Доминиканский эпизод или Ответный ход Фиделя
К концу 1970-х гг. военное противостояние СССР и США в очередной раз находилось на пике напряженности. Естественно, в этом процессе участвовали и союзники двух сверхдержав по различным военным и политическим блокам, начиная от Юго-Восточной Азии и Южной Африки до Центральной Америки.
Куба в тот момент была вернейшим союзником СССР и ОВД в западном полушарии. И хотя это островное государство находилось под установленной еще в начале 1960-х гг. экономической блокадой со стороны всего западного мира, Фидель Кастро сумел заставить потенциальных противников уважать себя, а кубинская армия стала постоянной «головной болью» для американцев и их приспешников, активно участвуя в войнах на территории Анголы, Мозамбика и Эфиопии и оказывая военную помощь левым движениям по всей Южной и Центральной Америке.
Видимо, желая хоть как-то подпортить коммунистам празднование 60-летия Октябрьской Социалистической Революции, карибские «карманные сателлиты» США предприняли очередную провокацию – в начале сентября 1977 г. патрульные катера береговой охраны Доминиканской Республики задержали и отбуксировали в порт Пуэрта-Плата кубинское судно «Капитан Лео».
По одним данным это было рыболовецкое судно, по другим – сухогруз, шедший порожняком в порт приписки после доставки предметов снабжения для частей кубинской армии в Анголе и, если верна вторая версия, то налицо явная несостыковка, поскольку, по логике, для должного международного резонанса судно надо было задерживать по пути в Анголу (когда на его борту могли быть, к примеру, оружие и боеприпасы), а не оттуда. Тем не менее, кубинское судно было задержано, а его экипаж арестован. При этом тогдашний президент Доминиканской Республики Хоакин Балагер публично объявил, что
«кубинское судно находилось в территориальных водах Доминиканской Республики» с некими «шпионскими целями».
По кубинской же версии «Капитан Лео» находился в нейтральных водах (хотя в некоторых публикациях по данной теме навигационная ошибка капитана кубинского судна все-таки не исключается) и был вынужден изменить курс под давлением доминиканских сторожевиков, которые даже открывали предупредительную стрельбу по курсу судна. При этом катера поддерживала еще и пара истребителей F-51D ВВС Доминиканской Республики, которые ходили на бреющем над палубой «Капитана Лео» и выполняли угрожающие маневры, будучи готовыми открыть огонь в любой момент.
Так или иначе, с самого начала была понятна откровенная «топорность» этой провокации, как и то, что никаких явных доказательств шпионской деятельности кубинских моряков у доминиканских властей не было, а за фасадом всей этой акции слишком явно «торчали уши» ЦРУ и Госдепартамента США. В очередной раз (это была уже даже не десятая подобная попытка) официальные лица Соединенных Штатов пытались руками своих марионеток устроить международный скандал вокруг доставки кубинских войск, боевой техники и предметов военно-экономической помощи из СССР и Кубы в Анголу.
На прямые предложения Ф. Кастро
«уладить инцидент дипломатическим путем и в кратчайшие сроки»
доминиканское правительство не ответило, заявив, что оно пока
«не готово что-либо предпринимать в этом вопросе».
Проявленные доминиканцами высокомерие и неуступчивость лишний раз доказывали, что они получили от США явные гарантии поддержки и четкие указания раздувать скандал.
Видя полную безрезультатность всех дипломатических мер, Ф. Кастро решил «не терпеть далее подобного оскорбления национальной гордости Кубы и воздействовать на ситуацию любыми средствами и методами, вплоть до применения военной силы.
