1

 

Еще до начала Первой мировой войны, в 191-1913 годах, на Черном море проводились опыты по поиску подводных лодок и минных заграждений с применением аэропланов. Полеты, проведенные лейтенантом В. В. Дыбовским, показали, что в водах Черного моря на небольших глубинах хорошо просматриваются подводные лодки как на ходу, так и лежащие на грунте, поэтому в начале войны в российском флоте уделяли внимание именно применению аэропланов, а о дирижаблях имели только общее представление. В то же время в Англии против подводных лодок противника наиболее широко применялись именно управляемые дирижабли.

Опираясь на опыт союзников, командование Черноморского флота 16 августа 1914 года издало приказ № 269, в котором в одном из разделов указывалось:

«Для отыскания и уничтожения неприятельских подводных лодок, а также для наблюдения за морем в видимости береговых постов, для несения разведочной и сторожевой служб и других боевых целей при авиации Черноморского флота сформировать отряд дирижаблей».

Этому приказу предшествовали неоднократные обращения воздухоплавателей России к руководству Морского Генерального штаба об организации кадровых воздухоплавательных отрядов на флотах, тем более что в сухопутных войсках такие отряды, вооруженные управляемыми дирижаблями, уже применялись при проведении военных маневров.

Приказ вышел очень вовремя, так как в начале июня 1915 года появилась достоверная информация о появлении в Константинополе германских подводных лодок. В этих условиях решено было срочно приобрести в Англии четыре дирижабля типа «Skout» объемом 4500 м³ и скоростью до 80 км/ч. Для обучения летному делу на дирижаблях в Англию откомандировали двух морских офицеров и несколько матросов.

Летом 1916 года вышел еще один приказ за №144 начальника морского штаба главнокомандующего при авиации Черноморского флота, которым учреждался отряд в составе четырех дирижаблей для использования их в поисках подводных лодок. Командиром отряда назначили воздухоплавателя (с опытом сухопутных полетов) штабс-капитана Липпинга, его помощником – военного моряка Сахарова. До получения из Англии дирижаблей «Черномор» (такое наименование получили русские морские дирижабли) в отряд передали для тренировки дирижабль «Голубь», построенный еще в 1910 году на Ижорском заводе Морского ведомства. Вернувшиеся из командировки флотские воздухоплаватели должны были сначала облетать дирижабль «Голубь», но этого сделать не удалось: из-за полученных в сильный ветер повреждений дирижабль пришел в негодность, и его разобрали 22 июня 1916 года. Но зато воздухоплаватели получили большой опыт разборки конструкции «Голубя», обращения с механизмами и ухода за оболочкой.

С прибывшими из Англии дирижаблями возникли трудности: оказалось, что отсутствуют инструкции по сборке, подъемные механизмы и эллинг. По этой причине сборку выполнили чисто «по-русски» – вручную доставали из ящиков тяжеленные моторы, по наитию собирали конструкцию-каркас. Удивительно, собрали все правильно, что очень поразило английских инструкторов – мичмана Шанкса и лейтенанта Хитчкока. Немного позднее, уже после сборки «Черномора-1», прибыл и был собран эллинг.

Начались тренировочные полеты «Черномора-1», о чем поспешили сообщить вышестоящему начальству, однако последующие испытания выявили ненадежность двигателей «Санбим». Так, 3 декабря, при одном из вылетов остановился один из двигателей; решено было вернуться, но из-за быстрого охлаждения (так как солнце скрылось за облаками) дирижабль стал падать и приводнился в Казачей бухте. Дирижабль отбуксировали в Круглую бухту, но неудачи продолжали преследовать его. Во время транспортировки к эллингу поднялся сильный ветер. Поскольку подручными средствами дирижабль не могли удержать, приняли решение разобрать его прямо на дороге.

Дирижабли типа «Черномор» в российском флоте

Дирижабли типа «Черномор» в российском флоте

Не повезло и второму «Черномору» – опять остановился двигатель во время пробного вылета. Из-за этого пришлось сделать вынужденную посадку на аэродроме Качинской школы военных летчиков. При посадке остановился и второй двигатель. «Черномор-2» тоже пришлось разобрать.

Третий экземпляр «Черномора» собрали и уже готовились проводить пробный вылет, но 24 марта 1917 года вследствие внезапного порыва сильного ветра дирижабль сорвало с креплений прямо в эллинге и он получил повреждения. Приняли решение его разбирать прямо в эллинге, но во время разборки произошел взрыв водорода в его оболочке. В возникшем пожаре сгорел сам дирижабль, эллинг, газгольдеры и бензобаки с горючим.

Комиссия не обнаружила причину аварии и гибели дирижабля «Черномор-3».

Следствием этих событий стал приказ командующего флотом дирижабль «Черномор-4» не собирать, а все имущество сдать в порт; по некоторым данным его передали армейскому воздухоплавательному отряду. Так закончилась попытка применения дирижаблей в противолодочной обороне Черноморского флота.

источник: Г. Ф. Петров «Дирижабли типа «Черномор» в российском флоте» сборник «Гангут» вып. 35

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account