Статья Алексея Козленко с сайта WARSPOT.
Содержание:
Кризис середины — второй половины III века поколебал, но не уничтожил римскую державу. Благодаря деятельности императоров-реформаторов Аврелиана, Проба, Диоклетиана и Константина империи удалось удержать границы, победить врагов и вновь укрепить своё господство.
Римская военная организация III–IV веков стала более сложной и гибкой, гораздо лучше приспособленной для выполнения стоявших перед ней задач. Численность армии значительно возросла за счёт привлечения на военную службу варваров и образования новых боевых единиц. Изменилось вооружение и защитное снаряжение солдат: оно стало более функциональным, дешёвым и приспособленным для серийного производства. С этой целью в различных провинциях империи строились специальные предприятия — так называемые фабрики, занятые изготовлением шлемов, щитов, доспехов и другого оружия.
В III–IV веках римская армия по-прежнему демонстрировала свой высокий боевой потенциал. Благодаря преимуществу в военном снаряжении, выучке и дисциплине солдат, наличию боевого опыта у командиров даже при самых неблагоприятных условиях ей неизменно удавалось одерживать верх над гораздо более многочисленными ордами варваров. Предлагаем поближе ознакомиться с оружием и военным снаряжением эпохи Поздней империи.
В материале использована фотография Роберта Вермаата из реконструкторской группы Fectio, Нидерланды.
Шлем
На рубеже III–IV веков внешний вид и конструкция римских шлемов претерпели существенные изменения. Из употребления вышли цельнокупольные шлемы старых галльских и италийских типов. Им на смену пришли шлемы с куполом составной конструкции, снабжённые подвижным назатыльником и нащёчниками, подвешенными к ободу шлема на железных петлях, на ремнях или просто пришитые к мягкой подкладке. Ещё одной новой деталью в шлемах нового типа стал наносник.
Известные на сегодняшний момент археологические находки в самом общем виде можно разделить на две большие группы. К первой относятся куполовидные шлемы каркасного или секторного типа, похожие на более поздние шпангенхелмы. Их купол изготавливался из четырёх или шести секторных пластин, заклёпками крепившихся к рёбрам внешнего каркаса шлема. Снизу к куполу крепился широкий обод, к которому приделывались нащёчники и назатыльник. Сверху купол увенчивало коническое навершие с продетым в него кольцом.
Ко второму типу, пример которого представлен на интерактивном изображении, относятся шлемы с продольным гребнем. Все они состоят из двух половин, соединявшихся продольной полосой, часто выполненной в форме гребня. Каждая из половинок шлема, в свою очередь, могла изготавливаться из цельного куска металла или собираться из трёх частей, соединявшихся друг с другом при помощи заклёпок. Обод в нижней части купола шлема, как правило, имел надбровные вырезы и снабжался наносником для защиты лица. К нему подвешивались подвижные нащёчники и назатыльник. Декор шлемов включал обкладку, изготовленную из золотой или серебряной фольги с чеканным рельефом.
Распространение новых типов шлемов связывают с эпохой тетрархии и правлением Константина. Относительная простота изготовления составных шлемов не требовала ни большого количества высококвалифицированных оружейников, ни больших затрат по времени для изготовления каждого экземпляра. Массовое производство, с одной стороны, способствовало улучшению снабжения армии, а с другой — приводило к падению стандарта его качества. Вместе с тем, как свидетельствует опыт реконструкций, римское защитное снаряжение этого периода обладало достаточным запасом прочности и предоставляло надежную защиту от ударов любой силы.
Туника
Покрой римской туники во II–III веках изменился. Её начали делать несколько уже и длиннее, чем раньше, а также стали снабжать длинными (до запястья) рукавами. Туники для лета изготавливались изо льна, зимние — из шерсти. В отличие от современной сорочки, туника не выкраивалась, а ткалась как один большой кусок ткани крестообразной формы. Длина такого куска составляла 220 см, ширина – 90 см. В центре ткань складывали пополам, сверху в ней прорезали горловину, а затем сшивали с боков.
