Хотя в нумерации двигатель DB-603 и расположен перед DB-605 его серийное производство началась позже. Фирма Даймлер-Бенц осенью 1936 года предложила RLM авиадвигатель мощностью 1030-1100 КВт (1400-1500 лс.), но не получила на него заказа. Дело ограничилось только согласием RLM в части разработки данного двигателя. DB-603 и его дизельный вариант DB-607 изначально разрабатывались как авиационные двигатели,но затем так же были разработаны танковыe и лодочные варианты — MB-503 (бензиновый) и MB-507 (дизельный).
Оба эти двигателя в марте года 1938 успешно прошли испытания,но вновь военные не проявили интереса к этим двигателям. Между тем в свoём письме от 11 марта 1937 года RLM вообще распорядилось прекратить разработку DB-603. В итоге первый опытный образец авиационного двигателя DB-603 был испытан на стенде в декабре 1939 года. Таким образом были потеряны примерно 2 года.
В 1939 году фирма Даймлер-Бенц начала постройку рекордного автомобиля Т 80 на котором было решено установить двигатель DB-603. Вариант двигателя для данного автомобиля на стенде развил мощность 2800 л.с. Специалисты ожидали увеличение мощности примерно до 3500 л.с. RLM оплатило все затраты которые фирма понесла при разработке данного двигaтеля и купила у Даймлер-Бенц одноцилиндровый опытный агрегат. Дальнейшие работы по этому двигaтелю фирма вела на собственные средства. В конце 1939 года в RLM был направлен доклад о ходе работ по DB-603. RLM даже выдало разрешение на продажу этого двигателя за рубеж.
В начале 1940 года ситуация резко изменилась и RLM инициировало переговоры о как можно более быстрой организации серийного производства и поставках этих двигателей авиастроительным фирмам. 3 февраля был выдан заказ на поставку первых 120 авиадвигателей. Конструкция DB-603 была аналогичной конструкции DB-601. Oсновное отличие заключалось в рабочем объёме двигателей — 44,5 литра против 33,9 литра. При этом при разработке DB-603 конструкторы учли опыт, полученный при разработке и доведении его предшественников DB-600 и DB-601. Основные отличия были в расположении свечей на внутренней и внешней сторонах цилиндров, регулятор мощности двигателя был соединён с регулятором воздушного винта, система охлаждения работала под давлением и позволяла эксплуатировать двигатель при максимально допустимой температуре охлаждающей жидкости до 115°С, улучшенный нагнетатель с расчетной высотой 5700 метров. Степень сжатия цилиндров обоих рядов двигателя была различной. Цилиндры левой стороны имели степень сжатия 7,3, цилиндры правой стороны 7,5. Вызвано это было тем, что нагнетатель располагался на одной стороне двигателя и длина воздуховодов к рядам цилиндров была различной. Когда дело дошло до производства двигателей с правым и левым направлением вращения начали применять новый планетарный редуктор который соответствовал этим требованиям. Двигателя DB-603 серий А,В и С имели левое направление вращения в то время как варианты D, E и F правое.
Серийное производство двигателя началось в 1941 году, объёмы которого былине велики. В 1941 году было выпущено всего 120 двигателей с одноступенчатыми нагнетателями. Как и ожидалось их ресурс был не велик и составлял в среднем 40-50 часов. Большое количество прототипов и предсерийных самолётов ожидали поступления этого двигателя. Пока же многие из них совершали свои первые полёты с двигателями других типов. К двигателю DB-603 как и к DB-605 предъявлялись те же требования по части увеличения мощности и высотности. Tак возникли варианты, работавшие на синтетическом бензине С-3 с октановым числом 95-100 и имевшие более высокую степень сжатия, водо-метаноловое форсирование и улучшенные нагнетатели, которые в одноступенчатом варианте E/G имели высотность до 7400 метров.
Последние серийные варианты L и N имели двухступенчатый нагнетатель, охладитель нагнетаемого воздуха и дроссель перед крыльчаткой нагнетателя. Высотность этих двигателей достигала 9200 метров. Ожидалось увеличение высотности до 11000 метров. Cтартовая мощность серий A-F сначала составляла 1750 л.с. Затем мощность возрастала до 1800 л.с. у серии Е,1900 лс у серии G. С использованием впрыска водо-метаноловой смеси при помощи устройства MW-50 мощность увеличивалась до 2250 л.с. у двигателей серий А и Е, 2000 л.с. у серии L, 2100 л.с. у LA. У варианта N представлявшей собой существенно улучшенную версию высотного двигателя взлётная мощность увеличивалась до 2750 л.с. Серия DB-603 N и двигатель с туpбокомпрессором DB-603 U не успели запустить в серию. Всего разрабатывались 36 различных версий двигателя DB-603. Произведено 8758 двигателей DB-603 различных серий. Различались эти двигателя друг от друга в основном лишь сортом используемого топлива, расчетной высотностью и (за исключением варианта DB-603 N) не значительными специальными мелкими деталями. Опытные образцы Me-410, He-219, Do-335, Ta-152C испытывались с двигателями семейства DB-603.