8 сентября 1977 г. в Министерстве Обороны Республики Куба состоялось совещание с участием самого Фиделя, Главкома FAR («Fuerza Aereas Revolutionaria» – Революционные ВВС Кубы) генерала Франсиско Кабреа, командира истребительной авиабригады FAR, базировавшейся на аэродроме Сан-Антонио-де-Лос-Баньос, подполковника Рубена Мартинеса Пуэнте, заместителя главкома FAR полковника Рафаэля дель Пино Диаса и ряда других высших офицеров Революционных Вооруженных Сил. Разумеется, о посылке для освобождения команды «Капитана Лео» воздушного либо морского десанта или, к примеру, диверсионных групп речь идти не могла (в те времена подобные меры против страны, которая еще с 1905 г. была абсолютно не самостоятельна как политически, так и экономически, превратившись, фактически в «дополнительный курортный штат США» вполне могли привести к началу Третьей мировой войны), поэтому кубинское командование решило для начала применить для разрешения возникшего кризиса военную авиацию, а далее действовать по обстановке.
Спрашивается, а чем в тот момент располагали ВВС самих провокаторов, т.е. Доминиканской республики?
Первая военная авиашкола стремя учебными бипланами O2S-3SD «Корсар» была образована в этой стране в 1932 г., но ВВС Доминиканской Республики («Cuerpo de Avicion Militar», или «Военный Авиационный Корпус», в переводе с испанского) как таковые были официально образованы только 5 февраля 1948 г.
Их формирование было тесно связано с начавшимися в конце 1941г. ленд-лизом и другими аналогичными программами американской военной помощи, под которые подпадало большинство карибских государств, а также с личностью местного диктатора Рафаэля Трухильо (1891-1961 гг.) начинавшего службу с капрала. Этот генерал доминиканских вооруженных сил, едва ли не самый жестокий из центрально-американских диктаторов того периода, с 1930 по 1953 гг. – бессменный президент Доминиканской Республики обожал буквально во всем подражать великим державам и, похоже, категорически не представлял себе военную мощь любого государства без авиации.
В 1943 г. с американской помощью в Доминиканской республике начали строить первые военные авиабазы, а к концу 1947 г. местные авиаторы уже успели получить из США около 30 учебных Т-6 «Тексан» и 25 истребителей F-47D «Тандерболт».
Затем Трухильо принялся скупать авиатехнику где только можно, благо после окончания Второй мировой войны подержанные боевые самолеты в тех же США продавались практически по цене металлолома и кому угодно.
В 1948 г. доминиканские ВВС получили из США шесть разнотипных «Мустангов» (в составе этой партии были Р-51А, Р-51С и Р-51D),семь «Лайтнингов» (три разведчика F-5 и четыре истребителя P-38L), семь летающих лодок PBY-5 «Каталина», пять «Инвейдеров» А-26, пять «Митчеллов» В-25 и несколько учебных и транспортных машин (в частности С-47).
Но этого Трухильо, похоже, показалось мало и, помимо прочего, ВВС Доминиканской Республики в 1947-1948 гг. прикупили в США еще и три четырехмоторные «летающие крепости» B-17G (интересно, зачем они были вообще нужны Трухильо – разве что в качестве патрульных, но для этого вполне хватило бы «Каталин»), причем с полным комплектом стрелкового и бомбового вооружения! В 1954 г. одну «крепость» разобрали на запчасти, за ней последовали еще две, а крайний доминиканский B-17G с частично демонтированным вооружением демонстрировался на тамошних воздушных парадах вплоть до 1959 г.
В Англии, в течение тех же 1947-1948 гг. доминиканские ВВС приобрели пять «Москито» (четыре модификации FB.26 и один Т.29) и 10 «Бофайтеров Mk.VIF и Мк.Х. В 1952 г. в Швеции была куплена крупная партия из 44 F-51D и несколько (называется максимальная цифра в семь-восемь машин) реактивных «Вампиров» FB.52. Из США до 1954 г. дополнительно поступило четыре реактивных Т-33А, несколько легкомоторных машин и вертолетов Белл 47.
Однако затем для доминиканских ВВС начался период стагнации. Новую реактивную технику американцы своим марионеткам поставлять отказывались под самыми разными предлогами, главным из которых было отсутствие гарантий того, что сменившие Трухильо генералы из очередной военной хунты смогут надолго удержаться у власти – в Доминиканской Республике происходили постоянные попытки восстаний и переворотов, особенно активизировавшиеся в 1959 г., после победы революции на соседней Кубе.
