5

После поражения Франции летом 1940 г. в СССР поступили первые панические данные по тяжёлым танкам Германии, которые якобы были вооружены чуть ли не 105-мм пушками и обладали толстой бронёй.

Тотчас на Кировский завод в Ленинграде поступили указания довести броню танка КВ до 90 мм в первом варианте и до 120 мм во втором варианте.

Первые же расчёты показали, что танк КВ с броней 90 мм будет весить немного более 50 т, а с бронёй лобовых листов корпуса и башни толщиной 120 мм, вес танка достигнет почти 53 т.

Помимо того, что для танков такого боевого веса не существовало надёжной агрегатной базы и двигателя нужной мощности, возникала большая проблема при передвижении столь тяжёлых машин по мостам и громадные трудности при буксировке вышедших из строя, застрявших и подбитых танков.Поэтому, наряду с простым утолщением брони до требуемых величин на КВ-1, решили проработать и альтернативный вариант танка, с не меньшей защитой, но с сильно сниженным весом.

Эскизное проектирование поручили старейшему в КБ инженеру Н.В. Цейцу. Последний решил максимально снизить высоту корпуса, применить рациональные углы наклона брони, скомпоновать моторно-трансмиссионную группу по типу Кристи (применённому на танках серии БТ) и отказался от тяжёлой внутренней стальной конструкции корпуса, сделав несущими 100-мм вертикальные борта. От КВ осталась торсионная подвеска (облегчённая), а от старого Т-28 — двухрядные бортовые редуктора (переработанные).

Бронезащита наиболее поражаемых деталей танка была эквивалентна 120 мм и имела следующие толщины и наклон от вертикали:

  • НЛД — 100 мм под углом 37 гр.,
  • ВЛД — 60 мм под углом 60 гр.,
  • передние верхние бортовые листы — 60 мм под углом 55 гр. (под углом 90 гр. к их верт. проекции),
  • задние верхние бортовые листы — 60 мм под углом 35 гр.(под углом 90 гр. к их верт. проекции),
  • нижние бортовые листы и верт. кормовой лист — 100 мм,
  • верхний и нижний кормовые листы — 30 мм (под углами 70 и 65 гр.),
  • крыша и дно — 20 мм, под МТО — 13 мм,
  • башня — 100 мм под углом 30 гр, маска пушки до 125 мм.

Подсчёт веса танка по эскизу дал 34,4 т, что позволяло использовать 500-сильный мотор В-2, вместо менее надёжного 600-сильного мотора В-2К. В дальнейшем, при повышении надёжности последнего мотора, танк с таким двигателем мог достичь максимальной скорости почти в 40 км/ч. С 500 сильным мотором танк развивал 34,5 км/ч.

Размеры альтернативного КВ-3 составляли (Д×Ш×В): 6350×3200×2400 мм. Клиренс 450 мм. Круг обслуживания башни в свету — 1750 мм.

Удельное давление на грунт по тракам, без погружения гус. цепи — 0,64 кг/см. кв.

Запас хода по шоссе/просёлку — 300/200 км.

В конце 1940 г. в проекте танка появилась командирская башенка (взятая с проекта модернизированного КВ-1 с 90-мм бронёй), что увеличило вес танка на 200 кг. Предполагалось также экранировать заднюю верхнюю часть борта (наименее защищённое место корпуса), разместив под наклонными экранами инструмент и ЗИП.

Вооружение танка, по первоначальному проекту, состояло из 76,2-мм орудия с длиной ствола в 51,6 калибра (при патроне от зен. пушки 3К). Серийные танки пошли в бой с орудиями с длиной ствола в 41,6 калибра (патрон от дивпушки обр. 02/30г.). При этом, при второй волне паники, весной 1941 года, в танк планировалось установить 106,7-мм/L43 пушку с гильзой от М-60.

Т.к. проект альтернативного КВ-3 позволял экономить почти 20 т веса танка, при аналогичной защищённости, то в начале осени 1940 года было принято решение производить ещё не существующий танк с января 1941 г. сразу на двух заводах: Кировском в Ленинграде и ЧТЗ.

Несмотря на небольшое количество КВ-3 в боевых частях, на начало войны, противник испытывал настоящую танкобоязнь на участках, где применялась машина. Непробиваемый никакими орудиями до дистанции 500 м, танкисты отлично видели большие мишени в виде 88-мм зениток и 105-мм пушек и эффективно их уничтожали.

Весовая сводка.

  • Башня с масками, весом электродов и комбашней — 5,41 т.
  • Орудие с установкой — 0,95 т.
  • Оборудование башни и погон — 0,55 т.
  • Боекомплект — 0,9 т.
  • Броня корпуса с электродами — 13,7 т.
  • Стальные конструкции корпуса — 1,2 т.
  • Моторно-трансмиссионная группа с радиаторами, водой, маслом — 2,8 т.
  • Топливо с баками — 0,62 т (570 л).
  • ЗИП, экипаж, эл/оборудование, привода, сиденья, боеукладка, радиостанция — 1,33 т.
  • Ходовая часть — 7,1т.

Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account