Данный текст был найден мной на просторах рунета и выкладывается на сайт в продолжение дискуссии о славном орле нашем© доне Рэбе.
Вот уже не первый френд, перечитывая «Трудно быть богом», пытается найти там что-то, соответствующее текущему моменту. Все находят разное. Однако все в своих поисках обращают внимание только на главного героя, благородного дона Румату, и пытаются выяснить кто же он на самом деле — герой или злодей. Тогда как на самом деле благородный дон в общем-то никто.
А что собственно сделал благородный дон Румата что все с ним носятся как с писаной торбой? Да ничего особенного. Спас десяток книгочеев и одного бунтовщика, вот и все. В масштабах Арканара — мелкий ничего не значащий эпизод. Все задания центра Румата благополучно провалил, смысла происходящих в стране процессов не понял, государственный переворот и военную интервенцию проморгал, а единственного реального лидера оппозиции, спасенного им Арату, послал на три буквы под совершенно смехотворным предлогом.
Штирлиц шел по улице Берлина и ничто не выдавало в нем советского разведчика: ни волочившийся сзади парашют, ни автомат ППШ, ни орден Красной Звезды на груди.
Этот гений конспирации с легкостью оказался раскрыт доном Рэбой: его биография не выдержала простейшей проверки и он прокололся на всем что только можно — на деньгах, на боевых приемах, даже на манерах и привычках. После того как Румата оказался изобличен как вражеский агент, его карьера в стране оказывалась завершенной при любом развитии событий и земляне оставались в Арканаре вообще без единого информатора.
Проколовшегося на мелочах горе-шпиона не тронули только лишь по странной прихоти Стругацких. Нелогично как-то дон Рэба его отпускает. На ровном месте и безо всяких к тому оснований. Боялся мести богов? Чушь. Такие люди, тем более в Средневековье, боятся только реальной силы. Но Румата никого и никогда не убил, ему нельзя. И его богам нельзя убивать. Значит это трусливые боги и бояться ни их самих, ни их посланца незачем. Так что в реальности посадили бы благородного дона в Веселую башню, тот бы и мяукнуть не успел. Ты посидишь, а мы посмотрим как твои боги тебе помогут. Или еще того проще: меч супротив арбалета — что плотник супротив столяра. Шлепнуть во дворе замка благородного дона и дело с концом. Ну узнают боги и что, грозно погрозят пальчиком? Да и плевать на них.
Так что личность этого неудачника меня совершенно не интересует. Нет, по-человечески ему конечно симпатизируешь, но вот искать ему какую-то аналогию в реале смысла никакого нет — роль Руматы в истории Арканара практически никакая.
Более интересно присмотреться к дону нашему Рэбе.
Тот ли он, за кого себя выдает? Точнее так — тот, кого нам подсовывают под видом «дона Рэбы» — это вообще он?
Что же нам известно о доне Рэбе с тех самых пор, как мы впервые прочитали эту книгу и о чем ездят по ушам все эти 50 лет (в этом году, кстати, будет юбилей публикации повести) восторженные читатели, преимущественно демократическо-либеральных взглядов? Дон Рэба, дескать, тиран, палач и предводитель мрачного средневекового отребья. Всю его суть (и суть книги вообще) принято выражать фразой «Когда торжествуют серые — к власти всегда приходят черные». А любой разгул (или даже то, что обыватель принимает за разгул) спецслужб немедленно объявляется «буйством серых» с явной отсылкой к повести. Последнее десятилетие вообще очень модно стало сравнивать серых и чекистов. Это всегда было модным, но в последнее время особенно. Ну а раньше в стране были другие герои невидимого фронта, предназначенные интеллихенцыей на роль дона Рэбы. Слышал даже такую старую байку, что изначально героя хотели назвать Рэбия, типа с намеком на Лаврентия нашего Палыча, но бдительные цензоры помешали. Но правомерно ли сравнение дона Рэбы и Берии? Принято считать что да. А на самом деле?
