Двухпалубники компании Breguet. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Breguet 765 Sahara. Франция

14

 

После проведенных в 1951 году военных испытаний самолета Br 761 S №1 F-WASK (перевозка тяжелых и громоздких грузов, сброс грузов с помощью парашютов (за один раз удалось сбросить 6,5 тонн и за один проход был осуществлен сброс 17 тонн) руководство министерство обороны заявило о готовности приобрести несколько самолетов Deux-Ponts.

В отличие от гражданской версии военно-транспортный самолет должен был иметь большую дальность полета (машина должна была быть способна выполнить беспосадочный перелет длиной 4500 километров, что соответствовало полету по маршруту Париж – Дакар) и быть способным перевозить бронетехнику весом до 14 тонн (легкий танк AMX 13 с башней FL 10 или разведывательный бронеавтомобиль Panard EBR 75).

Новый самолет получил обозначение Br 765 Sahara в честь районов, над которыми он должен был совершать полеты.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Breguet 765 Sahara. Франция


схема военно-транспортного самолета Br 765 Sahara

Br 765 был похож на Br 763, принадлежавший авиакомпании Air France, и отличался лишь внутренней компоновкой. Для увеличения возможностей перевозки особенно громоздких грузов часть опалубки, расположенная позади крыла, была съемной. Благодаря этому в задней части фюзеляжа образовывалось пространство объемом 92 м³, позволявшее без проблем перевозить легкие танки и разведывательные бронеавтомобили.

Эта же съемная часть верхней палубы могла использоваться в качестве рампы, что позволяло загружать на верхнюю палубу колесные транспортные средства (грузовики GMC, артиллерийские оружия калибром 105 мм).

Доступ на верхнюю палубу обычно осуществлялся с помощью подъемной платформы. На скамейках, которые были складными и съемными, можно было перевозить пехотинцев. В целом были предложены следующие варианты нагрузки:

• 164 полностью экипированных пехотинцев;
• 54 лежачих раненых;
• 8 джипов и 8 тонн различного оборудования;
• 6 гаубиц M1 (105 мм) и 4,2 тонн боеприпасов;
• 2 гаубицы калибром 105 мм, 2 трактора, их экипажи и 5,8 тонн различных грузов (топливо и боеприпасы);
• 1 танк AMX 13 с башней FL 10 и 3,2 тонны боеприпасов и топлива;
• 3 гусеничных бронетранспортера Hotchkiss TT и 2 тонны топлива;
• 1 разведывательный бронеавтомобиль Panard EBR 75 и 4,7 тонн боеприпасов и топлива;
• 3 легких истребителя-бомбардировщика Breguet 1100.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Breguet 765 Sahara. Франция
типичные варианты нагрузки военно-транспортного самолета Br 765 Sahara. Сверху вниз: три легких истребителя-бомбардировщика Breguet 1100; четыре грузовика GMC; танк AMX-13 с башней FL 10 (14 тонн)

Для сброса тяжелых грузов парашютным способом двери в задней части фюзеляжа были демонтированы и замены на две пластины.

Самолет летал на несколько меньшей скорости, но сохранял свои нормальные лётные качества. Силовая установка самолета состояла из четырех 2400-сильных двигателей Pratt & Whitney R 2800 CB-16. Общий запас топлива самолета мог быть увеличен за счет подвески подкрыльевых баков.

Помимо некоторого радиооборудования, унаследованного у гражданского варианта, такого как система инструментальной посадки и зонд-высотомер, самолет также оснащался радиоэлектронным оборудованием военного назначения – двумя радиокомпасами, радиостанциями, работавшими на средних и высоких (MF-HF), сверхвысоких (VHF) и ультравысоких (UHF) частотах, навигационную систему Decca, тактическую навигационную систему TACAN, радиолокационный ответчик Rebecca, система опознавания «свой-чужой», – которые привели к новому расположению антенн.

Единственным заметным внешним отличием Br 765 Sahara от гражданского Br 763 были веретенообразные топливные баки, установленные на законцовках крыла.

Свои потребности командование французских ВВС оценивало в 27 военно-транспортных самолетов, но это числе последовательно сокращалось. Сначала 21, затем 15 и, наконец, 12 самолетов Br 765 Sahara, что вряд ли способствовало финансовому оздоровлению компании Breguet в тот чрезвычайно сложный период. Тем не менее, в августе 1955 года новое руководство компании приняло решение начать производство 12 самолетов. Для обеспечения рационального производства [1] была проведена очень большая промышленная реорганизация: технологическая оснастка была распределена между заводами в Тулуза-Монторан (Toulouse-Montaudran) и Англете (Anglet), и в Биарриц-Парм (Biarritz-Parme) на краю взлетно-посадочной полосы был построен новый сборочный цех площадью около 10000 м².

