0

С массовым появлением в 1943 г новых германских танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI Ausf H1 «Tiger», английские пехотные танки Valentine, Matilda и Churchill сразу устарели. Valentine и Churchill были подвергнуты модернизации и продолжали выпускаться, а вот пехотный танк Matilda был снят с производства.

В 1943 году британский Генеральный Штаб выдал несколько технических заданий на разработку танков с тяжелым бронированием. Один из проектов имел весовые ограничения, соответствующие Matilda. Этот танк получил обозначение А38 Valiant (с англ. – Доблестный), и его разработка была поручена британской фирме Vickers. Но так как фирма Vickers была загружена созданием другой военной продукции, и для освобождения производственных ресурсов для других работ, более детальную проработку проекта танка А38 Valiant отдали фирме Birmingham Railway Carriage & Wagon, а та, в свою очередь, поручила постройку первого прототипа фирме Ruston & Hornsby.

"Доблестный" предок ИС-3

Согласно требованиям заказчика необходимо было уложиться в весовые ограничения при толстой броне, что повлекло за собой создание весьма "обжатого" корпуса, рассчитанного на экипаж из 4-х человек. Верхняя передняя часть корпуса была выполнена в форме "щучий нос". Нижняя лобовая деталь толщиной 114 мм, верхние лобовые детали 76 мм, борта и корма 34 мм. Место механика-водителя оснащалось высокой литой рубкой с двумя смотровым приборами и верхним двухстворчатым люком. На крыше боевого отделения устанавливалась трехместная сварная башня. В её носовой части монтировалась маска для установки 57-мм орудия 6 pdr QQF Mk.V и спаренного с ней 7,92-мм пулемета Besa.

"Доблестный" предок ИС-3

Толщина брони башни 114 мм в маске орудия, и от 100 до 34 мм по бокам. В кормовой части башни была сделана небольшая ниша для установки радиостанции с выводом штыревой антенны на крышу. В крыше башни также были выполнены два выреза под люки и перископические приборы наблюдения Mk.IV.

По проекту в задней части корпуса устанавливался 210-сильный дизельный двигатель Rolls-Royce "Meteor" и трансмиссия механического типа от фирмы АЕС. Фактически был установлен форсированный до 175 л.с. двигатель GMC 6-71 6004 от танка Valentine.

"Доблестный" предок ИС-3

В крыше МТО имелись вентиляционные решетки, а на наклонном кормовом листе крепились специфические бронированные панели защиты радиаторов.

Направляющие колеса располагались спереди, ведущие колеса зубового зацепления – заднего расположения. Гусеница состояла из стальных мелкозвенчатых одногребневых траков. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась тремя верхними роликами на борт.

"Доблестный" предок ИС-3

Военные посчитали, что необходимо увеличить подвижность танка и установить более мощную пушку. Проект модернизированного танка “Valiant” II предусматривал установку бензиновых двигателей Ford V-8 или Rolls-Royce "Meteorite". Второй представлял собой укороченный вариант двигателя "Meteor" с восемью цилиндрами вместо двенадцати и в конечном итоге был выбран как основной вариант. Также вместо 57-мм орудия предполагалось установить орудие калибра 75-мм.

"Доблестный" предок ИС-3

Тактико-технические характеристики танка «Вэлиэнт» А38:

Масса танка…………….60 480 фунтов (27 430 кг)

Размеры танка:

длина………………. 17 футов 7 дюймов (5359 мм)

ширина……………… 9 футов 3 дюйма (2819 мм)

высота……………… 7 футов (2134 мм)

Бронирование…………10– 14 мм;

Экипаж………………4 человека;

Вооружение ………….75-мм- пушка 6 pdr QQF Mk.V, два пулемета BESA 7,92-мм;

Двигатель……………GMC , мощность 175 л.с.

Первый прототип из мягкой стали был построен фирмой Ruston & Hornsby в середине 1944 года. Но еще до постройки прототипа, после очередного совещания, прошедшего в феврале 1944 года, возникла дискуссия о разработке более тяжелого варианта пехотного танка под названием “Heavy Valiant”. Во многом это была уже другая боевая машина, в конструкции которой от прежнего “Valiant” использовалась только рубка механика-водителя и башня, которые устанавливались на модернизированном корпусе от тяжелого танка А33. Лобовое бронирование корпуса составляло теперь 9 дюймов (228 мм), лобовое бронирование башни – 10 дюймов (254 мм). Боевая масса оценивалась в 42 тонны, что примерно соответствовало А33. В качестве основы силовой установки был выбран двигатель Rolls-Royce "Meteorite" мощностью 400 л.с. Вооружение должно было состоять из 75-мм пушки и двух пулеметов, однако экипаж по-прежнему состоял из 4-х человек. Есть сведения, что был построен прототип этого танка, но дальнейшая судьба его неизвестна.

"Доблестный" предок ИС-3

Так как танк А38 Valiant оказался не нужным Британской армии, его попытались продать СССР, однако советские инженеры изучили проект и вежливо отказались. При этом их заинтересовало, как при таких скромных весовых габаритах удалось достичь весьма впечатляющего фронтального бронирования. Дело в том, что анализ боевых повреждений танков ИС-2 показал, что литые лобовые листы их корпусов пробиваются бронебойными снарядами 88-мм пушек немецких «тигров» с дистанции 1000–1200 метров, а 75-мм снарядами «пантер» – с дистанции 900–1000 метров. Таким образом, требовалось существенно усилить броневую защиту ИС-2, чтобы лобовая часть корпуса и башни, а также бортовая броня подбашенной коробки не пробивались немецкими снарядами. Но нельзя было превышать вес серийного ИС-2. Тут и пригодилась британская идея со щучьим носом. И уже в ноябре 1944 года появился проект танка ИС-2У разработанный НИИ-100, у танка был характерный «щучий нос».

"Доблестный" предок ИС-3

Впоследствии это решение перекочевало на серийный ИС-3.

"Доблестный" предок ИС-3


Оригинал взят у "Доблестный" предок ИС-3

ziborov в "Доблестный" предок ИС-3

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account