Попробуем понять откуда же взялись эти черные монахи, представленные в ТББ как апофеоз мракобесия и орудие сил тьмы. В книге об этом конечно рассказывается, но так невнятно, что я никогда не акцентировался на этом вопросе и, хотя перечитывал книгу десятки раз, всегда в глубине души оставалось легкое недоумение — так откуда же они появились? Над тем что Берия был «английским шпионом», не потешался, кажется, только ленивый, прекрасно понимая что это полная и беспросветная чушь. А что же можно сказать про нашего орла дона Рэбу? Да ничего хорошего, вообще-то. По всей видимости, дон Рэба этим шпионом как раз-таки и был. И даже больше чем банальным шпионом. Ибо монахи-то взялись из далекой заморской страны. Это не национальная черная сила, выросшая на задворках существующей власти и выпестованная серым подонком для достижения своих личных кровавых целей, а, пользуясь современной терминологией, кадровые сотрудники иностранных спецслужб. Дон Рэба предстает вовсе не жестоким тираном, взрастившем внутри своего народа касту палачей и убийц, а банальным компрадором и предателем, сдавшим страну ради собственной выгоды. Так ли это?
Давайте посмотрим как развивались события.
Румата поглядел им вслед и вспомнил, что тысячи раз он видел на улицах эти смиренные фигуры в долгополых черных рясах. Только раньше не волочились за ними в пыли ножны тяжеленных мечей. Проморгали, ах, как проморгали! — подумал он. Какое это было развлечение для благородных донов — пристроиться к одиноко бредущему монаху и рассказывать друг другу через его голову пикантные истории.
Книгочеи, грамотеи… Их-то наш горе-разведчик увидел, а вот реальные процессы проморгал. Перед ночью длинных ножей, задолго до нее, в Арканаре была, по всей видимости, проведена тайная спецоперация по внедрению в страну вражеской диверсионной агентуры. Но кто и как проводил внедрение монахов в Арканар, неужто сам дон Рэба? А зачем и для чего? Монахи никакого участия в травле книгочеев не принимали, военной силой не являлись, да и вообще никакого открытого влияния на политику Арканара до ночи длинных ножей не имели. Так что тут либо очень хитроумный многоходовый и далеко просчитанный (гениальным?) доном Рэбой план, либо что-то иное. И кстати — а на какие деньги-то эти засланные монахи в Арканаре существовали? В производственном процессе монашество не участвует, бизнесом не занимается и источников существования, кроме паразитического, не имеет. Но паразитические ниши в стране никогда не бывают свободны, так что получить доступ к внутреннему финансированию у них никак не получится, тем более быстро. Да и мотив их присутствия какой-то должен быть. А какой может быть мотив у иностранного гражданина, живущего нелегально в чужой стране? Или деньги (наемничество) или служба. Версию что монахи бескорыстно массово приезжали по велению сердца нести народам Арканара идеалы демократии светлое знамя истинной веры думаю что всерьез рассматривать не стоит. А даже если и рассмотреть, то все равно возникнет вопрос об их спецподготовке (жить на нелегальном положении это, знаете ли, непросто, да и мастерски владеть мечом посложнее чем кадилом) и ее финансировании.
Так что это мероприятие кем-то было профинансировано. Арканарская мелкая буржуазия (крупной в ту эпоху еще не существовало) представлена в повести отцом Цупиком. Однако отец Цупик оказался первым из руководства мятежников, убитым монахами, и ничего о святом воинстве до самой своей смерти не знал. Соответственно, финансировать тайное внедрение монахов арканарская буржуазия в массовом порядке никак не могла, а в частном была не в состоянии — масштаб не тот. Следов аристократии в возможном финансировании монашества вообще не прослеживается. По крайней мере, мне не удалось найти об этом никакого упоминания в повести. Финансировать монахов из собственных средств дон Рэба определенно не мог в силу своего происхождения «из низов». Он, конечно, мог запустить лапу в королевскую казну, но вряд ли он мог за три года выстроить систему настолько незаметного распила казенных денег, что об этом не догадалась ни одна живая душа, включая своих временных серых союзников, целой армии земных аналитиков и самих Стругацких. Хотя, в принципе, мог, если мы второй раз предположим его гениальность. Ну, с гениальностью разберемся чуть позже, пока просто усомнимся в ней. Можно еще предположить мифического олигарха аристократа, который задумал, профинансировал и осуществил сей дьявольский план, хотя ни малейшего намека на это в книге нет. Однако монахов, а позже и регулярные войска ему где-то надо было взять, что без поддержки иностранного государства все равно невозможно. Таким образом получается, что реальных источников финансирования нелегального святого воинства, кроме как зарубежных, не прослеживается.
