1

Четвертое поколение японских палубных машин было ознаменовано ставкой на отечественного производителя. До этого вся морская авиация Страны Восходящего Солнца была плодом работ иностранных специалистов. К моменту начала работ по новым палубным самолетам этот категория была представлена истребителем  Накадзима А2N Тип 90, торпедоносцем Мицубиси В2М Тип 89 и старым разведчиком С1М Тип 10. Все эти машины, за исключением разведчика были вполне современными машинами, но прогресс в авиастроении шел семимильными шагами и японский флот не желал отставать от реалий современности, при этом желание развивать собственную авиастроительную школу было вполне разумным и логичным решением для страны. Ввиду этого новообразованный технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu в начале 1932 года разработал комплексное техническое задание 7-Shi на весь ассортимент морской авиации.  Это техзадание было, пожалуй, первым крупномасштабным и очень амбициозным проектом в Японии, сделавшим страну авиационной державой. Разработка всех типов морских самолетов предполагала жесткий тендер между молодыми японскими авиастроительными компаниями.

Одной из важнейших задач в спецификации 7-Shi занимала разработка палубного самолета торпедоносца – «штурмовика» по японской классификации. В конкурсе было предложено поучаствовать фирмам Мицубиси, Накадзима, государственному арсеналу флота в городе Йокосука — "Kaigun Kokusho". Достаточно расплывчатые требования техзадания давали широкое поле для творчества разработчиков, предполагая лишь некоторое улучшение динамических параметров нового торпедоносца по сравнению с состоявшим на вооружении В2М. Собственно, вероятно, основная цель разработки состояла скорее в наработке опыта отечественного авиастроения, и лишь во вторую очередь в попытке получить машину кардинально превосходившую торпедоносец предыдущего поколения. В результате, принятый на вооружение в итоге новый палубный торпедоносец Yokosuka (Kokusho) B3Y1, ничем особо не превосходил своего предшественника, а в части надежности и управляемости даже уступал. Служба его была бесцветной и недолгой. Из боевых частей он исчез практически одновременно с более почтенным по возрасту В2М, которого был призван заменить. У конкурентов итоги получились еще хуже. Оригинальный проект с Х-образными крыльями бипланной коробки В3N представила фирма Накадзима. Старейший игрок в японском авиастроении – Мицубиси представила лишь модификацию своего В2М под обозначением 3MT10.  Все эти проекты строились вокруг более мощных двигателей, нежели в предыдущих поколениях. 1-й арсенал флота Kaigun Kokusho использовал 620-сильный рядный Hiro Type 91, лицензионную копия французского Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, не отличавшийся надежностью. На Накадзиме остановили свой выбор на 9-цилиндровым радиальным Nakajima Hikari 2 мощностью 700 л.с. Фирма Мицубиси применила английский рядный Royce Buzzard II-MS мощностью 835 л.с.

Все вышеперечисленные проекты были характерны недостаточной тяговооруженностью. Не смотря на большую мощность примененных двигателей, недостаток опыта в проектировании самолетов у еще зеленых японских инженеров стал причиной нарушения весовой культуры, все проекты были перетяжелены и прирост мощности «съедался» значительной массой конструкции.

Помимо трех претендентов, участвовавших в конкурсе 7-Shi, свой проект неожиданно представила фирма Аичи, до сего момента специализировавшаяся на поплавковых легких машинах и лицензионном производстве иностранных конструкций. Аичи официально не участвовала в конкурсе на палубный торпедоносец 7-Shi, поэтому об этом проекте обычно не упоминают, тем не менее, он также заслуживает внимания.

Экспериментальный палубный торпедоносец Aichi AB-8

Проект, получивший внутрифирменное обозначение АВ-8 (аббревиатура от "Aichi biplane 8-й проект"), был разработан конструктором фирмы Токуйчиро Гомеи в сентябре 1932 года. В его основе лежала конструкция учебно-тренировочного самолета Тип 13 К1Y, который производился на Аичи по лицензии 1-го Арсенала флота Kokusho.  Хотя в процессе проектирования Токуйчиро Гомеи слишком далеко ушел от исходного проекта, получив в итоге совершенно новую машину.

АВ-8 представлял собой трехместный биплан смешанной конструкции с тремя отдельными кабинами экипажа, прикрытыми плексигласовыми козырьками. Силовой набор фюзеляжа набирался из стальных труб с фанерными шпангоутами. Лонжероны крыла также представляли собой стальные трубы с деревянными нервюрами. Обшивка полотняная за исключением капота двигателя. Крылья бипланной коробки имели возможность ручного складывания. В качестве силовой установки Гомеи рассматривал два доступных двигателя. Во-первых, французский Hispano Suiza, лицензионное производство которого было недавно освоено на Мицубиси под обозначением «Тип Hi», а во-вторых, французский рядный 12-цилиндровый, водяного охлаждения Lorraine-Dietrich 12Eb Courlis, выпускаемый по лицензии арсеналом флота Хиро под обозначением Тип 91. В итоге остановились на втором варианте ввиду чуть большей мощности в 835 л.с. Винт металлический, трехлопастный постоянного шага. Вооружение было представлено пулеметом Тип 92 – лицензионным Льюисом в задней кабине и синхронным Виккерсом-Е, неподвижно размещенным на капоте двигателя. На внешней подвеске под фюзеляжем располагались держатели под стандартную торпеду Тип 91 или набор бомб, эквивалентной массой до 800 кг.

Проект был завершен в сентябре 1932 года, в марте 1933 года был построен и испытан прототип. Испытания показали великолепные данные. АВ-8 практически по всем параметрам превосходил лучшего из конкурсантов – будущий В3Y. При одинаковой массе, АВ-8 показал максимальную скорость 232 км/ч по сравнению с 219 у машины 1-го Арсенала в Йокосуке. Прекрасной была управляемость. Самолет Аичи уверенно управлялся на минимальной скорости, не превышавшей 80 км/ч.

Экспериментальный палубный торпедоносец Aichi AB-8

Конструктор самолета Токуйчиро Гомеи позиционировал свое детище как «лучший выбор для флота». Однако, инициативны никогда не пользовались популярностью в Японии, синонимом которой является слово «консерватизм». Проект Аичи, который официально не участвовал в конкурсе, был принят флотом с прохладцей, сравнительных испытаний не проводилось и под надуманным предлогом был оставлен за бортом.

Единственный построенный прототип АВ-8 был разоружен, получил гражданский регистрационный номер  J-BESL, и некоторое время использовался в компании Аичи для различных экспериментов и как транспортный в районе авиабазы Кагамигахара.

Экспериментальный палубный торпедоносец Aichi AB-8Экспериментальный палубный торпедоносец Aichi AB-8

Модификация

  АВ-8

Размах крыла, м

  14.0

Длина, м

  9.55

Высота, м

  3.67

Площадь крыла, м2

  48.3

Масса, кг

 

  пустого самолета

  1770

  нормальная взлетная

  3200

Тип двигателя

  1 ПД Hiro Type 91

Мощность, л.с.

  1 х 620

Максимальная скорость , км/ч

  232

Посадочная скорость, км/ч

  91

Практическая дальность, км

 

Продолжительность полета, ч

  4.5

Максимальная скороподъемность, м/мин

 

Практический потолок, м

 

Экипаж, чел

  3

Вооружение:

  один синхронный 7,7-мм пулемет Виккерс-Е   и один подвижный Тип 92 в кабине стрелка
  одна 800 кг торпеда

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account