Эта важная программа была выполнена в три четверти, когда государственные органы объявили о своем решении полностью отменить заказ.

Однако сразу же стало очевидно, что было бы очень глупо не попытаться спасти хотя бы четыре самолета, постройка которых была близка к завершению: отмена заказа была заменена его сокращением до четырех самолетов.

Восемь незавершенных планеров были отправлены на слом.

Первый военно-транспортный самолет Sahara совершил свой первый полет 6 сентября 1958 года с временной гражданской регистрацией F-ZVME. В следующем году были облетаны остальные три самолета.

Четыре Br 765 Sahara были приписаны к базировавшейся в Ле-Бурже 64-й транспортной эскадрилье, в составе уже действовали принятые ранее Br 761 S.

В ВВС Франции военно-транспортные самолеты Br 765 Sahara получили номера с 501 по 504.

Двухпалубники компании Breguet. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Breguet 765 Sahara. Франция
Breguel 765 №502 в полете над Мон-Марсаном (Mont-de-Marsan); 1959 год
Двухпалубники компании Breguet. Часть 6 Военно-транспортные самолеты Breguet 765 Sahara. Франция
Br 765 Sahara №504 в Истре, 1968 год

Как мы уже отмечали, ирония судьбы заключалась в том, что военно-воздушные силы, нуждавшиеся в тяжелом транспортном самолете для обеспечения проводившихся в Тихоокеанском регионе ядерных испытаний и признавая качества Deux-Ponts, закупили Br 761 S и Br 763 в качестве замены Br 765 Sahara.

Всю свою карьеру самолеты Br 765 Sahara провели в составе транспортной эскадрильи 11/01 Maine. В Эвре, где была основана эскадрилья Maine, с августа по декабрь 1969 года эти самолеты были списаны спустя десять лет безупречной службы.

Другие проекты, разработанные на базе Br 761

В заключение темы пассажирских и военно-транспортных самолетов Deux-Ponts следует сказать, что в течение нескольких лет был разработан ряд проектов, в которых в качестве силовой установки использовались различные поршневые и турбовинтовые двигатели как отечественного, так и иностранного производства, отличные от Gnôme-Rhône и Pratt & Whitney, установленных на Br 761-763-765. Из общего числа проектов можно упомянуть:

Breguet 762 – вариант Br 761, оснащенный 2000-сильными двигателями Bristol Hercules 630. Данный вариант разрабатывался в результате возможного интереса британских пользователей к самолетам Deux-Ponts. После провала Br 761 на этом рынке работы по данному проекту были прекращены.

Можно отметить, что во время первых полетов Br 761 было анонсировано создание вариантов Br 762 (с двигателями Pratt & Whitney R-2800) и 763 (с двигателями Bristol Hercules 630). Остается неизвестным, почему номера этих типов были отменены.

Breguet 766 – проект грузопассажирского самолета с герметизированным фюзеляжем, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce RB-109 Tyne с мощностью по 4400 л.с. каждый. Самолет должен был перевозить 150 пассажиров и 3 тонны грузов на дальность 3500 километров.

Breguet 767 – вероятно этот проект представлял собой вариант Br 766, оснащенный 5000-сильными турбовинтовыми двигателями Bristol BE 25. В те годы (1954-55 гг) имелась возможность установки двухконтурных турбореактивных двигателей Rolls-Royce Conway с тягой по 6000 тонн.

И, наконец, необходимо упомянуть производные семейства самолетов Br 760-765 – проекты Br 840 и Br 970 Super Deux-Ponts, о которых будет рассказано в следующих разделах этой книги.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Breguet 765 Sahara

Назначение: военно-транспортный самолет

Статус: серийное производство

Силовая установка: четыре 18-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R 2800 CB-16, развивавших на взлете по 2400 л.с.

Размеры:

размах крыла (бех топливных баков на законцовках) 42,992 м
длина 28,947 м
высота 10,228 м
площадь крыла 178,7 м²

Вес:

пустого 30000 кг
общий максимальный 54000 кг
максимальной полезной нагрузки 17000 кг
пассажировместимость от 126 до 164 чел.

Летные характеристики:

крейсерская скорость на высоте 3000 метров 380-400 км/ч
дальность перелета 4000 км
практический потолок (с весом 50 тонн) 5500 м
длина разбега с набором высоты 15 метров и при взлетном весе 54 тонн 1420 м

Регистрационные номера самолетов:

№501 64-PE (первоначально F-ZVME)
№502 64-PF
№503 64-PG
№504 64-PH

[1] следует отметить, что оснастка, использовавшаяся при создании пятнадцати Br 761 S и Br 763, была утилизирована!

источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.75-79

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account