Обзор крупных стапелей России, продолжим с показа второго крупного центра судостроительной промышленности – Северодвинска.
На общей карте показано расположение двух основных компонентов: Северного Машиностроительного Предприятия (СМП) – 1, и Судоремонтного завода «Звездочка» — 2.
Хорошо просматриваются старый сборочный цех, построенный в 1938 году для одновременной постройки двух линейных кораблей – 1, новый цех построенный в 70-е годы, бывший башенный цех – 3. и сухой док «Звездочки» — 4.
Панорама СМП. Справа старый цех, слева новый. На переднем плане батопорт выводного бассейна.
Главные сборочные цеха СМП: Старый – 1, и новый – 2. В выводном бассейне передаточный док «Сухона» — 3. Обратите внимание на размеры выводного бассейна перед новым цехом: его длинна всего около 200 метров. Участок выводного бассейна перед старым цехом осушен.
Третий сборочный цех – бывшая башенная мастерская. Здесь строились первые советские ПЛА проекта 627, а позднее титановые лодки. Спуск осуществляется бортом.
«Звездочка». Справа – сухой док, слева ремонтный цех.
Добавлю, что возможность постройки на СМП крупных авианосцев маловероятна по причине: А). Малых размеров выводного бассейна. Б). Внутренней планировки нового сборочного цеха, разделенного продольными перегородками на три дока. В). Высоты и ширины доков старого цеха.
Думаю, что оптимальным местом их постройки является Балтийский завод, желательно с заменой кранового хозяйства.
Остается сожалеть о судьбе Адмиралтейского объединения пущенного под нож чиновниками. Два его больших стапеля давали возможность вести постройку крупных эсминцев или крейсеров (Северная верфь, как мне кажется, не способна строить корабли водоизмещением более 8000 т.) Впрочем имеется еще старый эллинг СМП, а постройка кораблей охранения может начаться и позже т.е. уже после начала постройки авианосца.