Как видно на фресках и мозаиках, даже простую одежду обычно окрашивали. Наиболее предпочтительными цветами были белый, красный, синий и зелёный. В III–IV веках появились расшитые туники, которые носили высшие офицеры. Самыми знаменитыми из них были мавританские и далматские. Ворот, подол и окончания рукавов украшались расшитым кантом.
В моду в это время вошли также многоцветные вставки круглой или квадратной формы, которые ткались отдельно и затем нашивались на ткань на плечах и на груди. Когда одежда приходила в негодность, такие вставки спарывали и затем пришивали на новую.
В IV–V веках появилась мода надевать одну тунику поверх другой. Верхнюю одежду, как правило, делали из более плотной ткани с короткими рукавами. Эта мода процветала среди германцев, предпочитавших пёструю одежду различных цветов.
Торакомах
Римские воины III–IV веков надевали под доспех толстую безрукавку, изготовленную из войлока и набивной ткани. Она предназначалась для уменьшения трения, амортизации ударов, а также должна была согревать в холодное время года. О времени её появления у нас нет прямых данных. Однако уже в III веке римские авторы упоминали особую одежду, которая по-латыни называлась subarmalis, т. е. «поддоспешник», а в начале V века под именем «торакомаха» её подробно описал анонимный автор латинского трактата «О военных делах»:
«Это род одеяния, которое изготавливается из войлока по размеру человеческой груди и для ее прикрытия; сшила его искусная мастерица из мягкой шерсти из опасения, чтобы, одев его сначала, панцирь, либо иная подобная защита не повреждали бренное тело грубостью массы; одевший его также доставит членам своего тела большое облегчение, способствующее работе при оружии и непогоде».
Основной функцией торакомаха была амортизация ударов по корпусу воина, поэтому его толщина, по рекомендации Византийского Анонима VI века, должна быть «не менее пальца», т. е. около 2 см. В качестве материала для набивки византийские авторы рекомендовали использовать смесь хлопковой ваты и шелковых очёсов. Маврикий рекомендовал изготавливать их либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из другой грубой шерстяной ткани.
Кожа, плотная ткань, простёганная в несколько слоёв, или войлок принимали на себя основную силу удара. В случае если оружие, пробив доспех, всё же вонзалось в плоть, подкладка препятствовала ему проникнуть достаточно глубоко, чтобы причинить немедленную смерть. В этом смысле и сам торакомах был вполне надёжной защитой от метательных снарядов, а также от плохо нацеленных и скользящих ударов ручным оружием. А вот его уязвимость перед колющими ударами обусловила необходимость использовать торакомах в сочетании с металлическим доспехом.
Подол торакомаха изготавливался в виде фестончатой юбки с двумя рядами птериг. Последние использовались для защиты бедер и паха. Один ряд птериг защищал предплечье воина.
Чешуйчатый панцирь
Воин на интерактивном изображении носит чешуйчатый доспех (lorica squamata). Такой тип доспеха неоднократно упоминается в письменных источниках, а также часто изображался на памятниках искусства I–III веков, прежде всего — на погребальных стелах солдат, что свидетельствует о его широком распространении и популярности. Этому способствовала гибкость и высокая прочность чешуйчатого доспеха при относительной дешевизне и простоте изготовления.
Чешуйчатый доспех создавал сплошное металлическое покрытие для корпуса тела. Удары, нанесённые по такому покрытию, соскальзывают вниз и в сторону, что позволяет чешуе выдерживать не только рубящий, но и колющий удар. Чешуйчатый доспех легко отражает удар стрелы, пробивающей кольчужную ткань навылет.