Кроме того, содержание столь избыточного для маленького нищего островного государства авиапарка обходилось недешево, тем более что львиная доля средств, выделяемых США на модернизацию местных вооруженных сил, благополучно оседала на личных банковских счетах коррумпированных доминиканских военных и чиновников.
Поэтому уже в 1958-1959 гг. из-за общего износа и отсутствия запасных частей были списаны все Р-47D,«Лайтнинги», «Москито», «Бофайтеры» и большая часть приобретенных ранее у американцев двухмоторных бомбардировщиков. Если в 1955 г. в доминиканских ВВС было более 200 летательных аппаратов, то к 1964 г. их осталось менее сотни.
В 1965 г., когда в Доминиканской Республике вспыхнула продолжавшаяся около года гражданская война, вызванная попыткой очередного левого госпереворота, местные ВВС имели всего две боеспособные эскадрильи: одну на «Мустангах» и вторую, куда входили остававшиеся в летном состоянии «Вампиры» и Т-33А. При этом «реактивная» эскадрилья, что называется, «хромала на обе ноги» и почти не летала из-за постоянных отказов матчасти и отсутствия запчастей – ее пилоты участвовали, в основном, в военных парадах.
Доминиканские генералы тогда удержались у власти только благодаря интервенции (кстати, уже третьей за полвека), осуществленной в их страну силами корпуса морской пехоты и воздушно-десантных войск США. В ходе данной операции ВВС США использовали только военно-транспортные самолеты и вертолеты. Впрочем, это не помешало местным повстанцам сбить ружейно-пулеметным огнем два доминиканских F-51D, действовавших совместно с американцами.
К 1970 г. крайние «Вампиры» и Т-33А были окончательно списаны и пошли на слом (единственный «Вампир» до недавнего времени сохранялся доминиканцами в качестве памятника) и, к 1977 г., в составе ВВС Доминиканской Республики, не считая трех десятков транспортных самолетов и вертолетов, оставалась всего одна боеспособная эскадрилья, укомплектованная дюжиной F-51D, которая базировалась на аэродроме Сан-Исидро в р-не доминиканской столицы Санто-Доминго. Параллельно эта ВПП использовалась как гражданский аэропорт местных авиалиний.
Еще два десятка «Мустангов», большинство из которых было неисправно, доминиканцы в разоруженном виде продали частной фирме из Флориды, в рамках пресловутой программы «Peace Hawk». Там их капитально отремонтировали и переоборудовали в гоночные самолеты, распродав за хорошие деньги частным владельцам.
Вопрос о модернизации авиапарка доминиканских ВВС даже не поднимался. Разумеется, воспринимать в те времена «Мустанги» как полноценные истребители можно было лишь обладая изрядным чувством юмора, но при этом все-таки считалось, что имеющиеся поршневые F-51D, в случае необходимости, вполне пригодны для противопартизанских действий и патрулирования территориальных вод (для поиска и задержания различных быстроходных маломерных судов, которые в тех местах активно использовали и используют для своих целей разного рода контрабандисты и наркомафия), а большего от них и не требовалось.
Из наземных средств ПВО доминиканская армия в 1977 г. имела только 12,7 мм пулеметы, а считанные действующие РЛС там тогда имелись, в основном, исключительно в гражданских аэропортах. Хотя есть информация, что на острове Гаити именно в те годы американскими спецслужбами была развернута современная аппаратура для радиоэлектронной разведки, нацеленная, в основном, на расположенную менее чем в сотне километров западнее Кубу (Доминиканская Республика занимает примерно две трети этого острова, а на оставшейся трети его территории расположено одноименное, тоже вассальное по отношению к США, государство Гаити, где в те годы правил другой маргинальный карибский диктатор Ж.К. Дювалье, помимо прочего баловавшийся еще и черной магией «вуду». Кстати, тогдашние ВВС Гаити тоже были вооружены несколькими потрепанными F-51D, на которых летали наемники).