Но может быть это были никакие не иностранные монахи, а свои, исконно родные? Да нет, не свои и не родные.
«Смиренные фигуры в долгополых черных рясах, одиноко бредущие по улицам»
и
«смиренные дети господа нашего, конница Святого Ордена, высадившиеся ночью в арканарском порту»
— это одни и те же люди. Ни малейшей разницы между ними в повести не отмечено.
Итак, спецоперация по внедрению явно продолжается не один месяц, а скорее всего несколько лет, ибо черные монахи воспринимались не как нечто чужеродное, а напротив, как привычный повседневный объект для насмешек аристократии. Учитывая же вообще историю появления дона Рэбы, более вероятен тот факт, что дон Рэба даже и вовсе не предатель, а опытнейший разведчик, которому Штирлиц в подметки не годился, внедренный Орденом в Арканар и ведший там реально подрывную деятельность.
Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький, даже какой-то синеватый… Шепотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба — совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш…
Стругацкие конечно и сами не верят этим слухам про двойника, но, будем честными, они ведь так и не поняли что у них в Арканаре происходит на самом деле. Кроме общего кроваво-серого фона, благородного дона Руматы и пошедшей далее гулять идеи прогрессорства, их в ТББ ничего особо и не интересовало.
Как мы помним из ТББ, именно в последние несколько лет, с появлением дона Рэбы, в Арканаре начался разгул серости и дикого пещерного террора против «грамотеев». До этого государство было сильное и вполне просвещенное — в нем даже существовало министерство истории и словесности. Много вы знаете феодальных государств с министерством словесности? Мог ли дон Рэба без помощи извне организовать развал такой страны всего за какие-то три года? Давайте посмотрим:
Что он ни задумывал, все проваливалось… Он продолжал крутить и вертеть, нагромождать нелепость на нелепость, выкручивался, словно старался обмануть самого себя, словно не знал ничего, кроме параноической задачи — истребить культуру.
Как видим, никакой гениальности. Да и все диалоги с благородным доном Руматой морально и интеллектуально проиграны доном Рэбой вчистую. Стругацкие относились к своему «серому герою» безо всякого уважения — не числили они его интеллектуально равным Румате, отнюдь. Организаторские способности того героя, который нам подсовывается, «мелкого и незаметного чиновника», весьма невелики, да и ума он, как нам постоянно дают понять, весьма посредственного. Стругацкие конечно же могут в этом вопросе ошибаться и даже наверное ошибаются. Как ни относись к дону Рэбе, серым никчемным человеком он все же являться никак не мог: слишком масштабные мероприятия были проведены в Арканаре за очень короткий срок — всего за несколько лет сильная государственная машина оказалась полностью развалена. Не какими-то дурными и неумными действиями, но напротив — тонкой и расчетливой политикой.
В Арканаре все переменилось! Возник какой-то новый, систематически действующий фактор. И выглядит это так, будто дон Рэба сознательно натравливает на ученых всю серость в королевстве.
Является ли этот фактор случайным? Стругацкие отрицают это. Были ли эти процессы распада государственности Арканара естественными? Нет — эти процессы выбиваются изо всех земных теорий и никак не могут быть объяснены естественными причинами. Но как же такое может быть — невнятная тупая серость, под которую маскируют в романе дона Рэбу, и спланированная мощнейшая кампания, сути которой не замечают даже лучшие аналитики землян, вооруженные «базисной теорией феодализма». И это еще Румата не догадывается в тот момент о монашестве!
А нет тут никакого противоречия, если предположить что вся эта кампания была грамотной спецоперацией Ордена по дестабилизации обстановки в Арканаре и уничтожению якобы «грамотеев», а на самом деле всех, кто мог бы заподозрить истинные причины происходящего. Заключительная же фаза по захвату власти — это обычная десантная военная операция. В порту высаживается регулярная армия Ордена и оккупирует страну. Разумеется, из самых благих побуждений, чтобы спасти страну от мятежа серых (ведь это они убили короля). Внедренные заранее диверсанты вооружаются, вырезают все охранение серых, захватывают королевский замок и замки аристократии (см. отец Арима) по всей стране, а регулярная армия Ордена в это время зачищает улицы городов. Шах и мат Арканару, который отныне не королевство Арканар, а Арканарская область Ордена.