Находки бронзовой и железной чешуи равно распространены на всей территории Римской империи. Находки крупных фрагментов чешуйчатых панцирей в Дура-Европосе (Сирия), Штраубинге (Бавария) и Карпоу (Великобритания) позволяют судить о конструктивных деталях доспеха. Чаще всего среди находок представлены прямоугольные чешуйки 20–30 мм в длину и 10–20 мм в ширину, с закруглённым нижним краем и слегка подрезанными углами. Вырезали их из бронзового листа, который получали, отбивая заготовку молотом. Чешуйки получали при этом слегка выпуклый профиль, что увеличивало их жёсткость. На некоторых находках видны следы серебристого покрытия, которое защищало бронзу от коррозии и придавало панцирю нарядный блестящий вид.
Каждая чешуйка имеет три пары отверстий: одна пара по центру в верхней части и две других немного ниже по правому и левому краю. При изготовлении доспеха чешуйки сначала через боковые отверстия соединялись в горизонтальные ряды — так, чтобы каждая из них примерно на треть накладывалась на соседнюю. Иногда для соединения чешуек использовались кольца из расплющенной молотом бронзовой проволоки. Их кончики, загнутые назад, предусматривают необходимость использовать толстую тканую основу доспеха или поддоспешную одежду наподобие торакомаха.
Горизонтальные ряды чешуек через центральные отверстия нашивались на кожаные полоски, которые, в свою очередь, пришивались к основе из суровой ткани. Ряды начинали пришивать снизу, при этом верхний ряд на треть перекрывал нижний так, что создавалось двойное, а то и тройное покрытие, способное противостоять удару стрелы и даже копья. Полный панцирь состоял примерно из трех тысяч чешуек и весил 8,5 кг.
Штаны
В III–IV веках штаны превратились в общеупотребительную форму одежды для военных — как всадников, так и пехотинцев. Варвары носили широкие и длинные шаровары-бракки, римляне предпочитали короткие и узкие штаны наподобие современных бриджей. В Средиземноморье их могли изготавливать изо льна, в северных провинциях — из шерсти. В холодное время года вместе со штанами на ногах носили шерстяные обмотки.
Поножи
Во II–IV веках поножи вновь вернулись в состав снаряжения римских легионеров. О необходимости снабжать пехотинцев поножами пишут Арриан, Юлий Павел, Вегеций и Маврикий. По словам последнего, поножи обязательно должны были иметь для своей защиты воины, стоящие в первых двух рядах строя. Византийский Аноним VI века рекомендовал надевать поножи воинам, выделявшимся для участия в ночных засадах и беспорядочных схватках с противником.
Поножи изображены на погребальной стеле Северия Акцепта, солдата VIII Августа легиона, их носят воины, изображенные на фреске «Исхода» в синагоге Дура-Европоса, а также воины в сцене «Амазономахии» на росписи щита из Дура-Европоса. Археологические находки римских поножей встречаются редко.
Поножи представляют собой простые железные пластины длиной 35 см с продольным ребром жёсткости. Размеры находок таковы, что они закрывают ногу лишь до колена. Возможно, для защиты самого колена использовалась отдельная часть доспеха, как в кавалерийских поножах того времени.
Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень. Носили поножи поверх обмоток из грубой ткани, остатки которых были обнаружены в Дура-Европосе.
Башмаки
Солдаты-пехотинцы в III–IV веках продолжали носить закрытые башмаки-кальцеи с невысоким голенищем и шнуровкой. Подошвы башмаков были толстыми, их традиционно подбивали гвоздями. Всадники могли надевать кожаные сапоги с высоким голенищем, доходившим почти до колена. Для пехотинцев такие сапоги считались неудобными.
Дротик
Римские воины III–IV веков, так же как и их предшественники, в начале сражения бросали в противника тяжёлый дротик, а затем атаковали его с мечом в руках. Вегеций сообщает, что дротик, являвшийся поздней модификацией пилума, назывался спикулум. Он представлял собой широкий, снабжённый зубцами наконечник на железном стержне длиной 0,22 м, который при помощи втулки насаживали на 1,6-метровое древко. Так же как и пилум, за счёт своей тяжести спикулум при ударе пробивал даже щит и доспех, поэтому воины должны были особенно тщательно упражняться в его метании.