План команданте Фиделя был прост Самолетам FAR надлежало выполнить демонстрационные пролеты на малой высоте над наиболее важными пунктами (прежде всего над крупнейшими городами, при этом в качестве главных целей были намечены порт Пуэрто-Плата и столица Санто-Доминго) Доминиканской Республики, дабы слегка попугав как местное население, так и политическое руководство, дать четко понять, что Куба пойдет на любые шаги в деле скорейшего освобождения соотечественников, а ее ВВС способны решать любые задачи регионального масштаба.
Затем по дипломатическим каналам должен был последовать кубинский ультиматум, а далее, если в течении 24 часов доминиканцы не предприняли бы никаких ответных действий, предполагался повторный вылет кубинских самолетов, на сей раз уже с нанесением ракетно-бомбовых ударов по военным объектам доминиканской армии (казармам и складам) в Санто-Доминго, Пуэрто-Плата и Сантьяго-де-лос-Кабальерос. О том, что предпринять в случае, если и после полноценного авианалета доминиканцы будут все еще продолжать упорствовать, Фидель, похоже, не очень задумывался.
В 1977 г. наиболее многочисленными и боеспособными самолетами кубинских ВВС были МиГ-21 модификаций ПФ, ПФМ, МФ, Р, бис, УС и УМ, которых имелось около сотни. Кроме них в FAR насчитывалось несколько десятков МиГ-17 и МиГ-15УТИ, а также несколько исправных МиГ-19П (из 12 машин этого типа, полученных в 1962-1966 гг).
Самыми современными истребителями-бомбардировщиками FAR были недавно полученные из СССР МиГ-21бис и для осуществления задуманной 8 сентября 1977 г. операции «Operacion Pico» (в переводе с испанского – «Острие», «Зубец», «Клюв», видимо намек на намерение Ф. Кастро вставить доминиканцам, а значит и стоящим за ними США, острый предмет в одно место) решили задействовать 12 истребителей этого типа с а. Сан-Антонио-де-лос-Баньос (порядка 20 км юго-западнее Гаваны).
Лучших пилотов для выполнения задания командования должен был лично отобрать полковник Рафаэль дель Пино Диас.
Некоторые исследователи полагают, что в данной операции участвовали не МиГ-21бис, а МиГ-21МФ FAR, но сами же кубинцы в этой связи пишут именно о «бисах». Возможно, эта ошибка возникла из-за того, что МиГ-21 этих двух модификаций поступали на вооружение ВВС Кубы практически одновременно и их часто путали и путают. Например, в Анголе в 1976-1977 гг. кубинцы летали исключительно на МиГ-21МФ, а фактически в тот же самый период в Эфиопии – в основном на МиГ-21бис.
Начало операции было назначено на 10 часов утра 10 сентября 1977 гг., т.е. на ее подготовку отводилось менее 48 часов. Одновременно в революционных вооруженных Силах Кубы был проведен обширный комплекс мероприятий по прикрытию предстоящей акции. Командование Восточной зоны ПВО FAR привело в готовность истребительные эскадрильи, оснащенные МиГ-21МФ/ПФМ/УС/УМ, базировавшиеся в Моа, Сантьяго-де-Куба, Баракоа и Гуантанамо (кубинский передовой аэродром по соседству с одноименной, расположенной на Кубе американской военно-морской базой). В момент проведения операции и накануне они должны были имитировать повышенную активность FAR в других районах, в частности над Флоридским проливом.
Одновременно Восточная армия РВС Кубы получила фальшивый приказ о проведении масштабных тактических учений.
Выделенная для проведения операции эскадрилья МиГ-21бис должна была соблюдать полное радиомолчание на протяжении всего полета и не выдавать себя решительно ничем вплоть до самого момента возвращения на аэродром базирования.