Кто же такие эти монахи? Звери, тираны, душегубцы? Да нет, конечно же. Они никого не насилуют, ни над кем не издеваются, никого не гнобят. Напротив, они пресекают стихийный террор, наводят порядок на улицах, уничтожают бандитов и мародеров. Сразу организуется некое подобие судебной власти — достаются содержащиеся в образцовом порядке досье на каждого гражданина Арканара, зачитываются заранее заготовленные приговоры и, совершенно бесстрастно, приводятся в исполнение. Без злобы и ненависти, почти равнодушно.
— Пройдите по этому коридору, — сказал чиновник бесцветным голосом, — розги направо, ботинок налево. Следующий…
Не стихийная безудержная месть недавнему противнику, не тотальная зачистка, но грамотное и хладнокровное наведение порядка по заранее намеченному плану. Так надо, детки, потерпите… Однако Румата этого не замечает. Он считает монахов очередной реинкарнацией старой государственности и полагает их еще более худшим явлением, нежели серых. Впрочем, неудивительно, — он там вообще ничего не заметил, что заметил, то не понял, а что понял, то не так. Но по сути-то все самое страшное уже произошло — этап кровавой дестабилизации как оправдание и подготовка интервенции завершен, ситуация входит в фазу успокоения. Стихийные уличные убийства прекращены, страна захвачена, на улицах вооруженные патрули монахов, а оставшееся сопротивление практически подавлено. Больше крови не будет — никакой силы, способной и желающей оказать сопротивление Ордену, в стране не осталось: королевская династия убита, главари и весь актив серых уничтожены, Вага разгромлен, Арата безоружен и беспомощен (привет Румате), аристократия под контролем в арестованных замках. Ну, на ум конечно сразу же приходят проскрипционные списки, еще большее ужесточение репрессий, массовый террор и прочие страшилки. Однако же никаких зверств в приговорах Ордена не заметно. Выпорят нещадно дворянство с целованием сапога, хлопнут пару сотен особо одиозных недобитых серых (будто их кому-то жалко) и все на этом. Потом и книгочеев выпустят и грамоте (по Святому писанию) учить начнут. Будущее Арканара Арканарской области Ордена также светло и беззаботно, как было и его прошлое до появления дона Рэбы. Нет никаких оснований для тревог.
Итого — в Арканар сначала внедряется глубоко законспирированное подполье во главе с доном Рэбой, потом агенты влияния и профессиональные диверсанты; начинается искусственная дестабилизация ситуации и разрушение институтов власти, готовится и осуществляется государственный переворот, после чего проводится прямая военная интервенция. За интервенцией следуют люстрации, наведение порядка на улицах, создание новых органов государственной власти и подконтрольного Ордену правительства.
Ничего не напоминает?
Так кто же такой этот дон Рэба? Серая невзрачная сволочь, наводящая ужас репрессиями? Злобный руководитель тайной полиции, держащий в страхе всю страну? Да как-то не вытанцовывается. Не сходится картина. Даже если предположить его дважды гениальность — все равно не сходится. Не тот. Или чекист и массовые репрессии или иностранные войска в столице и открытый мятеж, — что-то одно. Того и другого вместе не бывает: если ты настолько силен что можешь позволить себе массовые репрессии, то тебе не нужна чужая армия, а если настолько слаб что зовешь чужую армию, то и для репрессий кишка тонка. Потом, после интервенции, конечно размахнись рука, раззудись плечо. Но никак не до нее. Кто же он тогда? Оставляю этот вопрос для самостоятельного изучения. Кадидатов на роль дона Рэбы можно найти множество. От Волошина и Березовского, до Навального и Ходорковского. Конкретная фамилия не столь важна. Намного важнее понимание, в каком лагере следует его искать.
А Путин? А как же Путин, спросит недоуменный читатель? А нету в ТББ Путина, вообще. Не родился. Или же родился, но был быстро убит
никому на свете не нужен был этот чахлый голубоглазый мальчик, похожий на кого угодно, только не на своего отца.
Есть только Ельцин в виде старого немощного короля. И есть то, что вполне могло бы случиться со страной, пойди история в начале 21 века чуть-чуть иначе.
Вот такие вот пирожки с котятами, однако. И безо всякого прогрессорства. Фигня это ваше прогрессорство, блажь шестидесятников. Зато какое гениальное предвидение Стругацкими будущих политических процессов. И какое полное непонимание их сути…