Экраноплан “Т”. Проект Бартини. 1974 г.
Предлагаю Вашему вниманию малоизвестный проект перспективного морского экраноплана Бартини.
В ходе испытаний амфибии ВВА-14 подтвердилось предвидение Бартини об образовании воздушной подушки под самолетом («экранный эффект»»), которая превращала ВВА-14 в экраноплан-самолет. Бартини продолжил развитие темы.
Проект «Т» был разработан на основе исследований по развитию аэродинамической схемы перспективного морского экраноплана в 1974 году.
Военная версия экраноплана проекта "Т" была выполнена по схеме низкоплана с составным крылом из несущего центроплана и консолей, с двухкилевым оперением и поплавковым взлетно-посадочным устройством в лодках, служивших для создания плавучести и повышения экранного эффекта.
Вверху носовой части размещалась четырехместная кабина экипажа. Экипаж экраноплана составлял четыре человека: два летчика, штурман и оператор.
Фюзеляж самолёта, с приподнятой хвостовой частью и большим грузовым люком, обеспечивает удобные условия погрузки и выгрузки крупногабаритных грузов, а также их воздушный сброс на парашютах. Грузовая кабина, рассчитанная на крупногабаритные грузы массой для 20 тонн, не герметична. Бортовое погрузочное устройство грузоподъёмностью 2,5 т и легкосъёмный транспортёр облегчают и ускоряют процессы погрузки, швартовки и выгрузки. Крыло состояло из прямоугольного центроплана и отъемных частей трапециевидной формы. Пневматическое взлетно-посадочное устройство включало надувные поплавки длиной 30 м. Для выпуска и уборки поплавков использовалась механо-пневматическая система, аналогичная ВВА-14. Для транспортировки экраноплана предусматривалось убирающееся четырехопорное колесное шасси (в обтекателях по бокам поплавков).
Силовая установка комбинированная — два маршевых двухконтурных двигателя Д-30М тягой 6800 кгс, установленных рядом в хвостовой части фюзеляжа и 4 стартовых Д-30М, смонтированных попарно в низу носовой части на пилонах.
В гидроканале ЦАГИ испытали два варианта моделей – военную и пассажирскую.
Работа, как над военным, так и над пассажирским вариантом шла очень интенсивно. Были закончены эскизы компоновки силовой установки и системы управления.
Летно-технические характеристики проекта “Т”:
- Размах крыла, м – 30,5;
- Длина, м – 48,0;
- Полетный вес, т – 50;
- Полезная нагрузка, т – 20;
- Двигатели: тип – ТРД: кол-во – 2 маршевых + 4 стартовых;
- Скорость крейс., км/ч – 370;
- Скорость макс., км/ч – 550—650;
- Дальность: 3–5 тыс. км.
Роберт Людовигович Бартини умер в декабре 1974 г., а на его рабочем столе остались расчеты крыла нового аппарата.
Альтернатива
На базе проекта экраноплана “Т”, получившего серийное обозначение МТА-16 (Многоцелевая транспортная амфибия), было создано несколько амфибий различного назначения, стоящих на вооружении ВВФ СССР.
МТА-16Т– транспортная амфибия, рассчитанная на перевозку 90 человек или 20 000 кг груза на расстояние до 4300 км.
В противолодочном варианте МТЭ-16 ПЛО в фюзеляже размещалось различное вооружение общим весом до 12 000 кг: шесть самонаводящихся противолодочных торпед АТ-1М или шестнадцать авиационных мин ИГМД-500, или 32 авиационных бомб ПЛАБ-250 и 160 штук радиогидроакустических буев РГБ-НМ “Чинара”. Для обороны на маршруте патрулирования предусматривался специальный комплекс, обеспечивающий постановку активных и пассивных помех. Кроме того, самолет оснащался поисковой РЛС, радиолокационным дальномером, инфракрасным пеленгатором, магнитометром АПМ-60.
На несколько МТА CФ и ТФ, был установлен поисково-ударный комплекс «Полюс», предназначенный для поражения ракетных подводных лодок на удалении от самолета не менее 200 км. В таком варианте амфибия несла в нижней части фюзеляжа две ракеты «воздух-поверхность» массой 3000–4000 кг, длиной до 9,5 м и калибром 780 мм.
Поисково-спасательный самолет МТЭ-16ПС предназначался для поиска и спасения экипажей летательных аппаратов, потерпевших бедствие над морем, членов экипажей затонувших кораблей, а также подводников, поднявшихся на поверхность с затонувших субмарин в всплывающих камерах. В грузовом отсеке размещался модуль оснащенный медицинским оборудованием, система для его подцепки и загрузки, включавшую бортовую лебедку, контейнеры со спасательными лодками ЛАС-5С и плотами ПСН-6А. В состав экипажа, кроме летчиков, штурмана и бортинженера, входили пять спасателей и два врача. Он мог бы принять на борт до 50 пострадавших, в том числе 20 тяжелораненых, для которых предусматривались носилки. Машина оснащалась спасательными кругами, канатами с поплавками, запасом медикаментов, воды и теплой одежды. Для работы ночью предусматривался выдвижной прожектор СП-62.
МТА-16 ДРЛО, амфибия дальнего радиолокационного обнаружения и управления с РЛС “Шмель-Л”.
С уважением, Сергей Сыч
Рисунки: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.
www.аlternathistory.com/blogs/Serg
Источники:
- Гидросамолеты и экранопланы России (1910–1999). Г.Ф.Петров, М, Русавиа, 2000.
- Soviet X-planes. Ye.Gordon, B.Gunston, 2000.
- Александр Заболотский, Андрей Сальников. Авиация и Время 5/2005.
- Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.