Высотный авиадвигатель серии DB-603 L с массивным 2-х ступенчатым нагнетателем
Рекордные двигатели фирмы Даймлер-Бенц и двигатели DB-603
Образцы |
DВ-601 Re 3 |
DB-601 Re-4 |
DB-601 Re-5 |
DB-603 A/D |
DB-603 E (DB- |
DB- (DB-603 N) |
Компоновка¹ |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
Охлаждение |
водяное |
водяное |
водяное |
смесь воды с глюколем |
смесь воды с глюколем |
смесь воды с глюколем |
Диаметр цилиндров мм |
150 |
150 |
150 |
162 |
162 |
162 |
Ход поршня мм |
160 |
160 |
160 |
180 |
180 |
180 |
Рабочий объём л |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
44,5 |
44,5 |
44,5 |
Степень сжатия |
8 (SK)² |
8 (SK) |
8 (SK) |
7,5/7,3 (87) |
7,5/7,3 (87) |
7,5/7,3 (87) |
(Окт. число бензина) |
|
|
|
|
8,5/8,3(100) |
8,5/8,3(100) |
Нагнететатель |
одноступенчатый |
одноступенчатый |
одноступенчатый |
одноступенчатый |
одноступенчатый |
двухступенчатый |
Редукция винта |
0,65 |
0,65 |
0,65 |
0,52 |
0,47 (0,52) |
0,52(0,48) |
Размеры |
|
|
|
|
|
|
длина мм |
1852 |
1852 |
1852 |
2610 |
2610 |
2705 |
ширина мм |
739 |
739 |
739 |
830 |
830 |
830 |
высота мм |
1027 |
1027 |
1027 |
1167 |
1167 |
1167 |
Сухая масса кг |
610 |
610 |
610 |
910 |
910 |
975 |
Стартовая мощность, л.с. |
1220/1660 |
1515/2060 |
2035/2770 |
1285/1750 |
1320/1800 |
1470/2000 |
1394/1900* |
2020/2750** |
|||||
при об/мин |
2650 |
2980 |
3100 |
2700 |
2700 |
2700/3000** |
Давление наддува |
1,59 |
1,75 |
2,38 |
1,37 |
1,45 |
— |
Взлётная и боевая мощность, л.с. |
|
|
|
1110/1510 |
1015/1330 |
1110/1510 |
при об/мин |
|
|
|
2500 |
2500 |
2500 |
на расчетной высоте, м |
|
|
|
5700 |
7400 |
9200 |
Минимальный расход топлива, кг/квт×ч(кг/л.с.×ч) |
300/220 |
300/220 |
313/230 |
279/205 |
279/205 |
292/215 |
Удельная мощность, кг/квт×ч(кг/л.с.×ч) |
0,50/0,37 |
0,40/0,30 |
0,30/0,22 |
0,71/0,52 |
0,69/0,51 |
0,67/0,49 |
Удельная мощность, квт/л (лс/л) |
36,0/48,9 |
44,7/60,7 |
60,9/81,7 |
28,9/39,03 |
29,7/40,4 |
33,0/44,9 |
|
He 100 V2 |
He 100 V3 |
He 100 V8, Me 206 V1 |
AM c 1944 c MW-50 стартовая мощность |
EM c 1944 c MW-50 стартовая мощность |
**N серия максимальные обороты двигателя 3000 об/мин. Нагнетатель с охладителем воздуха и с дросселем |
- Все двигатели были перевёрнутыми (цилиндры располагались внизу).
- SK (Sonder Kraftstoff) -специальное топливо на основе спирта.
Различные варианты двигателя DB-603 планировалось устанавливать на следующих прототипах или предсерийных самолётах: Ме-209 и Ме-309, летающей лодке Blohm & Voss BV 238, высотном истребителе BV 115 (DB -603U), DB-603T в качестве привода высотного нагнетателя в фюзеляже Do 219 P. Один из вариантов тяжелого бомбардировщика He-177 должен был иметь 2 двигателя DB-613 представлявшего собой спаренный двигатель DB-603.
Развитие единого быстро сменяемого силового блока предусматривало разработку двигателей DB-603 и Jumo-213. Двигатель DB-603 LA предназначался для установки на истребители Та-152С и в качестве переднего двигателя на Do-335. Он имел обозначение «DB 603 B1». Силовая установка включала в себя сам двигатель с системой охлаждения в комплекте, выхлопной системой, кожухом двигателя и редуктором.
В системе охлаждения использовалась водогликолиевая смесь в соотношении 50:50, что позволяло эксплуатировать двигатель при максимальной температуре охлаждающей жидкости до 125°С. Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости на уровне земли была 115°С градусов, на высоте 12 000 метров 112°С градусов. Размеры радиатора рассчитывались из таких соображений, что на уровне земли при наборе высоте и на режиме боевой мощности нормальное охлаждения двигателя обеспечивалось уже при скорости 300 км/ч. Для старта двигателя при низкой температуре в зимних условиях как и у всех немецких авиационных двигателей имелся специальный кран позволявший подмешивать к моторному маслу бензин. При внешней температуре около -30°С содержание топлива в двигательном масле допускалось около 25 %. Так же допускалось в течении 3-х секунд при запуске двигателя в условиях очень низких температур впрыскивать во впускной тракт двигателя ацетилен.
