16
Две жизни одного корабля

Две жизни одного корабля

Интересная статья Максима Ферапонтова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Мониторы были символом морской мощи Севера, победившего в Гражданской войне в США. Однако после окончания боевых действий правительство посчитало невозможным содержать большой флот — экономия привела к тому, что первое поколение американских броненосцев сгнило или было продано. В такой ситуации американским морякам пришлось прибегнуть к обману, чтобы получить новые боеспособные корабли — они объявили постройку новых боевых единиц ремонтом уже существующих. Одним из таких кораблей стал броненосец «Монаднок».

В 1863-1864 годах, во время Гражданской войны в США, на государственной военно-морской верфи в Бостоне для флота северян был построен 250-футовый 3300-тонный двухбашенный монитор «Монаднок» класса «Миантономо». Вступив в строй всего за семь месяцев до окончания войны, «Монаднок» успел принять участие в последней и самой масштабной операции северян против форта Фишер — броня нового монитора выдержала пять попаданий с береговых батарей конфедератов.

В апреле 1865 года, после небольшого ремонта, «Монаднок» отправился в Мексиканский залив на охоту за новейшим броненосцем южан, который назывался «Стоунволл». К некоторому разочарованию северян, эпического сражения не произошло — капитан «Стоунволла» узнал о капитуляции армии генерала Ли и передал свой корабль испанским властям в Гаване.

Поход в Калифорнию

Отгремевшая война показала всю незащищённость Восточного побережья США, а враждебная позиция Великобритании и появление в Тихом океане европейских эскадр с броненосными кораблями требовали от американского правительства ответных мер. Отметим, что в те времена Калифорния была территорией, практически отрезанной от основной части США — строительство железной дороги от океана до океана ещё только планировалось, а морское сообщение занимало месяцы.

Ещё во время войны американцы разобрали один из своих мониторов на части и погрузили его на парусный корабль. Парусник с паровым броненосцем в трюме успешно обогнул Южную Америку, но по иронии судьбы затонул у берегов Калифорнии. В дальнейшем предприимчивые янки смогли снять с погибшего судна ящики со стратегически ценным грузом и даже сумели ввести в строй присланный монитор.

Монитор «Монаднок» в 1865 году. archives.gov

Монитор «Монаднок» в 1865 году. archives.gov

Дипломатия канонерок

Посланный в октябре 1866 года на помощь небольшой Тихоокеанской эскадре флота США, «Монаднок» медленно продвигался к цели, пока не достиг берегов Перу. Здесь американский монитор и сопровождавшие его пароходофрегаты чуть не стали участниками Первой тихоокеанской войны между Испанией и её бывшими колониями Перу, Чили и Боливией. Следуя доктрине Монро, дипломаты США поддерживали молодые латиноамериканские государства в их борьбе против европейских колониальных империй. Горячие головы из американской дипломатической миссии решили воспользоваться наличием такого внушительного аргумента как 15-дюймовые пушки «Монаднока» и пригрозили испанцам применением силы, если те не прекратят войну. Испанский адмирал не испугался и объявил о готовности вступить в бой, но до войны между Испанией и США всё же не дошло.

Американские корабли двинулись дальше на север. Монитор двигался очень медленно, а запасы топлива, воды и продовольствия заканчивались быстро, поэтому путешествие представляло собой движение от порта к порту — одним из них стал мексиканский город Акапулько. И снова американские моряки оказались в нужное время в нужном месте. Пользуясь занятостью американцев междоусобицей, французский император Наполеон III предпринял попытку взять Мексику под свой контроль. Французы оккупировали все важные мексиканские портовые города, в том числе Акапулько. В дальнейшем экспедиционный корпус французской армии не смог одержать победу в изматывающей партизанской войне против мексиканских отрядов. Дела оккупантов шли плохо, а прибытие «Монаднока» ускорило их бегство из Акапулько.

Ещё одним побочным результатом путешествия стала закупка правительством Перу двух американских мониторов для своего флота. Пережив конфликт с Испанией, перуанцы хотели гарантировать невмешательство европейцев в их дела. Броня и пушки недавних героев Гражданской войны в США казались латиноамериканцам отличными защитниками их независимости.

Чертёж двухбашенных мониторов времён Гражданской войны в США. navsource.org

Чертёж двухбашенных мониторов времён Гражданской войны в США. navsource.org

На страже западных владений

21 июня 1866 года после девятимесячного плавания «Монаднок» прибыл в гавань Сан-Франциско. Местная общественность ликовала, официальные празднества сменялись частными зваными ужинами и благотворительными вечерами. Американский обыватель убедился в том, что его жизнь и имущество под надёжной защитой федерального флота.

