Дальний бомбардировщик Ил-52. СССР

2

В авиации не бывает случайностей, а любая случайность – результат закономерности.  История необычного проекта бомбардировщика Ил-52 – тому подтверждение.

Дальний бомбардировщик Ил-52. СССР

Несмотря на то, что по истории КБ Ильюшина опубликованы тысячи статей, монографий, вышли монументальные труды Н. Д. Таликова и Ю. А. Егорова, ни в одной из них нет даже упоминания о самолете Ил-52 – стратегическом бомбардировщике типа «летающее крыло». Интересно, почему? Автор предполагает, что задание на такой самолет С. В. Ильюшин не получал, и проект был проработан вчерне, «на запас», так сказать. Однако немного предистории.

История создания скоростного дальнего бомбардировщика (СДБ) началась в конце 40-х годов. Окончание Второй мировой вой­ны ознаменовалось появлением ядерного оружия, которое впервые в истории было применено американскими ВВС в войне с Японией.

Новый вид оружия потребовал создания для него надежных средств доставки. Поэто­му сразу же после войны в США и Великобри­тании были развернуты широкомасштабные научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские работы по созданию средних и тяжелых стратегических бомбардировщиков.

В США фирмами «Конвэр» и «Боинг» были спроектированы и построены самолеты YB-60 и В-52, имевшие межконтинентальную дальность полета. Предпочтение было отда­но самолету В-52 и с августа 1954 г. он начал поступать на вооружение авиакрыльев САК.

Ранее на конкурсной основе были пост­роены средние стратегические бомбарди­ровщики Конвэр ХВ-46, Боинг ХВ-47 и Мар­тин ХВ-48. Лучшим оказался В-47 и уже в марте 1950 г. началось его серийное произ­водство.

Дальний бомбардировщик Ил-52. СССР

В Великобритании прошли испытания и были запущены в серию средние стратегиче­ские бомбардировщики Авро «Вулкан», Виккерс «Вэлиент» и Хэндли Пейдж «Виктор».

Это не могло не обеспокоить советское военное руководство, поэтому такие работы начались и в СССР.

Вначале в качестве носителя предполага­лось использовать самолет Ту-4, который яв­лялся «аналогом» американской «сверхкре­пости» В-29. Но это было лишь временной мерой.

Несмотря на молниеносную быстроту, с которой он был запущен в серийное произ­водство, Ту-4 является всего лишь переход­ным типом бомбардировщика, так как его летные характеристики, такие как скорость и дальность полета, а также масса боевой на­грузки уже не удовлетворяли советское во­енное руководство.

В условиях быстрого развития и совер­шенствования реактивной истребительной авиации, соединения поршневых бомбарди­ровщиков не смогли бы успешно преодолеть мощную противовоздушную оборону потен­циального противника, что, кстати, подтвер­дилось во время войны в Корее в 1950–53 гг., когда самолеты В-29 и В-50 в воздушных бо­ях с истребителями МиГ-15 понесли ощути­мые потери и вынуждены были перейти к бо­евым действиям ночью.

Создание тяжелого бомбардировщика представляло в то время очень сложную тех­ническую задачу.

Дальний бомбардировщик Ил-52. СССР

Переход от поршневых самолетов со взлетной массой порядка 40–50 т и скоро­стями полета 500–600 км/ч на реактивную технику с массами 150–200 т и околозвуко­выми скоростями потребовал проведения большого объема аэродинамических иссле­дований, научных проработок по вопросам прочности и аэроупругости, создания совер­шенно новых конструкций, материалов и оборудования.

Сложной проблемой было создание мощ­ного турбореактивного двигателя (ТРД) – первые ТРД только появились, имели малую тягу и ресурс, большие удельные расходы топлива, низкую надежность.

Кроме того, среди отечественных авиаци­онных специалистов в то время не было еди­ного мнения о возможности создания само лета с ТРД, имеющего межконтинентальную дальность полета.

Некоторые из них считали, что создать та­кой самолет в сжатые сроки вообще невоз­можно.

Как-то, при разговоре с министром авиаци­онной промышленности М. В. Хруничевым, И. В. Сталин поинтересовался, можно ли со­здать межконтинентальный бомбардировщик на базе самолета Ту-16, добавив еще два дви­гателя и увеличив его размеры и массу? На что был получен отрицательный ответ. Тогда он решил побеседовать лично с А. Н. Туполевым.

На аналогичный вопрос вождя Туполев заявил, что при существующих двигателях получить большую дальность не удастся. Тог­да Сталин сказал, что другой конструктор бе­рется создать такую машину. Для этого ему будут созданы все условия. Этим конструкто­ром был Мясищев.

История создания легендарного «Бизона» подробно описана в «Иллюстрированной энциклопедии самолетов ЭМЗ им. В. М. Мясищева», том 5.

Сергей Владимирович знал об этом разговоре со Сталиным от самого Хруничева, благо был с ним в хороших отношениях. Однозначно, как и А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин также не взялся бы за такую работу, если бы и к нему обратился Сталин с аналогичным вопросом.

Однако, будучи человеком с дальним прицелом, Ильюшин поручает отделу общих видов сделать первые прикидки облика стратегического бомбардировщика. Никакое ТЗ, никакие Правительственные постановления со сжатыми сроками не висели над головами конструкторов – абсолютное творчество.

Получилась уникальная машина – бомбардировщик типа «летающее крыло». Конечно, и до этого были у нас ЛК – например, проект И. В. Четверикова от 1946 года, но Ил-52, даже сейчас, спустя 60 лет смотрится удивительно элегантно и современно. Даже Ил-54, созданный и испытанный позднее, являлся характерным примером конструкции реактивного бомбардировщика середины-конца 50-х годов, тогда как Ил-52 нес в себе все черты современных машин 80-90-х годов.

Дальний бомбардировщик Ил-52. СССР

Автор — К. Удалов

 

Ссылка но надо регистрироваться— http://www.avicopress.ru/index.php/aviation/russian/82—-52

гело
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account