Наряду со спикулумом часть легионеров в это время вооружалась легкими дротиками-ланцеями. Длина древка ланцеи составляла 1,2–1,8 м, его середина обёртывалась кожаным ремнём. Ланцею метали, зажав кончик ремня между пальцами, так что в полёте её древко вращалось, увеличивая точность броска. Хотя дротик и не обладал такой силой удара, как пилум, но и он был весьма эффективным оружием, особенно в отношении противника, не носившего защитного доспеха. Эксперименты с современными репликами ланцеи показали, что её можно метнуть на расстояние до 20 м, а на дистанции 10 м она пробивает насквозь дубовую доску толщиной 18 мм.
Прежде ланцеями вооружались преимущественно пехотинцы вспомогательных отрядов, часто сражавшиеся небольшими группами и в рассыпном строю. В начале боя вооружённые ланцеями метатели должны были выбегать перед строем и вести манёвренный бой, поддерживая действия кавалерии, а в случае опасности отступая назад за неподвижный строй тяжеловооружённых пехотинцев. Во время рукопашной схватки воины, стоявшие в первых четырёх рядах пехотного строя, должны были использовать свои ланцеи как копья, в то время как последние четыре метали их поверх голов впередистоящих.
Пояс
Пояс для римлян символизировал принадлежность к военной профессии. Военные носили пояс вместе с гражданской одеждой, сохраняя это право даже после выхода в отставку. Римские поясные ремни украшались бронзовыми накладками, чеканными и литыми, которые часто покрывали серебром и позолотой. Форма и вид этих накладок задавались модой, зачастую заимствованной у германцев, персов и других пограничных варваров.
Меч
Наиболее распространённым типом римского меча в III–IV веках была спата — длинный меч, которым, как свидетельствует Вегеций, вооружались не только всадники, но и пехотинцы. Мечи из археологических находок этого времени представляют собой обоюдоострые клинки длиной от 65 до 85 см и шириной 4,4 см, сужающиеся на конце в короткое остриё. Клинок, как правило, имеет линзовидный профиль, для уменьшения веса и придания большей жёсткости в нем вытачивались симметричные долы, число которых варьировалось от одного до четырёх. Вес клинка составлял 700–800 г.
Мечи римских оружейников были продукцией высокого класса, дорого ценившейся у соседей римлян. Клинок мечей III–IV веков изготавливался по технологии фальшивого булата: прутья высоко- и низкоуглеродистой стали плотно переплетались друг с другом и перековывались так, что в металле оказывались перемешаны тысячи слоёв. Подобное соседство делало клинок прочным без хрупкости и гибким без мягкости. Из 100 мечей, найденных в Нидаме, 90 сделаны по этой технологии.
Для украшения клинка в его верхней части иногда помещалось изображение военных штандартов, орла, а также богов: Марса, Виктории, Минервы и т. д. Оно, как правило, травилось кислотой и плакировалось золотом, орихалком или другим металлом контрастного цвета.
На оконечность клинка в форме хвостовика насаживалось навершие из дерева, рога или слоновой кости — как правило, богато украшенное резьбой. Оно соединялось с клинком через высверленное в центре отверстие, а затем закреплялось бронзовой заклёпкой в верхней части. Некоторые мечи III–IV веков имели навершие в форме кольца — эта форма была заимствована у рукояти мечей сарматов. Рукояти офицерских мечей часто выполнялись в форме орлиной головы и украшались золотом и драгоценными камнями.
Портупея
В I–II веках римские солдаты подвешивали меч в ножнах на портупее с правого бока. На левом боку обычно носили кинжал, подвешенный к поясу. С увеличением длинны клинка римляне стали подвешивать ножны с левой стороны и несколько ниже, чем раньше. В начале III века для их крепления к портупее стали использовать слайд, расположенный по центру лицевой поверхности ножен. Ремень портупеи, проходя сквозь прорезь слайда, образовывал петлю, конец которой прикреплялся к бронзовой фалере на лицевой поверхности портупеи. Сама портупея стала гораздо шире, чем раньше, и часто украшалась бронзовыми накладками.