На стратегических высотах в восточных точках Кубы, в частности в районе Пунта-де-Майси были скрытно развернуты дополнительные РЛС П-12 и П-15 для слежения за воздушным движением вокруг Доминиканской Республики, поскольку операция должна была проводиться даже в том случае, если бы последовало вмешательство ВВС или морской авиации США.
Вертолеты Ми-8Т и Ми-4 службы поиска и спасения FAR готовились к проведению возможных спасательных операций в случае потерь самолетов и катапультирования кого-либо из пилотов МиГ-21бис над проливом между Кубой и Гаити.
В первом, чисто демонстративном вылете, каждый из 12 МиГ-21бис должен был нести по одному 800-литровому ПТБ и четыре УР «воздух-воздух» К-13. В случае необходимости проведения повторного вылета под «МиГи» предполагалось подвесить авиабомбы ФАБ-250, ФАБ-500 или тяжелые НАР С-24.
Но была и одна «маленькая» проблема. Дело в том, что решение о проведении «Operacion Pico» Ф. Кастро, его генералы и полковники принимали тайно, не поставив в известность своих советских союзников. Кубинские руководители прекрасно знали, что если попытаться согласовывать эту акцию с Москвой, переговоры могли занять минимум неделю и в итоге операцию могли и вообще не санкционировать. Дело в том, что престарелое руководство ЦК КПСС во главе с Л.И. Брежневым в середине 1970-х гг. публично декларировало исключительно «миролюбивую внешнюю политику СССР». Именно поэтому любая военная и экономическая помощь, которую Советский Союз в это время оказывал дружественным режимам, тщательно и даже чрезмерно засекречивалась (особенно от собственных граждан) и о ней не рекомендовалось говорить вслух. На этом фоне кремлевских старцев очень сильно раздражала внешнеполитическая позиция кубинцев, которые не делали особой тайны из своего военного присутствия в Анголе, Мозамбике и Эфиопии, поддержки сандинистов в Никарагуа и левых повстанцев из «Фронта Национального Освобождения имени Фарабундо Марти» в Сальвадоре, а также многочисленные скандалы, которые по этому поводу постоянно устраивали западные СМИ и политики. Именно по этой причине о готовящейся операции не были информированы ни командование Группы Советских Войск на Кубе, ни советское посольство в Гаване, ни работавшие в кубинской армии советские военные советники, ни «кураторы» по линии КГБ и ГРУ.
С одной стороны, русские, таким образом, были действительно совершенно непричастны к предстоящей операции. Но с другой стороны задействованные в акции кубинские МиГ-21бис должны были сбросить ПТБ после выработки топлива, как раз где-то у побережья Гаити. А там, кроме Доминиканской Республики и Гаити в непосредственной близости находятся Пуэрто-Рико (входит в состав США) и Багамские острова (подконтрольны американцам и, в меньшей степени, англичанам). Исходя из этого можно было легко предположить, что будет, если власти любого из перечисленных государств выловят в море пустой подвесной бак с техническими надписями на русском языке и кого именно американцы после этого обвинят во
«вмешательстве во внутренние дела суверенного государства».
Из-за этого кубинским авиатехникам пришлось потратить немало времени на удаление с подвесных баков (а их с учетом возможного проведения второго вылета подготовили два комплекта – 24 штуки) всех технических надписей. Для этого использовали привычные средства – наждачную бумагу, керосин и ацетон.
Между тем, в полдень 9 сентября 1977 г. полковник Рафаэль дель Пино Диас собрал в штабе авиабазы Сан-Антонио-де-лос-Баньос 12 пилотов, отобранных им для участия в операции. Это были сам полковник дель Пино Диас; майоры Генри Перес Мартинес и Хорхе Виллар-дел; капитаны Мануэль Рохас Гарсиа, Ри-гоберто Моралес, Эвелио Браво, Амандо Кастелланос, Педро Перес и старшие лейтенанты Бенингно Гонсалес Кортес, Арнальдо Торрес Биарт, Рауль Эрнандес Видал и Диас (имя последнего ни в одном доступном источнике не указаны).
