Думаю, что эта малоизвестная часть истории будет интересна большинству коллег.
Содержание:
Пеласги
Пеласгами греки называли догреческое население своей страны. Это имя неоднократно упоминается греческими историками. В первые они упоминаются в Илиаде, где выступали союзниками Трои. В Одиссее они упоминаются как народ Крита. Чаще же всего под страной пеласгов упоминают Фессалию. Геродот писал о том, что пеласги населяют остров Лемнос, а в древние времена всю Грецию:
Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью.
Геродот писал что греки заимствовали у пеласгов некоторые древние культы. Про язык пеласгов он пишет следующее:
На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем — по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти.
Здесь упоминается народ тирсенов, так греки называли этрусков. По сей день Италию омывает Тирренское море. Под словом Крестон, многие подразумевают город Кратон в Италии. Тогда все встает на свои места. Этруски находятся в Италии, а севернее них живут пеласги. Тогда пеласги это народ севернее этрусков. Возможно греки вытеснили их в Италию. Однако не все так просто. Геродот ранее упоминал о пеласгах на острове Лемнос. На острове же Лемнос была найдена лемносская стела. Она повествует о крушении корабля. И написана она на языке ближайшем к этрусскому. Откуда же она попала на Лемнос? Скорее всего это произошло в процессе торговли между Элладой и Расенной. Является ли это доказательством связи между этруссками и пеласгами. Да, является доказательством связи догреческого населения Лемноса с этрусками. Несомненно Лемнос был населен народом ближайшим к этрускам. Распространять же такую трактовку пеласгов на всю Грецию преждевременно.
Более того в эпоху народов моря упоминается о нашествии народа пелиштим на Иудею. Они обосновались там и создали город Газа. С тех пор местностью вокруг неё именуется Палестина. Пелиштим также могут быть пеласгами.
Минойцы
В отличие от пеласгов минойцы изучены куда лучше и в науке существует концепция объясняющая их отношение к грекам. И так в самом начале 20 века на острове Крит был раскопан Кносский дворец. Вернее не совсем это дворец, но об этом скажем чуть позже. Удивил он исследователей в первую очередь своими размерами-до пяти этажей в высоту. Пичем кносский дворец очень большой, по виду похожий на либиринт, с внутренними атриумами. Во вторых во дворце были колонны, канализация и водопровод, что говорит о высоком уровне цивилизации, его построившей. Внутри он был отделан фресками с изображениями жриц, моря, игры с быком. Тогдашние фрески сильно обломились, а колонны и вовсе выцвели. То как дворец выглядит сейчас это дорисовка и раскраска 20 века нашей эры. Все это навеяло мысль о дворце царя Миноса из греческих мифов.
Вскоре на Крите было найдено еще несколько таких дворцов. Были откопаны поселения вокруг них. Археологическая история Крита начинается с 3600 годов до нашей эры. Крит стало местом куда переселились люди из Анатолии. Они же создали Кикладскую культуру. Строительство дворцов фиксируется с 1900 до нашей эры. В это время греки только начали продвижение на юг Балкан, следовательно дворец построили не они. Стало понятно, что эта та высокоразвитая цивилизация, которую греки могли упоминать под именем Атлантиды. Так Платон в 5 веке до н.э. говорил об идеальном государстве. Сам же он почерпнул свои знания у египетских жрецов. Которые были с критянами знакомы, они их называли кафтиу. Критяне приплывали в Египет в торговых целях, позаимствовали у египтян колонны и приемы живописи.
Критяне не только умели строить дворцы, но и создали свою письменность. Для своего времени очень высокоразвитую, начавшуюся с иероглифов и выросшую в стройную систему. Это отдельный, ныне забытый вид письменности, имевший целое семейство алфавитов. Так из иероглифов родилось минойское письмо. Её называют линейное письмо А, потому что строки отделялись друг от друга линиями. Из минойского кипро-минойское, из кипро-минойского кипрское. Поскольку в дальнейшем критяне будут завоеваны греками, они заимствуют у минойцев и письмо. Так возникнет линейное письмо Б. Его греки будут использовать в микенский период до дорийского вторжения. Позднее оно будет забыто. Линейное письмо Б расшифровал Майкл Вентрис, он же хотел расшифровать и А, однако разбился в автокатастрофе. Не удается нам понять, что это за минойский язык. Слишком мало слов можно идентифицировать. А главно тексты не с чем сравнивать, родственных языков все равно не осталось. Памяти Майкла Вентриса посвящаю эту статью.
Настало время рассказать о минойской религии и о том, что такое критские дворцы. Минойская религия это то что называется религиозный матриархат. Не в современном понимании этого, слова а в древнем, архаичным. Такой матриархат у басков в их древней религии. Это не когда женщина выполняет роль мужчины и возглавляет страну, это когда женщина выполняет роль женщины и ей отводится главная роль. Это не женщина-царь, и не женщина-воин, а женщина-земля. Ныне забыта эта роль. Менеджер в магазине на нее точно не подойдет. Религия минойцев это культ Богини матери, затмивший собой остальные культы. Это поклонение женщине-роженице символизирующей плодородную землю. Это культ рождающей природы. Он встал на центральное место, затмив остальные культы, в том числе Бога-отца. Он там тоже есть и на картинке выше изображен. Там целых два божества. Богиня символизирующая женское начало и змеи символизирующие мужское начало. Она крепко держит их в своих руках, символизирую единство бытия. Также в роли бога у минойцев выступал бык. Здоровый сильный создатель. Игры с быком, это приручение этой необузданной силы. А вообще зачем минойцам Бог? Они не с кем не воевали, могли только морские набеги устроить. Просить все равно не о чем. Дворцы же это не дворцы, а храмы. Открытые, без ограды, места сбора людей. Там проводились религиозные церемонии и жили жрецы. Вот ради богов их и строили.