Две целиком сохранившиеся портупеи с двумя фалерами каждая были обнаружены в Торсберге (Дания). Большая портупея имеет длину 1055 мм и ширину 91 мм. Широкий конец портупеи вырезан в форме сердца и снабжён прорезной бронзовой накладкой. Другой конец вытянут в длинный узкий язык. В 20 см от широкого края находилась бронзовая фалера, на внутренней стороне которой имелась петля для закрепления пропускавшегося через прорезь слайда узкого конца портупеи.
Щит
Большой щит обеспечивал воину надёжную защиту как от метательных снарядов противника, так и от ударов его ручного оружия. В течении II века ранее использовавшиеся легионерами щиты прямоугольной формы вышли из употребления. Им на смену пришли щиты овальной, почти круглой формы, широко известные по изобразительным памятникам и археологическим находкам III–IV веков. При раскопках Дура-Европоса в Сирии археологами были обнаружены два полностью сохранившихся римских щита середины III века и фрагменты еще 21 экземпляра разной степени сохранности.
Все находки имели форму широкого овала и размеры в пределах 1,07–1,18 м длины и 0,92–0,97 м ширины. Щиты были изготовлены из 12–15 тополиных планок толщиной 8–12 мм, встык склеенных друг с другом. В центре делалось отверстие, в которое просовывалась рука, державшая рукоять щита. Рукоять представляла собой горизонтальную металлическую полосу, проходившую через всю поверхность щита и прикреплявшуюся к ней восемью гвоздями. Фактически рукоять служила дополнительным элементом жёсткости. В месте кулачного хвата рукоять обматывалась кожей. Снаружи её прикрывал металлический умбон, прикреплявшийся к щитовой доске четырьмя гвоздями.
Для защиты поверхности щита от повреждений она покрывалась сперва пропитанной клеем пористой тканью, затем кожей. Края щита через дерево обшивались сыромятным ремнём шириной 20–30 см. Поверхность щита, как внешняя, так и внутренняя, богато расписывалась. Реконструкция такого щита весит около 5 кг.
Помимо непосредственной защитной функции, щит выполнял также функцию опознавательного знака, по которому в ходе сражения воины узнавали своих. Изображения на его поверхности представляют собой так называемые дигмы, то есть условные знаки или символы отдельных военных частей. Крупнейшим сводом этих знаков является Notitia Dignitiatum начала V века, чьи миниатюры содержат 265 изображений эмблем военных частей римской армии. Часть специалистов полагает, что эти изображения основаны на официальном источнике и отражают действительную картину эмблем различных частей позднеримской армии. Другие указывают на стереотипный вид изображений, отрицая тем самым надёжность этого источника.
Умбон
Железный умбон с наружной стороны щита защищал кисть воина, держащую рукоять. Умбон, как правило, имел форму железной чашки с неширокими полями и прикреплялся к щиту четырьмя гвоздями. Умбоны римских щитов III–IV веков часто имели вытянутую конусовидную форму, иногда переходящую в длинный штырь, что также было характерно для щитов германцев того времени.
Умбон такой формы описывал Византийский Аноним в VI веке:
«Для обеспечения наибольшей защищенности протостатов необходимо, чтобы в центре их щита помещался железный умбон округлой формы с закрепленным на нем наконечником высотой не менее четырех пальцев (около 8 см – прим. авт.), чтобы не только внушать страх врагам, когда они будут видеть этот наконечник издали, но и наносить им тяжелые травмы, когда дело дойдет до его применения».
Опыт современных реконструкторов говорит, что острие умбона было предназначено не для нанесения ударов в рукопашной схватке, а, скорее, для того, чтобы лишить противника возможности, ударив щит в щит и навалившись всей массой тела, сбить щитоносца с позиции.
источник: https://warspot.ru/7944-ekipirovka-antichnyh-voinov-legioner-epohi-pozdney-imperii