Это были опытные и профессиональные летчики, имевшие реальный боевой опыт.
В частности, старший лейтенант Б. Кортес был командиром первой истребительной эскадрильи кубинских МиГ-21МФ, прибывшей в Анголу в 1976 г., а 13 марта 1976 г. именно он открыл «африканский» боевой счет FAR, уничтожив на земле заирский транспортный самолет «Фоккер» F-27, доставлявший оружие и боеприпасы для антиправительственной группировки УНИТА. Да и потом, уже после 1977 г., многие пилоты из этой «ударной дюжины» побывали (в т.ч. некоторые по второму и третьему разу) во все тех же Анголе, Мозамбике и Эфиопии.
0 всех деталях предстоящей акции никто из собравшихся в Сан-Антонио-де-лос-Баньос летчиков не знал. Тем большим было их удивление, когда они увидели подъезжающую к зданию штаба черную «Чайку», из которой вышел сам Фидель Кастро.
Дальнейший инструктаж проходил за закрытыми дверями в кабинете командира истребительной авиабригады FAR подполковника Мартинеса Пуэнте. Ко-манданте Фидель лично разъяснил пилотам суть операции, сказав, в частности о том, что
«главная цель операции состоит в преподании доминиканскому правительству жесткого урока, дабы оно убедилось в наших возможностях и сделало выводы, исходя из этого».
Техническими деталями инструктаж вождя дополнили дель Пино Диас и Пуэнте, которые уточняли план операции и после его отъезда.
Кроме того Ф. Кастро задал летчикам массу технических вопросов, подробно расспросил о семьях, здоровье, и прямо сказав, что
«если у кого-либо из присутствующих есть какие-то проблемы или сомнения, он может добровольно отказаться от участия в операции».
Разумеется, «самоотводов» не было, и товарищ Фидель уехал в Гавану вполне довольный, пожелав пилотам удачи.
На рассвете 10 сентября 1977 г. три четверки кубинских МиГ-21бис с небольшими интервалами стартовали с ВПП Сан-Антонио-де-лос-Баньос.
Пролетев около 900 км на высоте 500-1000 м, самолеты через 50 мин приземлились на кубинском аэродроме в районе Гуантанамо. Там их оперативно дозаправили и в 10:00 (время, надо полагать, гаванское) «МиГи» вновь взлетели, направившись к заранее намеченным целям.
Кубинские летчики вели самолеты в плотных боевых порядках и на малой высоте, что с одной стороны делало их малозаметными для радаров, а с другой позволяло скрыть их общее число (на экранах РЛС звено идущих вплотную друг к другу МиГ-21 вполне могло выглядеть как один самолет). На расстоянии примерно 580 км от
«объектов демонстрации силы»
пилоты набрали высоту 6000-8000 м, что позволило им пролететь этот участок маршрута на оптимальных оборотах двигателей (РУД 80-85%), сэкономив топливо на случай непредвиденных обстоятельств. В 20 км от побережья острова Гаити звенья разделились и, снова снизившись до малой высоты, пошли к своим целям.
Затем началась собственно «атака». «МиГи» на предельно малой высоте выскочили из-за гор и пролетели над Пуэрто-Плата, а чуть позже несколько раз прошли на малой высоте над доминиканской столицей Санта-Доминго, перейдя во время одного из этих пролетов звуковой барьер – в домах посыпались выбитые стекла, а среди жителей началась паника.
А меж тем, пилоты кубинских МиГ-21бис выполнили несколько убедительных имитаций атак наземных целей без использования вооружения.
