«Дворняжки» закрытых морей
Когда-то давно (но уже в этой жизни) ув. коллега Ansar02 предложил сделать пост из моего комментария к его «Охотники за линкорами 2. Легавые закрытых морей.» (https://alternathistory.ru/okhotniki-za-linkorami-2-legavye-zakrytykh-morei). Пожелания уважаемых людей стоит исполнять. И вот, не прошло и полутора лет…
Наш главный герой — полупогружной миноносец. Видите на «горле» сиреневое кольцо – почти по него наш попелац погружается. Тактика применения, реалистичность – это ищите в посте коллеги Ansar02. Единственное, что скажу, большая скорость (ок. 40 узлов). У меня, так сказать, рационализаторская работа – там подправить, здесь переделать.
Первое нововведение — необитаемый подводный корпус (Рис. 2, В). Это заметно уменьшит как размер корпуса, так и толщину пилона, что, соответственно, уменьшит и сопротивление. Здесь еще и торпеды вынесены в боковые «крылья», что, видимо, «съест» часть улучшения по сопротивлению, зато явно повысит продольную и поперечную устойчивость. Но двигатели, в то время, не слишком надежны, может, сделаем «катамаран»? Но не просто катамаран, а с быстросъемной верхней частью (относительно, конечно, пусть даже за полдня, Рис. 2, Г, Д). Теперь, при некотором запасе корпусов, двигатель можно проверить и подготовить на базе, и почти в любой момент заменить (теоретически, даже на специально подготовленном корабле). Кроме того, можно резко уменьшить длину корпусов, что, вместе с увеличением глубины погружения (общая ненамного, примерно до 7 м), заметно уменьшит волновое сопротивление (глубина около половины длины). Рассмотрев варианты «Г» и «Д», за основу взял «Г» и решил сделать из него конфетку (Рис. 1, Рис. 3, Е). У «Д» более уязвимы воздуховоды. Кроме того, хотя плоское днище расположено выше уровня воды, более-менее заметная волна будет бить в него, увеличивая нагрузку на пилон и уменьшая скорость. Так что у нас острый нос легко режет волну минимум 2,5 м высоты. «Крыло» с торпедами все же решил положить сверху на корпуса – меньше нагрузка на пилоны, удобнее при смене корпусов (без торпед, конечно) и удобнее заряжать торпеды. Для перезарядки желательно продуть балластные цистерны (торпеды ненамного тяжелее воды, но 200-300 кг с каждой будет). Подогнав ППМ к нужному месту своим ходом или за кольцо на пилоне, длинным шестом с «вилкой» на конце заводим петлю троса за крюки на самом корпусе и по наклонному пандусу лебедкой затаскиваем до появления из воды крыла. Так как корпуса еще в воде усилие на лебедке будет меньше. Это же можно сделать в море на специально оборудованном корабле, но не в шторм, конечно. Обратно корабль возвращается за счет опускания пилона или буксиром за кормовые крюки. Здесь корпус тоже с утяжелённым килем, плавно переходящим в обтекаемый выступ в нижней части. Но, кроме закрепления хорошо амортизированных фундаментов дизелей, он служит еще и салазками.
С рулями, признаюсь, немного схалявил, просто обозначив «что-то» за винтом. Легкой отмазкой мне служит то, что изменений в основной руль не предполагается, а «крылышки» для регулировки по крену я все же на наклонную часть пилона добавил. Корпуса в поперечном сечении нарисовал в «технологичном» варианте, но не буду утверждать, что он самый правильный. К рубке подошел с большей ответственностью. Воздухозаборник тоже с устройством, препятствующим заливанию воды, с принудительной подачей воздуха. Обычный выход из рубки не улучшился – или в шлюпку, или длинный трапп с берега. Забыл нарисовать дальномер, зато добавил прибор ночного видения (над застеклением) – очень полезная вещь ночью (в РИ в 1943 году на всех кораблях северного флота стоял). Чтобы волны меньше заливали остекление, в носовой части небольшая, выступающая на 15-20 см защита. Передняя верхняя часть пилона заполнена пробкой – дополнительная защита воздуховода и в случае пробития плавучести не потеряет.
Теперь более подробное описание рубки и экипажа (Рис. 3, Ж). Всего пять человек. Два стрелка – наблюдателя, два рулевых и командир – «многостаночник» (подменяет рулевых и т.п.). Для отдыха по две откидных койки (болотного цвета), верхняя в виде гамака, на нижней можно и посидеть. Вахта – два человека — рулевой сидит в кресле впереди (наверное, можно и второе рядом, для командира, поставить), стрелок наблюдает с откидного сиденья за задней полусферой (стрельба только стоя). Под платформой для стрельбы в коробах термоса, вода, консервы и прочие продукты. Для более длительного похода можно установить небольшой примус в кормовой части, там, где умывальник и простенький гальюн (с подогнанной крышкой). Все это, в том числе пол, висит на перегородке (практически герметичной, приоткрытая дверца зеленым), потому как сама кормовая часть – это лодка. Два слоя алюминия, между ними на днище, желательно 25 см пробки (не утонет даже с дырками) борта проложим деревом. На самой лодке в носовой части немного выступающая в стороны ось и по две прорези в бортах. Вставив ось в «прорезь» корпуса (оранжевый треугольник), вставляем лодку внутрь корпуса и закрепляем, затягивая болты со штурвальчиками (оранжевый шестигранник). Для эвакуации за несколько секунд откручиваем штурвальчики и толкаем лодку («прорезь» в корпусе расширяется наружу). Конечно, есть еще тросик для удержания лодки около рубки, с быстросъемным креплением. Съемные сиденья, весла и пр. сразу закреплены на бортах лодки. Бак для воды умывальника служит дополнительной защитой стрелку.
Еще вариант рубки с одним блистером для турели (Рис. 4, З). Выхлоп здесь придется делать «полуподводным», с возможностью работы под воду, а то захлестывать будет. Воздухозаборник с усовершенствованным устройством, препятствующим заливанию воды. Ниже система охлаждения двигателя – одной из стенок радиатора служит борт корпуса.
А на рисунке 4, И «малый ночной охотник» с рубкой всего на два человека (но маленькая лодочка в корме тоже есть), ближнего радиуса действия. Наличие прибора ночного видения обязательно! В корпусе только аккумуляторы и электродвигатель, например, от «Малютки». Подкрадывается ночью на электротяге (или стоит в засаде). Увидела вражину в «тепловизор» и ба-бах – нету вражины. Во всяком случае, за счет большой дальности АИ торпед (10-12 км) есть шанс уйти с места происшествия «по-английски». В крайнем случае, можно пересесть в лодочку и затопить наш ППМ. Хотя, за счет меньшего размера корпуса, дальность и скорость хода на электротяге будет больше, чем у той же «Малютки», возможно, понадобится предварительная буксировка. В крайнем случае, можно поставить небольшой вспомогательный дизель, здесь скорости в 10 узлов хватит.
Еще два небольших вопроса:
-если на большой скорости закрыть передние крышки торпедной шахты не получается, может, после пуска торпеды, открыть и кормовые крышки (в моем попелаце это возможно), для снижения сопротивления?
-возможно ли открытое закрепление торпед (Рис. 4,И, снизу)?
И, в нагрузку, небольшой набросок «старого образца» (Рис. 5) – загрузка торпед по образцу пистолетного магазина.