14

    На 1891-95гг., было намечено построить 6 броненосцев типа «Наварин» (будущие типа «Полтава») и 4 типа «Гангут».
Но, выделенных денег не хватало и число «навариных» уменьшилось до 3 штук, а «гангуты» превратились в улучшенные «гангуты» водоизмещением 8880т (будущий «Сисой Великий») числом в 2 штуки и в 3 дешёвых прибрежных броненосца водоизмещением 4100т(будущие типа «Адм. Сенявин»).
При этом, эти самые, дешёвые прибрежные броненосцы, не были предусмотрены 20-летним планом строительства флота 1883—1902 гг.
А так как денег, по-прежнему не хватало, то исключили из постройки и второй улучшенный «Гангут» в 8880т.
Развилка: исключаются из постройки все три БрБО, а вместо них строятся два улучшенных «Гангута», т.е. два «Сисоя», под предлогом невозможности достаточно развить защиту у БрБО, в связи с их малым водоизмещением. По деньгам получается немного дороже, где-то 12,8 млн.руб., против 11,25 млн. руб. Придётся что-то «порезать» на 1,55 миллиона (миноносцев каких-нибудь, например, т.к., их кол-во на Балтике превышало все разумные пределы, при весьма посредственных качествах).

Эскадренный броненосец "Сисой Великий"

Эскадренный броненосец «Сисой Великий»

Кроме того, придётся изрядно экономить и на строительстве двух дополнительных «сисоев»:
— машины заказывать в Англии по 960 тыс. руб.,
— броню покупать в САСШ по 556 руб/т.,
— немного уменьшить стоимость корпуса и оборудования за счёт меньшего веса первого и однотипности последнего,
— уменьшения стоимости минного вооружения и б/к к нему, за счёт сокращения вдвое числа минных аппаратов и торпед к ним.
Первый дополнительный «сисой» (далее условно будет называться «СВ-2») закладывается в БКЭ Галерного островка в мае 1892г.(«СВ-3» закладывается в январе 1893г в БДЭ Балтзавода), а уже к осени становится ясно, что все строящиеся броненосцы будут оснащаться другой (новой) артиллерией и в связи с этим получат большую перегрузку. В то же время, появляется и новая броня Гарвея (испытанная в 1892г), позволяющая резко уменьшить толщины плит, при равной или даже большей защищённости.
Последнее обстоятельство, а также меньший вес английских машин по сравнению с русскими «сисоевскими», позволит резко уменьшить перегрузку по отношения к головному броненосцу серии.
Особенности конструкции.
В связи с бурным развитием среднекалиберной скорострельной артиллерии, два «сисоя» получили полный пояс брони по ватерлинии и два протяженных каземата из 4″ (102мм) брони. В верхнем каземате располагались 10-6″ пушек Кане и 8-47мм пушек Гочкисса. Ещё 4-47мм пушки стояли в оконечностях без брони, а другие 4-е, в надстройке по её углам; две такие же пушки на носовой части надстройки. На кормовой части надстройки, располагались две десантные 63,5мм пушки Барановского, а 6-37мм одноствольных пушек, на марсе фок-мачты.

По проекту, ГБП толщиной 12″(к нижней кромке 5″) был высотой 7ф.(2,13м), из которых 3ф. (0,915м), располагалось над водой. Стремясь уменьшить перегрузку, толщину ГБП снизили до 9″, но достичь 3ф. высоты  над водой так и не удалось, по итогам постройки, ГБП возвышался над ватерлинией только на 2ф.(0,61м).