При этом звено, которое возглавлял Рафаэль дель Пино Диас, последовательно «атаковало» правительственные здания в центре столицы, резиденцию доминиканского президента Х. Балагера и столичный аэропорт «Санто-Доминго». Сам Р. дель Пино Диас позднее рассказывал, что у него было ощущение, что во время одной из этих «атак» его МиГ-21бис зацепил фюзеляжем телевизионные антенны на крышах городских зданий, хотя никаких повреждений на его самолете затем не было обнаружено.
Находившиеся в это время в доминиканской столице западные туристы (большинство из которых составляли американцы) и несколько оказавшихся в Санто-Доминго журналистов поначалу приняли «МиГи» за американские самолеты (ВВС и ВМС США летали и летают над о. Гаити более чем часто) и, высыпав на балконы и крыши, с интересом наблюдали за маневрами пилотов. Но затем кто-то из них все-таки опознал в носящихся над крышами самолетах Миг-21(чей характерный силуэт с треугольными крыльями трудно с чем-то спутать) и «курортники» не на шутку встревожились. Многие решили, что только что началась Третья мировая война и только они одни об этом почему-то еще не в курсе.
Как легко догадаться, доминиканские «Мустанги» даже не пытались подняться в воздух. Более того, быстро поняв, что над ними действительно летают кубинцы, которые, в случае чего, могут и бомбу сбросить, большинство летного и технического персонала аэродрома Сан-Исидро завладело любым доступным автотранспортом и немедленно отбыло в Санто-Доминго (то есть по домам), прекрасно понимая, что жилые кварталы столицы кубинцы бомбить не будут.
Позднее, в интервью американским репортерам, некий, пожелавший сохранить анонимность, доминиканский высокий военный чин, объяснил подобное позорное поведение личного состава своих ВВС примерно следующими словами:
«Что мы, дураки, связываться с реактивными истребителями? Против лома нет приема» (перевод с испанского приблизительный).
Таким образом, гипотетический воздушный бой между поршневыми F-51D и сверхзвуковыми МиГ-21 бис так и не состоялся. Наземные средства ПВО доминиканской армии тоже не сделали по кубинским «МиГам» не единого выстрела.
Все 12 МиГ-21бис выполнив задачу, благополучно вернулись на аэродром в районе Гуантанамо. Там их заправили и, на всякий случай, начали готовить к повторному вылету, уже по-настоящему боевому. Предполагалось нанести удар бомбами ФАБ-500 (их сочли наиболее оптимальным вариантом подвески) по казармам доминиканской армии, береговой охраны и полиции в Санто-Доминго.
Однако к тому времени разведка РВС Кубы успела уточнить, что означенные казармы находятся в густонаселенных жилых районах и при их бомбежке могут быть неизбежные случайные жертвы среди мирного населения и излишние разрушения. Осознав это кубинское командование сделало главной целью второго вылета аэродром в Сан-Исидро, где в тот момент базировалась практически вся наличная авиатехника доминиканских ВВС.
Во второй половине дня 10 сентября 1977 г. эскадрилья МиГ-21бис была готова вновь вылететь к острову Гаити, но вместо этого пилотам приказали ждать, а полковник Р. дель Пино Диас по срочному вызову вылетел в Гавану на Як-40.
Там он лично доложил об успехе прошедшей операции Фиделю и Раулю Кастро (последний в тот момент был министром обороны Кубы), добавив, что эскадрилья в полной боевой готовности ожидает дальнейших приказаний. Однако их не последовало, при этом Ф. Кастро показал полковнику распечатки панических телефонных и радиопереговоров между доминиканскими и американскими правительственными чиновниками и военными. Не знавший, насколько длинны руки у кастровской разведки, Р. дель Пино Диас искренне удивился такой ее оперативности.
Кстати, по элементарной логике, подобные данные радиоперехватов Фиделю Кастро мог предоставить только советский центр радиоэлектронной разведки, который уже десять лет работал в кубинском Лурдесе, а значит, в утверждении кубинцев о «полном незнании» советской стороны о проведении «Операции Клюв» присутствует изрядная доля лукавства – получается что, не санкционировавшие начало этой операции русские все равно знали о ней все или почти все.