Местом базирования Тихоокеанской эскадры стала военно-морская база в городе Вальехо на полуострове Мар-Айленд в 37 км от Сан-Франциско. Именно туда «Монаднок» был переведён для ремонта, в котором нуждался после долгого путешествия. Работы завершились 26 июня, а уже 30 июня броненосец был официально выведен из эксплуатации и переведён в резерв — причиной этого решения стало отсутствие средств в бюджете. За годы гражданской войны флот вырос в несколько раз, и его содержание требовало огромных денег, которых в дефицитном послевоенном бюджете США не было. В первую очередь правительство решило избавиться от бесполезных в мирной жизни броненосцев.

«Монаднок» был построен из дерева, поэтому без присмотра и обслуживания его корпус фактически сгнил к 1874 году. Некогда грозный броненосец разделил судьбу большинства мониторов времён гражданской войны.

Однотипный с «Монадноком» броненосец «Агаментикус», 1866 год. navsource.org

Однотипный с «Монадноком» броненосец «Агаментикус», 1866 год. navsource.org

Новая жизнь «Монаднока»

В 1874 году Соединённые Штаты и Испания вновь оказались на грани войны. Испанцам надоело, что янки поддерживают деньгами и оружием мятежников на Кубе, и взяли с поличным американских контрабандистов. Конфликт снова удалось разрешить дипломатическим путём — США пока не оправились от последствий войны, а Испания ещё не растеряла остатки своего былого могущества.

Конфликт с испанцами показал, что американскому флоту нечем воевать даже со второстепенной европейской державой. Проблема усугублялась категорическим нежеланием Конгресса финансировать строительство новых кораблей. Секретарь флота Джордж Робсон посчитал, что сможет выполнить свой долг и без крючкотворства — не имея денег на новые корабли, он приступил к так называемому ремонту пяти старых мониторов, включая «Монаднок».

«Ремонт» начался с продажи на слом ветхих корпусов «Монаднока» и девяти других старых броненосцев, чтобы получить средства для постройки новых кораблей под прежними именами. При этом ни один из четырёх судостроителей не получил ничего кроме задатка и клятвенного обещания продолжить финансирование строительства. Особо выбирать американским капиталистам было не из чего — в годы гражданской войны военное судостроение переживало настоящий бум, появлялись новые предприятия и расширялись старые, но все они остались без работы после окончания боевых действий.

23 июня 1874 года новый «Монаднок» был заложен прямо в Вальехо на частной верфи «Континентал Айрон Уоркс». Работы шли очень медленно по причине скудного и нерегулярного финансирования, пока в 1883 году не разразился скандал, который показал чиновникам американского правительства суть проводимого «ремонта». Скандал удалось замять, и новый железный корпус «Монаднока» был спущен на воду 19 сентября 1883 года без официальной церемонии. На правах всё ещё «ремонтируемого» корабля броненосец был отбуксирован на государственную военную верфь в Мар-Айленде — к этому времени долг правительства перед «Континентал Айрон Уоркс» составил внушительную сумму в 120 000 долларов.

Заполучив все четыре недостроенных монитора, американский флот был вынужден перепроектировать их, чтобы учесть десятилетний прогресс в артиллерии, броне и механизмах. Однако с корпусами, которые фактически копировали деревянные оригиналы времён гражданской войны, ничего сделать было уже нельзя.

«Монаднок» в достройке. Фото сделано между 1883 и 1886 годами. navsource.org

«Монаднок» в достройке. Фото сделано между 1883 и 1886 годами. navsource.org

Основные характеристики

В итоге длина корабля выросла с 250 до 262 футов, а водоизмещение достигло 3990 т. Увеличение веса было обусловлено прежде всего использованием гораздо более толстой брони. Основным вооружением монитора являлись четыре нарезных казнозарядных орудия калибра 254 мм, для 1880-х годов эти пушки были вполне современными, но на момент ввода корабля в строй уже немного устарели. Американцы не имели опыта создания современных пушек, несколько лет проб и экспериментов показали, что нужно обращаться за зарубежной помощью. В итоге вся линейка пушек для нового стального флота США была спроектирована британскими специалистами. Эти 25-тонные орудия длиной 835 см могли выстрелить снаряд весом 155 кг на расстояние в 18 км. В идеальных условиях тренированные артиллеристы могли достигнуть скорострельности в 2-3 выстрела в минуту. В реальных боевых условиях полный цикл перезарядки доходил до полутора минут. Запас в 360 бронебойных и разрывных снарядов позволял кораблю не экономить боеприпасы в бою. Вес зарядов «шоколадного» дымного пороха составлял 17 т, бронебойность — 178 мм стальной брони на дистанции в 200-250 м. В свою очередь, полная защита бортов и башен главного калибра стальной 290-мм бронёй надёжно предохраняла «Монаднок» от вражеских снарядов.

