В 1931 году страна испытывала серьезные проблемы с производством танков. И в связи с тем, что всерьез рассматривалась угроза начала войны с Польшей, было принято решение о разработке простого, дешевого танка на базе автоагрегатов (чтобы можно было его производить на автозаводах) с целью в случае необходимости быстро покрыть недостаток Т-26 в РККА.
Предполагалось создание танка массой 4 тонны, с автодвигателем АМО-ЗИС 63 л.с. (в ходе проектирования увеличили мощность до 70 л.с.), КПП и системой питания от серийного грузовика. Бронезащита аналогична Т-26. По подвижности танк не должен был уступать Т-26. Габариты предусматривали переброску танка в кузове 5-тн грузовика. В начале 1932г. проект был готов и к концу года был изготовлен опытный образец танка, получившего индекс Т-34.
В марте 1932 года на рассмотрение поступил проект, предложенный ОКМО завода им.Ворошилова, который сразу был передан на опытный завод Спецмаштреста. Его дальнейшей доработкой занималась конструкторская бригада под руководством С.А.Гинзбурга, при участии конструкторов Г.Михайлова и С.Кузина. В целом проект претерпел не слишком большие изменения, что позволило быстро приступить к изготовлению опытного образца, получившего обозначение Т-34. В техзадание удалось уложиться, но вес получился чуть больше — 4,7 тонны. Корпус танка был на заклепках. Броня: 4, 6 и 10 мм. Двигатель, система охлаждения от ЗИС-5. Трансмиссия — от танка Т-33. На танк установили башню, подобную устанавливаемой на плавующих танках 30-х годов. Вооружение 7,62-мм пулемет ДТ.
Для проведения испытаний было изготовлено два легких танка Т-34. Один танк имел в башне левее пулемета стробоскопический прибор наблюдения, другой, в этом же месте — фару боевого света для ведения огня ночью и в сумерках, в бою которая, скрывается заслонкой. На испытаниях танк показал очень хорошие результаты. Подвижность была даже выше, чем у Т-26, проходимость великолепной. И главное — танк имел освоенные автомобильные агрегаты, что делало его производство привлекательным, особенно в военное время. В недостатки записали только слабое вооружение, аналогичное плавающему, точнее тогда ещё учащемуся плавать, танку Т-33.
Для усиления вооружения было решено установить 20мм автоматическую пушку Шпитального. В связи с отсутствием готового автомата был установлен макет. В имеющейся башне, по месту было прорезано окно в лобовой части, закрытое грубо сваренным коробом, для уравновешивания которого башня была дополнена кормовой нишей. В таком виде танк прошел ходовые испытания. Но, до сворачивания проекта Шпитальный так и не подал своего орудия.
Так что, с пушкой случился облом. В массовую серию были успешно запущены Т-26, БТ и плавающий Т-37А. Реконструкция же Ярославского автозавода, где планировался выпуск Т-34 в мирное время, осталась на бумаге. Поэтому, проект Т-34 по тихому прикрыли, а его индекс «Т-34» позже достался всем известной легендарной «тридцатьчетвёрке».
На мой взгляд, закрытие проекта Т-34 обр. 32 г. было ошибкой. Из Т-34 действительно, мог получиться великолепный как мобилизационный танк, так и лёгкий танк — разведчик. К тому же готовый для массового выпуска автозаводами ЗиС и ЯГАЗ в случае начала войны. Ни Т-26, ни БТ автозаводы выпускать не могли, а метивший на должность разведчика Т-37А был даже не танк, а по сути, танкетка с башней, делающая всё плохо. Плохо плавающая, плохо двигающаяся, плохо вооружённая и почти незащищённая. К тому же, в случае войны, форсировать выпуск Т-37А, обязан был Горьковский автозавод производящий полуторки, из узлов и агрегатов которых сие чудо и было слеплено.
Конечно, у Т-34 тоже имелись свои проблемы. Но, они, по крайней мере, были решаемы эволюционным путём. В общем, можно сказать, что концепцию мобилизационной машины для РККА, пригодной для массового производства на автозаводах, из имеющихся агрегатов, стоило начать развивать уже с начала 30-х. Причём без промежуточного звена, в виде кое-как плавающих уродцев. Концепцию соответствующего минимальным требованиям, простого, дешевого танка на базе автоагрегатов, с возможностью массово производить его на автозаводах. Способного в случае необходимости быстро покрыть недостаток в танках основных типов. Что позволило бы избежать авралов при разработке и налаживания выпуска мобилизационных танков серии Т-60, Т-70 и Т-80 в 1941-1943 годах. Когда выяснилась, в общем то простая, истина «или плавает, или танк». А так был шанс получить к лету 1941 года проект мобилизационного танка близкого по конструкции к Т-80. Но не сложилось.
Да, кстати, в 1932-ом году, когда Т-34 уже был изготовлен в металле, никаких серийных плавающих танков в стране ещё не производили. Более того. Изготовленный тогда же, первый советский опытный «плавунец» Т-33 испытаний не выдержал и в серию не пошёл. А массово производилась танкетка Т-27, проигрывающая во всём Т-34 образца 1932 года. Но как бы то ни было, к концу 1934 года работы по легкому танку Т-34 были полностью прекращены. Танк на вооружение РККА рекомендовать не стали, предпочтя возню с «плавунцами». А оба прототипа до 1938 года числились на балансе РККА. Когда и были списаны, с «устаревшими и иностранными танками». После чего были отправлены на переплавку.
Тактико-технические характеристики легкого танка Т-34:
Размеры;
- Длина общая – 3,6 м,
- Ширина – 1,98 м,
- Высота – 1,81 м
- Масса – 4,8 т
- Экипаж – 2 чел
- Клиренс (дорожный просвет) – 270 мм
- Ширина трака – 220 мм
Бронирование:
- Вертикальное – 10 мм,
- Горизонтальное – 6-4 мм,
- Башня – 10 мм
Силовая установка:
- 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения АМО-5, мощностью 70 л.с. (51,7 кВт) при 2400 об/мин
- Скорость – 45 км\ч по шоссе
- Максимальная скорость – 45 км/час по шоссе
- Запас хода 180 км по шоссе, 110 км по пересеченной местности
- Емкость топливного бака – 130 л
- Вооружение:
- 7,62-мм пулемет ДТ (перспективный вариант 20-мм пушка)
- Боекомплект: 2142 патрона 7,62-мм
Преодолеваемое препятствие:
- Брод глубиной 0,7 м,
- Стенка высотой 0,5 м,
- Ров шириной 1,5 м,
- Угол подъема 33°,
- Крен 20°
Источник — http://samlib.ru/h/harlamow_i_b/t-34.shtml