ходе боевых действий или в результате летных инцидентов. Несколько раз эскадрилью перебрасывали с одного аэродрома на другой. 15 сентября один из уцелевших разведчиков был привлечен к эвакуации документов штаба 5-ой армии в Харьков. К тому времени было выполнено 478 боевых вылетов. В ноябре эскадрилья была расформирована. В целом же, к концу осени большая части самолетов Р-10 из других частей, также была потеряна.
Дальнейшая эксплуатация этого многоцелевого разведчика продолжалась в основном на Дальнем Востоке или в качестве учебных машин. Также стоит отметить применение самолета в составе боевой авиации ВМФ. К примеру разведчики Р-10 состояли на вооружении 23-его ШАП (Черноморский флот). Причем эти самолеты эксплуатировались там до середины осени 1943 года. После списания оставшихся разведчиков полк был полностью оснащен штурмовиками Ил-2. Повоевал Р-10 и на Балтике в составе 73-его БАП.
Самолеты также применялись для решения различных задач связанных с разведкой и нанесением ударов по объектам противника, в том числе и по морским целям. Скажем в конце августа 1943 года, группа Р-10 из состава 23-его ШАП атаковала немецкий конвой и районе косы Кривая и Беглицкая. При этом было потоплено несколько барж и сторожевых катеров. В целом эксплуатация Р-10 была полностью завершена в 1944 году. Последние машины использовались на Дальнем востоке и в Средней Азии.