A-1285 Квт (1750 л.с)
|
Одноступенчатый нагнетатель. Расчётная высотность 5700 м
|
AA-1225 Квт (1670 л.с.)
|
С опытным образцом одноступенчатого нагнетателя с расчётной высотностью 7300 м
|
АЕ-1285 Квт(1750 л.с.)
|
С системой MW-50
|
АМ-1655 Квт(2250 л.с.)
|
Синтетический бензин с октановым числом -95 100 марки С3 и с системой MW-50
|
AS-1320 Квт (1800 л.с.)
|
Бензин С3. Расчетная высотность 7400 м
|
AS-1225 Квт (1670 л.с.)
|
Бензин с октановым числом 87 марки В4. Серийный вариант
|
B-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Правое и левое направление вращения коленчатого вала
|
C-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту F с удлинённым валом винта
|
D-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту А Другая редукция винта
|
E-1320 Квт (1800 л.с.)
|
Улучшенный нагнетатель. Расчётная высотность 7400 м
|
EB-1660 Квт (2260 л.с.)
|
С системой MW-50
|
EC-1765 Квт (2400 л.с.)
|
Бензин C3 с системой MW-50
|
F-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту Е с редуктором VDM
|
F-1540 Квт (2100 л.с.)
|
Последний серийный вариант с бензином C3 и с системой MW-50
|
G-1395 Квт (1900 л.с.)
|
Бензин С2 (получен при перегонке нефти ,октановое число 95-100) либо синтетический С3.Расчетная высотность 7400 м
|
H-1470 Квт (2000 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту G. Расчетная высотность 7400 м
|
J-1470 Квт (2000 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту G. Другая редукция винта
|
K-1395 Квт (1900 л.с.)
|
Вариант аналогичный варианту G. Другой редуктор
|
L-1470 Квт (2000 л.с.)
|
Вариант высотного двигателя с 2-х ступенчатым нагнетателем с расчетной высотностью 9200 м. Двигатель мог работать как на бензине марки В4 так и С3
|
LA-1545 Квт (2100 л.с.)
|
Вариант высотного двигателя с 2-х ступенчатым нагнетателем с с системой MW-50. Аналогичен варианту L. Расчетная высотность 9000 м
|
LM-1545 Квт (2100 л.с.)
|
Аналогичен варианту L. Обурудован системой MW-50
|
M-1395 Квт (2000 л.с.)
|
Аналогичен варианту K. Другое направление вращения
|
MA-1545 Квт (2100 л.с.)
|
Аналогичен варианту LA. Другое направление вращения
|
N-2020 Квт (2750 л.с.)
|
Вариант высотного двигателя с 2-х ступенчатым нагнетателем. В данном варианте были произведены значительные доработки ряда узлов и деталей. Оборудован системой MW-50. Максимальные обороты двигателя 3000 об/мин. Бензин С3.Сухой вес около 1000 кг. Расчетная высотность 9200/11000 м
|
NS-2020 Квт (2750 л.с.)
|
Вариант N с шиберным управлением газораспределительного процесса (традиционные клапана отсутствуют)
|
P-2020 Квт (2750л.с.)
|
Аналогичен варианту N. Другое направление вращения
|
Q-1655 Квт (2250 л.с.)
|
Аналогичен варианту EM. Задний двигатель Do-335
|
R-1330 Квт (1810 л.с.)
|
Вариант с турбокомпрессором. Расчетная высотность 13500 м
|
S-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Вариант созданный для обеспечения наддува силовой установки состоящей из двигателей DB-605 T
|
T-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Вариант созданный для обеспечения наддува силовой установки состоящей из двигателей DB-605 T. Создан на базе варианта DB-603H. Расчетная высотность 13800 м
|
U-1330 Квт (1810 л.с.)
|
Вариант с турбокомпрессором. Расчетная высотность 13000 м
|
W-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Левый двигатель силовой установки DB-613 A
|
X-1285 Квт (1750 л.с.)
|
Правый двигатель силовой установки DB-613 B
|
Y-1320 Квт (1800 л.с.)
|
Левый двигатель силовой установки DB-613 C
|
Z-1320 Квт (1800 л.с.)
|
Правый двигатель силовой установки DB-613 D
|
Единые силовые установки DB-603 которые серийно производили либо вели подготовку к их серийному производству.
- — DB-603 А. Высотность 5700 м
- — DB-603 Е. Высотность 7400 м
- — DB-603 L. Высотность 9200 м
- — DB-603 LA. Высотность 9000 м
- — DB-603 U. Высотность 13000 м
- — DB-603 N. Высотность 9200/11000м
Мощностные характеристики максимальных стартовых мощностей различных вариантов двигателей DB-600,DB-601,DB-603,DB-605 .Рекордные двигателя имели нагнетатель обеспечивающий наибольшую мощность двигателя на предельно малой высоте.