Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Принято считать. что за весь XVIII век в артиллерии не появилось ничего принципиально нового, и что арматы Северной войны практически не отличались от пушек времен Бородина и Ватерлоо. Относительно полевой артиллерии это, в общем и целом, верно, но во флотской кое-что интересное все-же произошло.
В 1745 году в Англии был запатентован артиллерийский кремневый замок, а через некоторое время наладили выпуск морских орудий с такими замками. Важность этого изобретения состояла в том, что при стрельбе из пушек с фитильным воспламенением, стоящих на нижних палубах линкоров и фрегатов, канонир, подносящий пальник к затравочному отверстию, не мог видеть — куда он стреляет. Он должен был находиться сбоку от орудия, чтобы его не искалечило откатом, а с этой позиции смотреть в орудийный порт невозможно.
Соответственно, артиллерист не мог точно рассчитать момент выстрела. При стрельбе на относительно больших (по тогдашним меркам) дистанциях в условиях бортовой качки это нередко приводило к промахам. Ядра либо свистели над вражеским кораблем, либо зарывались в воду с недолетом.
А спуск кремневого замка осуществлялся рывком за длинную веревреку. При этом канонир мог стоять позади пушки на безопасном расстоянии, глядеть на цель сквозь амбразуру и производить выстрел точно в нужный момент.
К началу XIХ века все вводимые в строй британские линкоры комплектовались кремневыми орудиями, ими же была оснащена при ремонтах и модернизациях значительная часть старых кораблей, в том числе знаменитый нельсоновский "Виктори". Однако в других странах внедрение новинки происходило гораздо медленнее. Даже при Трафальгаре почти весь французский флот был вооружен фитильной артиллерией, а в России производство кремневых пушечных замков по английскому образцу начали еще позже — в 20-е годы XIX века.
Флоты второстепенных морских держав этот "хайтек" вообще обошел стороной, там использовали фитильные пушки вплоть до появления капсюльных ударно-спусковых механизмов.
Кремневые пушечные замки различных образцов, изготовленные в последней четверти XVIII и в первой половине XIX века.
Механизм пушечного кремневого замка, курок спущен.
Орудия с кремневыми замками на батарейной палубе линкора "Виктори". Спусковые шнуры обмотаны вокруг замков.
Пушка на верхней палубе того же линкора. Для предохранения от морской воды и осадков замок прикрыт жестяным кожухом.
Английский (вверху) и русский (внизу) кремневые пушечные замки. Хорошо видно, что российский механизм, выпущенный в Туле в 1836 году, является почти точной копией английского.
Реплика русской карронады XIX века с кремневым замком.