«Ремонтируемый» монитор получил уникальные паровые машины двойного расширения, на ходовых испытаниях удалось достигнуть скорости в 11,6 узла. На практике при хорошей погоде скорость редко превышала 9 узлов, а в условиях среднего волнения монитор было проще буксировать.

Установка орудий главного калибра, 1895 год. navsource.org

Установка орудий главного калибра, 1895 год. navsource.org

Из владыки мелководья — в плавучую батарею

Планировалось, что мониторы станут надёжной защитой США от вторжения более многочисленных европейских флотов с их большими океанскими броненосцам. Малая осадка (4,2 м) позволяла мониторам свободно маневрировать на мелководьях американского побережья, американские корабли избегали бы боя с вражескими броненосцами, при этом уверенно топя любое меньшее судно. Однако вполне разумная для 1870-х годов тактическая роль десятилетием позже уже была под вопросом. Некогда медленные и неточные торпеды превратились в грозное оружие, а многочисленные миноноски и паровые катера могли атаковать мониторы на большей скорости и с разных направлений.

Чтобы защитить монитор от новой угрозы, его вооружение было пополнено целым арсеналом из 10 скорострельных пушек противоминных калибров (от 37 до 100 мм). Эффективность этой батареи напрямую зависела от волнения моря, вероятнее всего, в большинстве случаев она была бесполезной.

«Ремонт» монитора продлился 22 года и завершился 20 февраля 1896 года, за это время «Монаднок» превратился из грозного «хищника» в самоходную плавучую батарею. Однако даже в этом случае мониторы отлично подходили на роль защитников гаваней и других закрытых акваторий.

«Монаднок» после вступления в строй, 1896 год. navsource.org

«Монаднок» после вступления в строй, 1896 год. navsource.org

Мониторы переходят Тихий океан

В конце XIX века старые противоречия между США и Испанией привели к началу войны. 1 мая 1898 года американская Азиатская эскадра коммодора Дьюи быстро и без потерь разгромила испанские колониальные канонерки в битве при Маниле, но столкнулась с противодействием со стороны немецких военных кораблей. Еще с 1880-х годов Германия и США пытались создать в Океании свои колониальные империи, и сейчас немцы увидели для себя шанс отнять у американцев их добычу — Филиппинские острова.

Баланс сил в Манильской бухте складывался не в пользу янки, и им срочно понадобилась любая доступная поддержка. Решение отправить из Калифорнии к Филиппинам оба новых монитора («Монаднок» и «Монтерей») было принято ещё раньше, когда американцы узнали о том, что испанцы собираются послать в свои азиатские владения мощную эскадру с двумя броненосцами. Испанцы отказались от спасательной экспедиции, но мониторы их противников уже были готовы к переходу.

23 июня 1898 года «Монаднок» на буксире угольщика «Неро» (USS Nero AC-17) вышел из Сан-Франциско и 16 августа прибыл в Манильскую гавань, преодолев 8000 миль. Мониторы с их невероятно низким надводным бортом, ужасной остойчивостью и мореходностью совершенно не подходили для таких воистину эпических переходов. Стоит напомнить, что самый первый монитор погиб именно при буксировке во время шторма, причём это произошло ввиду берега. Здесь же крошечные по океанским меркам кораблики бросало из стороны в сторону даже на буксире. Чтобы поддерживать хоть какой-то ход, броненосцу приходилось постоянно идти под парами. Температура в котельном отделении достигала 60 градусов Цельсия, а по палубе постоянно гуляли океанские волны. Стоило буксирному тросу порваться, и во многих случаях его уже нельзя было завести вновь.

В походе через Тихий океан, 1898 год. navsource.org

В походе через Тихий океан, 1898 год. navsource.org

«Монаднок» на войне

Хотя ко времени прибытия американских мониторов испанцы уже сложили оружие, а немцы так и не решились применить силу, для пары броненосцев нашлась работа. Филиппинцы не обрадовались тому, что по результатам мирных переговоров янки просто купили их родину у Испании. Между бывшими союзниками по борьбе с испанцами началась американо-филиппинская война.