Два "Сисоя", вместо трёх БрБО.
Бронепалуба, по окончательному проекту, плоская в районе ГБП, общей толщиной в 2″ (1,5″ брони на 0,5″ подкладке), шла по верхней кромке главного пояса, имея 2,5″(63,5мм) скосы к нижним кромкам 4″-ых поясов оконечностей.                Верхний каземат, накрывался броненастилкой толщиной 0,75″(19мм), которая, одновременно являлась верхней палубой.
Траверсы нижнего каземата, толщиной 4″, примыкали к барбетам башен, к ним же примыкали и 2″-ые(51мм) траверсы верхнего каземата; переборки между орудиями — 1″.
Главных котлов было 4 двойных и один одинарный. Два малых вспомогательных котла стояли в носовом КО, по бокам от одного одинарного котла. Мощность машин, на испытаниях на естественной тяге 8600 инд.л.с. (скорость 16 узлов), на форсаже машины выдавали до 12000 инд.л.с., а скорость возрастала до 17,5 узлов.
Угольные ямы вмещали 1300т угля, а полный запас с учётом угля в подачных трубах и котельных отделениях составлял 1450т, что обеспечивало дальность плавания на 10 узлах в 5600 миль. Т.о., корабли могли использоваться на Тихом океане, хотя по своей небольшой осадке, предназначались для действий на относительном мелководье.
По сравнению с головным броненосцем, у двух других, были уменьшены до 1,5″(38мм) толщины деревянных настилок броневой, батарейной и верхней(в пределах надстройки) палуб. В офицерских помещениях, за кормовыми траверсами казематов, деревянный настил был заменён линолеумом. Также была уменьшена толщина подкладки за броней ГП до 6″(152мм) и за броней пояса в оконечностях и казематов до 4″.
Стоимость.
Корпус с бронепалубой, оборудование — 2,7 млн.р.
Броня — 0,941 млн. р.
МКУ — 0,96 млн.р.
Артиллерия — 0,982 млн.р.
Арт. б/к — 0,546 млн.р.
Минное вооружение и освещение — 0,135 млн. р.
Минный б/к — 0,085 млн.р.
Итого: 6,42 млн. р.

                                                                            Служба.
К 1901г., оба броненосца были окончательно достроены и ушли на Дальний Восток, где вместе с головным броненосцем серии, составили отряд прибрежной обороны.
В ночь, на 27 января 1904г, «СВ2», получил попадание торпеды во время внезапного нападения японцев на 1ТОЭ. С трудом войдя в гавань, броненосец приткнулся к берегу и только через месяц был поставлен в Артурский док, откуда вышел отремонтированным, только в конце апреля.Два "Сисоя", вместо трёх БрБО.
2 мая 1904г., после взрыва русской мины у борта японского ЭБР «Ясима», командующий русской эскадрой отдал приказ разводить пары всем боеспособным броненосцам, крейсерам и миноносцам. Через два с половиной часа, все эти корабли (5 ЭБР и 4 КР), а также 16 миноносцев, постепенно, по протраленному фарватеру, вышли для преследования и боя с японскими силами (3 ЭБР, 2 БрКР, 6 КР). В результате жестокого сражения, длившегося до темноты, временами на небольших дистанциях, противники получили тяжёлые повреждения (два японских ЭБР затонули в результате минных подрывов и бою не участвовали). С наступлением темноты, русские миноносцы атаковали повреждённые японские корабли и достигли нескольких торпедных попаданий, во многом из-за которых, к утру затонули : ЭБР «Сикисима», БрКР «Асама» и «Токива», КРЛ «Кассаги» и «Сума».
После этой и ещё ряда неудач(погиб КР «Иосино», авизо «Мияко», КЛ «Осима»), японские флот и армия попали в очень сложное положение : первый, теперь серьёзно уступал русским в числе линейных единиц и в случае поражения в бою, ставил этим под угрозу, коммуникации высадившихся армейских частей.
Временно, положение спасало то, что русские ещё некоторое время будут ремонтировать свои повреждённые корабли, но после их ремонта, ситуация становилась угрожающей, особенно с учётом, спешной подготовки к отправке на ДВ Второй ТОЭ.Два "Сисоя", вместо трёх БрБО.

Подписаться
Уведомить о
guest

109 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account