Как бы там ни было, «психическую атаку» «МиГов» в Санто-Доминго поняли правильно и никаких «повторов» не потребовалось. Доминиканское правительство моментально освободило кубинское судно «Капитан Лео» и его экипаж. Корабль прибыл на Кубу менее чем через сутки после завершения убедительной «демонстрации».
Таким образом, успех был полный. Американцы узнали о кубинской операции слишком поздно и просто не успели как-то отреагировать, тем более что находившийся практически в состоянии истерики доминиканский президент X. Балагер приказал отпустить кубинских моряков еще до получения каких-либо внятных инструкций на этот счет из Вашингтона. Именно поэтому американцы молча «проглотили пилюлю», сделав вид, что ничего не было. Ну а официальный Кремль «самодеятельность» кубинских друзей публично не одобрил, но и не осудил. Как известно, победителей не судят. Делались ли советской стороной какие-то конкретные выводы по итогам этой операции – точно неизвестно.
Дело в том, что кубинцы всегда были большими мастерами по части лихих полетов на малой высоте, доставлявших их империалистическим соседям немало неприятных сюрпризов – еще после принятия на вооружение FAR в начале 1960-х гг. первых МиГ-15, кубинские «МиГи» все время видели у побережья Флориды и над островами Флорида-Кис (в частности, над базой ВМС США Ки-Уэст). При этом американская наземная ПВО и перехватчики не успевали среагировать на подобные «визиты». Отметим, что в конце 1970-х гг. кубинцы использовали в подобных акциях наиболее подходящие для этого МиГ-21Р, так что в тактическом плане «Operacion Pico» для кубинцев чем-то новым не была.
Ну, а «Мустанги» доминиканских ВВС (которые были последними на планете среди стран, которые использовали F-51D в качестве «боевых самолетов первой линии») тихо дожили свой век. В 1984 г. эти 12 F-51D были окончательно сняты с вооружения и проданы «с молотка» частным владельцам (главным образом из США и Канады), при этом цена одной машины доходила до 300 тыс. долларов, в зависимости от степени износа планера и двигателя.
Стоит добавить, что к настоящему времени «боевая мощь» ВВС Доминиканской Республики осталась фактически на уровне 1970-1980-х гг., да и их боевые задачи особо не изменились. Самыми мощными боевыми самолетами тамошней авиации являются восемь легких винтовых штурмовиков А-29В «Супер Тукано» бразильского производства, 12 вертолетов ОН-58А, 11 UH-1H, плюс еще десяток разнотипных легких самолетов и вертолетов. В последние годы в справочниках указывается несколько меньшая численность доминиканских ВВС, что неудивительно – начиная с 2005 г. (особенно «урожайными» в этом смысле были 2015-2017 гг.) о. Гаити с завидной регулярностью навещают разрушительные тайфуны, последствия которых всегда оказывались поистине фатальны для инфраструктуры Доминиканской Республики. Более чем вероятно, что при этих природных катаклизмах погибла или серьезно пострадала изрядная часть местной авиатехники. Так, например, исправными по последним данным числились всего по 7-8 доминиканских ОН-58А и 11 UH-1H.
А вот в ВВС и ПВО Кубы МиГ-21 служат до сих пор. Восемь МиГ-21МФ/бис/УМ вместе с 18 МиГ-23МФ/МС/МЛ/УБ и тремя МиГ-29 (включая один МиГ-29УБ) остаются основой авиапарка местных военно-воздушных сил. Вопрос о пополнении авиапарка ВВС и ПВО Кубы с российской помощью в последние годы ставился неоднократно, но пока что кубинцы куда большее внимание уделяют приобретению дополнительных средств наземной ПВО и пополнению парка транспортных вертолетов.
Фото из архива автора и общедоступной сети Интернет.
источник: Владислав Морозов «Доминиканский эпизод или Ответный ход Фиделя» «Авиация и Космонавтика» 2018-08, стр.41-49