В отличие от боевых действий на Кубе, где мониторы показали свою полную бесполезность, на Филиппинах «Монаднок» и «Монтерей» пришлись очень кстати их — мощные десятидюймовые пушки эффективно подавляли сопротивление плохо вооружённых филиппинцев. Один из американских пехотных офицеров в своем отчёте с восторгом писал об использовании «Монаднока» в битве при Калучане в 1899 году:

«То, что было процветающим городком мятежников, через несколько полных залпов было разрушено».

Неразорвавшийся 254-мм снаряд «Монаднока», 1899 год. navsource.org

Неразорвавшийся 254-мм снаряд «Монаднока», 1899 год. navsource.org

В роли колониальной канонерки

Доказав свою важность в деле поддержания порядка в новой американской колонии, «Монаднок» остался в Азии. Низкая осадка и возможность использовать уголь даже низкого качества делали его отличным кораблем для патрулирования во внутренних китайских водах. В начале XIX века Китай превратился в полуколонию, и великие державы, к которым теперь принадлежали и США, защищали здесь свои интересы, опираясь, прежде всего, на флот. И «Монаднок», и «Монтерей» охраняли судоходство на реке Янцзы.

В 1904 году с началом русско-японской войны монитор вернули в Манилу, там он обеспечивал интернирование кораблей российского флота. В 1906 году американские патрули, в том числе и «Монаднок», вернулись в Китай. Служба «Монаднока» продолжалась до 1912 года, когда американцы сменили громоздкие и дорогие в обслуживании мониторы на специализированные речные канонерские лодки. «Монаднок» был отбуксирован в новую военную базу в Кавите, где до 24 марта 1919 года служил тендером для подлодок. 2 февраля 1923 года старый монитор был удалён из списка ВМС, а 24 августа его корпус продали на металлолом.

«Монаднок» в китайских водах, 1900-е годы. navsource.org

«Монаднок» в китайских водах, 1900-е годы. navsource.org

Так называемый ремонт изначально ограничил выбор нового типа броненосца — второй «Монаднок» можно было строить лишь с характеристиками, весьма близкими к оригиналу. С другой стороны, успешный опыт применения мониторов в гражданской войне и оборонительная концепция американского флота не требовала иного типа капитального корабля. Если бы в 1870-е годы удалось построить все четыре монитора, флот Соединённых Штатов пополнился бы действительно полезными и мощными кораблями береговой обороны. Но политические причины позволили закончить псевдоремонт только в середине 1890-х, когда сама концепция монитора уже не устраивала молодое агрессивное государство. Но даже в этих условиях вновь построенный «Монаднок» сумел послужить своей стране как минимум не хуже своего деревянного тёзки времён гражданской войны.

Основные тактико-технические характеристики монитора «Монаднок»

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 3,990 т
ДЛИНА 262 фута 3 дюйма (79,93 м)
ШИРИНА 55 футов 5 дюймов (16,89 м)
ОСАДКА 14 футов 6 дюймов (4,42 м)
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2 паровые машины (1600 л. с.), 2 винта
СКОРОСТЬ 11,63 узла
ДАЛЬНОСТЬ 1370 миль при 10 узлах (19 км/ч)
ЭКИПАЖ 156 человек
ВООРУЖЕНИЕ 4 × 254 мм; 2 × 100 мм; 2 × 57 мм; 2 × 47 мм
БРОНЯ пояс – 180 мм; дымоходы и вентиляторы – 100 мм (до высоты 0,9 м); палуба – 40 мм; башни – 190-290 мм

Литература

  1. Paul Silverstone. The New Navy 1883-1922. 2006, ISBN-10: 0415978718 ISBN-13: 978-0415978712
  2. Jim Leeke. Manila and Santiago: The New Steel Navy in the Spanish-American War. 2009, ISBN-10: 1591144647 ISBN-13: 978-1591144649
  3. Robert Erwin Johnson. Far China Station: The U.S. Navy in Asian Waters 1800-1898. 2013, ISBN-10: 1591144094 ISBN-13: 978-1591144090
  4. William Reynolds Braisted. The United States Navy in the Pacific 1897-1909. 2008, ISBN-10: 1591140870 ISBN-13: 978-1591140870
  5. R. Blake Dunnavent. Brown Water Warfare: The U.S. Navy in Riverine Warfare and the Emergence of a Tactical Doct. 2003, ISBN-10: 0813026148
  6. John T. Alden. The American Steel Navy: A Photographic History of the U.S. Navy. 2008, ISBN-10: 0870212486 ISBN-13: 978-0870212482

источник: https://warspot.ru/10840-dve-zhizni-odnogo-korablya

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account