Во такая была интересная цивилизация. Жаль только в 1450 году до нашей эры случилось извержение вулкана на острове Фера или как его еще называют Санторини. Остров накрыло цунами, затем пеплом. Дворцы пришли в упадок. А следом высадились ахейцы, и от минойцев не осталось и следа. В культуре, а в генетике от них осталось больше половины греков.
Талайоты
Во втором тысячелетии до нашей эры на Балеарских островах, что к западу от Испании, а именно на островах Менорка и Майорка, возникла Талайотическая культура. Талайот-мегалит бронзового века на островах. Они представляют собой круглые каменные башни. Талайоты создавались как с целью хранения урожая, так и в культовых целях. Помимо самих талайотов, их создатели построили примитивные города. Это была бесписьменная цивилизация эпохи бронзы, не оставившая после себя никаких упоминаний кроме своих построек. Чтобы понять кем были эти строители, нужно двинуться дальше в Средиземноморье.
Нураги
В древнейшие времена острова Сардиния и Корсику населяли народ корсы. Название которых надолго пережило их самих и сейчас обозначает данный остров. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, Сардиния изобиловала мегалитическими сооружениями. В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. Вистории этот период выделяют как донурагический. В конце 2 тысячелетия до нашей эры на территорию Сардинии совершили переселение народ балары. Они принесли с собой нурагическую культуру. Нураг, или нурага— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Нураги по своей структуре аналогичны талайотам. Очевидно они и созданы народом входившем в талайотическую культуру. То есть переселившемся с Балеарских островов или Испании. Однако они превзошли строителей талайотов. Это видно как по количеству, так и по сложности построек. Нурагическая культура на Сардинии невероятно расцвела, всего было построено около 7 тысяч нурагов. При этом остров населяли не только балары, но также корсы и иолаи. Эти народы по-всей видимости были вовлечены в культурный обмен, прибывшими племенами баларов. В дальнейшем они унаследовали нурагическую культуру. Сардиния долгое время не была покорена римлянами. Еще в начале нашей эры укрывшиеся в центральной части острова балары оказывали завоевателям сопротивление. В дальнейшем, с распространением христианства, они перешли на итальянский.
На каком же языке говорили создатели нурагической культуры. Остаки его можно найти в современном сардинском диалекте итальянского языка. Приведем некоторые слова с похожими в других языках. cóstiche ‘разновидность клёна’cúcuru ‘верх’; ср. cucuredhu ‘вершина’, ‘курган’, и др. giágaru (кампиданский диалект)-охотничья собака’ (ср. баск. txakur?), golósti—остролист’ (ср. баск. gorosti), sechaju—годовалый ягнёнок’ (ср. баск. zekail), zerru (галлурский диалект)-свинья’ (ср. баск. zerri), bèga ‘луг’, bàcu ‘каньон‘ garrópu ‘каньон’ giara ‘плоская возвышенность’míntza ‘источник’ / ‘manantial’ / ‘источник’. piteràca, boturinu, terighinu-путь, tzaurra- ‘проросшее зерно’; intzaurru-проросшее растение’araminzu, oroddasu — Cynodon dactylon (‘название травянистого растения’)arbutu, arbutzu, abrutzu — Asphodelus ramosus . Вероятнее всего нурагический язык состоял в родстве с иберийским. Впрочем сами балары также переселились с Иберии.
Торреанцы
Культура торре — археологическая культура, существовавшая на о. Корсика. Название культуры происходит от одноименных башен, характерных для данной культуры, которые начали сооружаться на юге Корсики в эпоху бронзового века начиная с 1800—1600 г. до н. э. Однако культура торре уступала по своему развитию культуре нурагов. А к первому тысячелетию до нашей эры она и вовсе исчезает. Заместо этого на Корсике обнаруживаются множество мегалитов несвойственных Сардинии. В первую очередь они изображают местных божеств.
Иберы
Иберы-древнейшее население Испании наряду с тартесийцами. Существовали там еще с бронзового века. Вероятно являлись родственниками баларов, после прихода кельтов были оттеснены на восток, в сторону средиземноморского побережья. Находились в состоянии активной торговли и культурного обмена с финикийцами и греками, заимствовали у них алфавиты. Позже, к началу нашей эры были ассимилированы римлянами, составив прото-испанское население. Насчет связи с басками выдвигаются различные гипотезы.
С одной стороны фонетический строй языков совпадает, также хорошо видны совпадения в числительных. С другой стороны других совпадений маловато для выявления близкого родства. К тому же во времена иберов баски жили севернее чем сейчас, на территории Франции. Во времена франкизма баско-иберская гипотеза подвергалась критике. До сих пор она не утверждена в научных кругах окончательно.
Интересно, что Гай Юлий Цезарь писал о сходстве языка иберов с языком пиктов. При этом сами пикты на латинском означают раскрашенные и так могли называться племена кельтов.
Источник — https://dzen.ru/a/YOIPoHFva0capcTo