Экраноплан-авианосец Бартини А-2000 должен был сделать все авианосцы устаревшими
Все экранопланы мира и Советского Союза неразрывно связаны с именем нашего выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. Однако в СССР темой экранопланов занималось ещё одно КБ, под руководством не менее талантливого инженера Роберта Людвиговича Бартини. Именно Бартини и предложил в 1970 году проект стратегического экраноплана-авианосца А-2000.
Проект этой машины был настолько инновационным что на многие десятилетия опережал своё время. Возможно именно поэтому не стали делать не только опытной машины, ни даже полноразмерного макета. Хотя простые макеты для продувки в аэродинамической трубе были изготовлены. Руководство страны понимало, что стоимость данной машины будет настолько высокого, что даже тогдашний СССР, экономика которого являлась, на минуточку, второй в мире, вряд ли бы его потянул. Но вернёмся к проекту.
Бартини предложил построить экраноплан по схеме катамарана с впечатляющими габаритными размерами 183х129х48 м. Масса экраноплана должна была составить запредельные 2500 тонн. И он должен был нести авиагруппу, состоявшую из 15–25 боевых самолетов различных типов. Экипаж машины должен был составить 430 человек, из них 250 человек – авиагруппа. Её силовая установка состояла из 10 турбовентиляторных двигателей взлетной тягой по 30–33 тонн каждый.
Для сравнения авиагруппа авианесущего крейсера «Кузнецов», состоит приблизительно из 50 самолётов и вертолётов.
Подробнее о силовой установке экраноплана. Как писалось выше она должна была состоять из 10 моторов. При этом 4 из этих двигателей предназначались для создания тяги при движении на экранном режиме и располагались в хвостовой части корпуса у основания килей. Эти двигатели оснащались реверсивными устройствами для торможения экраноплана при приводнении. Шесть других двигателей предназначались для создания воздушной поддувной подушки под корпусом экраноплана. Они должны были работать только на старте на режимах выхода из воды и разгона до минимальной скорости экранного хода и при остановке экраноплана и переходе его в режим плавания. Эти поддувные двигатели размещались впереди центроплана на горизонтальных пилонах.
С такой начинкой, данная тяжёлая машина должна была иметь возможность разгоняться до 550–600 км/ч. При этом крейсерская скорость машины должна была составлять 200–350 км/ч. Такие показатели, по замыслу авторов, должны были в корне поменять методику взлёта и посадки боевых машин на палубу экраноплана. Теперь самолёту по сути не требовалось полосы для разбега так как до взлётных скоростей самолёты будут разгоняться на экраноплане, а самолёты будут взлетать, по отношению к экраноплану, по сути в режиме вертикального взлёта.
Честно говоря, не могу представить, как это могло выглядеть в реальности, ведь на палубу летящего экраноплана вряд ли бы мог кто-то выйти. Хотя с другой стороны всё это теория и на практике её никто не проверял.
Так как данная машина являлась боевой, то кроме авиагруппы её вооружили ещё и противокорабельными ракетами. На машине находилось 6 ПКРК П-1000 Вулкан. Ещё одной особенностью экраноплана А-2000 является крыло с изменяемой стреловидностью крыла. Ни до не после на экранопланах эта схема никогда не использовалась.
Что касается судьбы проекта, то она была незавидной не только из-за запредельной цены. Главной причиной является та, по которой не получили развитие и проекты Алексеева. Дело в том, что в СССР так и не нашли место для экранопланов в системе министерств. Отдельного ведомства, которое бы занималось развитием этого вида транспорта в нашей стране не было, а для министерства морского транспорта экранопланы были непрофильным видом техники – почти самолётами.
PS. Любопытно, а сегодня такой проект можно бы было реализовать? И насколько нужна такая машина в современных условиях?
По материалам:
https://agitpro.su/ekranoplan-avianosec-nesostoyavsheesya-chudo-oruzhie-sovetskogo-flota/